- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: Состав слова
Тема урока: Состав слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сарсенгалиева Т.Н. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Состав слова..
Цель: - формирование у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;
- привитие интереса к
изучению основных морфем языка с целью лучшего овладения навыками орфографии.
- расширить словарный запас учащихся на основе изучения морфемного состава слова.
Оборудование: карточки, интерактивная доска.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
-
Организационный момент: (3 мин) Звучит веселая мелодия.
Здравствуйте, ребята. Настрой на позитив.
Я попрошу Вас нарисовать мордашку, показывающую настроение, с которым пришли на урок.
Хочу пожелать чтобы ваше настроение было хорошее в течение урока.
Сегодня на уроке мы узнаем как образуются новые слова, с помощью чего это происходит.
Запись числа и темы урока.
-
Словарная работа. (показ слайда со словом «Ярмарка» )
Знаете ли вы ребята, откуда пришло к нам слово «Ярмарка»?. Оказывается, пришло оно к нам из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нем две части: «яр»- то есть «год» и «марк» - «торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар.
-
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы с вами устроим ярмарку. (8 мин.)
Каждый человек, пришедший на ярмарку что-то покупает или продает. Вы тоже пришли не с пустыми руками, у вас товар - домашнее задание. Кто хочет продать свой товар. Купить можете любое домашнее задание, для этого у вас имеются деньги.
Сочинение «Первый президент Независимой Республики.»
(У детей в руках 3, 4, 5тенге за лучший ответ дают деньги. )
-
Объяснение новой темы. Работа в парах. Самостоятельное чтение текста. (5мин.)
Учитель: Молодцы. А сейчас вы поработаете в парах. Ознакомитесь с текстом. И выполните задание.
(Раздает тексты, каждой паре по одному тексту. )
Большинство самостоятельных слов русского языка можно разделить на значимые части - корень, приставка, суффикс, окончание. Корень - общая часть родственных слов. Приставка - значимая часть слова. Стоит перед корнем, служит для образования новых слов. Суффикс - значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Задание. Расположите части слова согласно правилу.(рисуют схему на листочке)
Новые слова:
Корень- түбір
Суффикс -жұрнақ
Окончание - жалғау
Учитель: Из каких частей состоит слово?
Что такое корень?
Что такое приставка?
Что такое суффикс?
Что такое окончание?
-
Поисково - исследовательская работа. (показ слайда) (3 мин.)
Сравните эти слова и скажите чем они отличаются.
учительница, учитель
учить
учителю, учителям, учителями.
лесной, лесник, лесничество
лес
в лесу, лесом, леса.
-
Появляется купец с товаром. (5 мин.)
Хожу я по базару.
Ищу себе я пару
Помогите мне, друзья!
Ведь без пары мне нельзя.
Помогите мне, ребята, найти пару, справиться с тремя заданиями. А я вас угощу своим товаром.
Задание. Спишите, выделите основу и окончание.
Родная страна, родной дом, родное село, теплая погода, теплый месяц, теплое время, холодная осень, холодный ветер, холодное молоко.
Купец. (5мин)
Мой товар ты выбирай.
А другой не замечай!
Ты корзину подставляй
И прставок засыпай.
Задание: подобрать как можно больше слов с приставками: за-, по-, при-, до-, под.
(3мин.)
Учитель. Ярмарка в самом рагаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музики на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни «Светит месяц» и попробуйте изобразить игру на музыкальных инструментах .
Задание. Составить постер. Словобразование. Групповая работа.
Даю вам возможность задать два вопроса нашему купцу
Купец.
Спасибо, ребята, теперь я найду вторую свою половину. Прощайте. Встретимся на следующей ярмарке.
Словарная работа Подберите к названиям профессии слова на русском языке.
Ұшқыш-
Құрылысшы-
Биші-
Жүргізуші-
Суретші-
Жазуші-
Шаштаразшы-
Задание. Чтение притчи. «Невезучий мальчик»
Беседа по тексту
-Почему юноша думал, что богатство принесет счастье?
- Почему некоторых людей деньги приводят к счастью, а других приводят к бедам.
- Представьте, однажды вы нашли клад. Как бы вы им распределили?
Рефлексия «Две звезды, одно пожелание».
Учащимся будет предложено на стикерах написать 2 лучших момента урока и пожелание.
Домашнее задание. Взять интервью у родителей « Если вы однажды нашли клад, как бы вы им распорядились?»
Рефлексивный отчет
4 декабря 2014 года провела открытый урок по русскому языку на тему «Состав слова»
Цели урока:
формирование у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;
- привитие интереса к изучению основных морфем языка с целью лучшего овладения
навыками орфографии.
- расширить словарный запас учащихся на основе изучения морфемного состава слова.
Оборудование к уроку: Презентация, листы А-4, карточки, фломастеры, стикеры, рисунки тенге, тексты.
Заранее в кабинете столы были расставлены необычным образом, потому что на уроке я
решила применить метод групповой работы. Так как целью моего урока была научить
детей самостоятельно добывать знания, с позитивным настроем, попросила учащихся
нарисовать на листочках мордашки, показывающую настроение, с которым пришли на
урок.
Урок начала со словарной работы, знакомство с новым словом. Игровой момент на уроке всегда повышает интерес к предмету. Поэтому проверку домашнего задания организовала в форме ярмарки. Каждый имел право купить домашнее задание, вырабатывался умение оценивать работу одноклассника. Домашнее задание сочинения написали все учащиеся класса. Каждая работа была интересна по-своему. Но больше всего мне понравилась работа самого слабого ученика Жолдасбаева Е., который написал, что их бывшая одноклассница переехала с родителя в Астану. Часто звонит бабушке и дедушке, ей там скучно, но город ей очень нравится. Там столько красивых «мест» и все это сделал «наш единственный и любимый президент».
Самостоятельная форма знакомства с новой темой, работа с текстом. Учащиеся научились правильно использовать материал и составлять схему.
Поисково-исследовательская работа легко далась учащимся, потому что я думаю из-за самостоятельного усвоения нового материала.
Появление купца детей сильно развеселил и задания они выполняли активно. Большое затруднение вызвало задание составить новые слова с данными приставками. Задание было дано индивидуально каждому учащемуся. Сильные ученики справились быстро, а слабым было тяжело. Но групповую работу и защиту постера дети выполняли активно. Момент, когда детям дали возможность задать от группы вопросы, они бурно обсуждали, какую конкретно задать вопрос. Каждый хотел задать свой вопрос. Были такие вопросы: чем отличаются современная торговля от старого вида торговли? Довольны остались вы нашими ответами и что нам пожелаете, и др.
При проведении беседы по тексту «Невезучий мальчик» активность проявляли почти все учащиеся, хотя текст достаточно сложное для уровня 5 класса.
Работой в парах закончили размышлениями над вопросами:
-Почему юноша думал, что богатство принесет счастье?
- Почему некоторых людей деньги приводят к счастью, а других приводят к бедам.
- Представьте, однажды вы нашли клад. Как бы вы им распределили?
Закончили урок рефлексией «Две звезды, одно пожелание»,где учащимся было предложено на стикерах написать 2 лучших момента урока и пожелание.
Выводы и предложения: урок учащимся понравился. Работа класса по группам, а также по парам в целом, мне понравилась. Только наблюдалась небольшая трудность при работе составления новых слов. Надо усилить работу над расширением словарного запаса учащихся. Я думаю, что каждый урок, тщательно разработанный учителем, учитывающий уровень подготовки детей, будет детям интересно, повысит их интерес к предмету, а отсюда и качество знании учащихся.