Тема урока: Состав слова

Тема: Состав слова.. Цель:  - формирование у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования; -  привитие интереса к  изучению основных морфем языка с целью лучшего овладения навыками орфографии. - расширить словарный запас учащихся на основе изучения морфемного состава слова. Оборудование: карточки, интерактивная доска.   Методы: словесный, наглядный, практический.                                       Ход урока: 1.                  Организационный момент: (3 мин) Звучит веселая м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Состав слова..

Цель: - формирование у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;

- привитие интереса к

изучению основных морфем языка с целью лучшего овладения навыками орфографии.

- расширить словарный запас учащихся на основе изучения морфемного состава слова.

Оборудование: карточки, интерактивная доска.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

  1. Организационный момент: (3 мин) Звучит веселая мелодия.

Здравствуйте, ребята. Настрой на позитив.

Я попрошу Вас нарисовать мордашку, показывающую настроение, с которым пришли на урок.

Хочу пожелать чтобы ваше настроение было хорошее в течение урока.

Сегодня на уроке мы узнаем как образуются новые слова, с помощью чего это происходит.

Запись числа и темы урока.

  1. Словарная работа. (показ слайда со словом «Ярмарка» )

Знаете ли вы ребята, откуда пришло к нам слово «Ярмарка»?. Оказывается, пришло оно к нам из немецкого языка. Если присмотреться внимательно к слову, то можно увидеть в нем две части: «яр»- то есть «год» и «марк» - «торг», «рынок», «базар». Что же получилось? Ежегодный торг, базар.

  1. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы с вами устроим ярмарку. (8 мин.)

Каждый человек, пришедший на ярмарку что-то покупает или продает. Вы тоже пришли не с пустыми руками, у вас товар - домашнее задание. Кто хочет продать свой товар. Купить можете любое домашнее задание, для этого у вас имеются деньги.

Сочинение «Первый президент Независимой Республики.»

(У детей в руках 3, 4, 5тенге за лучший ответ дают деньги. )


  1. Объяснение новой темы. Работа в парах. Самостоятельное чтение текста. (5мин.)

Учитель: Молодцы. А сейчас вы поработаете в парах. Ознакомитесь с текстом. И выполните задание.

(Раздает тексты, каждой паре по одному тексту. )

Большинство самостоятельных слов русского языка можно разделить на значимые части - корень, приставка, суффикс, окончание. Корень - общая часть родственных слов. Приставка - значимая часть слова. Стоит перед корнем, служит для образования новых слов. Суффикс - значимая часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов. Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Задание. Расположите части слова согласно правилу.(рисуют схему на листочке)

Новые слова:

Корень- түбір

Суффикс -жұрнақ

Окончание - жалғау

Учитель: Из каких частей состоит слово?

Что такое корень?

Что такое приставка?

Что такое суффикс?

Что такое окончание?

  1. Поисково - исследовательская работа. (показ слайда) (3 мин.)

Сравните эти слова и скажите чем они отличаются.

учительница, учитель

учить

учителю, учителям, учителями.

лесной, лесник, лесничество

лес

в лесу, лесом, леса.

  1. Появляется купец с товаром. (5 мин.)

Хожу я по базару.

Ищу себе я пару

Помогите мне, друзья!

Ведь без пары мне нельзя.

Помогите мне, ребята, найти пару, справиться с тремя заданиями. А я вас угощу своим товаром.

Задание. Спишите, выделите основу и окончание.

Родная страна, родной дом, родное село, теплая погода, теплый месяц, теплое время, холодная осень, холодный ветер, холодное молоко.

Купец. (5мин)

Мой товар ты выбирай.

А другой не замечай!

Ты корзину подставляй

И прставок засыпай.

Задание: подобрать как можно больше слов с приставками: за-, по-, при-, до-, под.

(3мин.)

Учитель. Ярмарка в самом рагаре. Всюду торг, говор, смех, веселье. А уж без музики на ярмарке никак нельзя. Вслушайтесь в мелодию русской народной песни «Светит месяц» и попробуйте изобразить игру на музыкальных инструментах .

Задание. Составить постер. Словобразование. Групповая работа.

Даю вам возможность задать два вопроса нашему купцу

Купец.

Спасибо, ребята, теперь я найду вторую свою половину. Прощайте. Встретимся на следующей ярмарке.

Словарная работа Подберите к названиям профессии слова на русском языке.

Ұшқыш-

Құрылысшы-

Биші-

Жүргізуші-

Суретші-

Жазуші-

Шаштаразшы-

Задание. Чтение притчи. «Невезучий мальчик»

Беседа по тексту

-Почему юноша думал, что богатство принесет счастье?

- Почему некоторых людей деньги приводят к счастью, а других приводят к бедам.

- Представьте, однажды вы нашли клад. Как бы вы им распределили?

Рефлексия «Две звезды, одно пожелание».

Учащимся будет предложено на стикерах написать 2 лучших момента урока и пожелание.

Домашнее задание. Взять интервью у родителей « Если вы однажды нашли клад, как бы вы им распорядились?»











Рефлексивный отчет

4 декабря 2014 года провела открытый урок по русскому языку на тему «Состав слова»

Цели урока:

формирование у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;

- привитие интереса к изучению основных морфем языка с целью лучшего овладения

навыками орфографии.

- расширить словарный запас учащихся на основе изучения морфемного состава слова.

Оборудование к уроку: Презентация, листы А-4, карточки, фломастеры, стикеры, рисунки тенге, тексты.

Заранее в кабинете столы были расставлены необычным образом, потому что на уроке я

решила применить метод групповой работы. Так как целью моего урока была научить

детей самостоятельно добывать знания, с позитивным настроем, попросила учащихся

нарисовать на листочках мордашки, показывающую настроение, с которым пришли на

урок.

Урок начала со словарной работы, знакомство с новым словом. Игровой момент на уроке всегда повышает интерес к предмету. Поэтому проверку домашнего задания организовала в форме ярмарки. Каждый имел право купить домашнее задание, вырабатывался умение оценивать работу одноклассника. Домашнее задание сочинения написали все учащиеся класса. Каждая работа была интересна по-своему. Но больше всего мне понравилась работа самого слабого ученика Жолдасбаева Е., который написал, что их бывшая одноклассница переехала с родителя в Астану. Часто звонит бабушке и дедушке, ей там скучно, но город ей очень нравится. Там столько красивых «мест» и все это сделал «наш единственный и любимый президент».

Самостоятельная форма знакомства с новой темой, работа с текстом. Учащиеся научились правильно использовать материал и составлять схему.

Поисково-исследовательская работа легко далась учащимся, потому что я думаю из-за самостоятельного усвоения нового материала.

Появление купца детей сильно развеселил и задания они выполняли активно. Большое затруднение вызвало задание составить новые слова с данными приставками. Задание было дано индивидуально каждому учащемуся. Сильные ученики справились быстро, а слабым было тяжело. Но групповую работу и защиту постера дети выполняли активно. Момент, когда детям дали возможность задать от группы вопросы, они бурно обсуждали, какую конкретно задать вопрос. Каждый хотел задать свой вопрос. Были такие вопросы: чем отличаются современная торговля от старого вида торговли? Довольны остались вы нашими ответами и что нам пожелаете, и др.

При проведении беседы по тексту «Невезучий мальчик» активность проявляли почти все учащиеся, хотя текст достаточно сложное для уровня 5 класса.

Работой в парах закончили размышлениями над вопросами:

-Почему юноша думал, что богатство принесет счастье?

- Почему некоторых людей деньги приводят к счастью, а других приводят к бедам.

- Представьте, однажды вы нашли клад. Как бы вы им распределили?

Закончили урок рефлексией «Две звезды, одно пожелание»,где учащимся было предложено на стикерах написать 2 лучших момента урока и пожелание.

Выводы и предложения: урок учащимся понравился. Работа класса по группам, а также по парам в целом, мне понравилась. Только наблюдалась небольшая трудность при работе составления новых слов. Надо усилить работу над расширением словарного запаса учащихся. Я думаю, что каждый урок, тщательно разработанный учителем, учитывающий уровень подготовки детей, будет детям интересно, повысит их интерес к предмету, а отсюда и качество знании учащихся.


© 2010-2022