Урок-конференция «О человеческой ценности и внутреннем достоинстве» по рассказам В. М. Шукшина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-конференция

«О человеческой ценности и внутреннем достоинстве»


(по рассказам В.М.Шукшина и по произведениям живописи - 2 часа)

Автор разработки:

Клюкина Татьяна Евгеньевна

учитель русского языка и литературы

ГАОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства

Цель занятия: воспитывать гуманное отношение к человеку на примерах произведений В.М. Шукшина и произведений живописи, развивать нравственные качества человека, определить, в чем заключается гуманизм писателя, каково его представление о смысле жизни, о чем заставляет задуматься В. Шукшин

Оборудование: портрет, выставка книг, фотоматериалы для стенда «Мне больно, когда…»

Доска: В искусстве уютно быть свободною булкой французской,
Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой, с калиною красной вприкуску,

черняшкою той, без которой немыслим народ.

(Е. Евтушенко)

Вопросы конференции:

1. Смысл притчи о самарянине и как она пересекается с творчеством

В. Шукшина? (повесть «Калина красная», рассказ «Материнское сердце»);

2. Проблема гуманизма и милосердия в произведениях искусства и

творчестве В. Шукшина («Верую»);

3. Чего в жизни и в людях не принимает В.Шукшин?

(«Срезал», «Бессовестные», «Крепкий мужик»);

4. Какова направленность поисков писателя?

(«Чужие», «Заревой дождь», «Калина красная», «Материнское сердце»);

5. Ложные и истинные ценности героев Шукшина? («Степка», «Сапожки»).

1. Притча о самарянине: один иудей шёл из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, избили и ушли, оставив его едва живым. Случайно той дорогой шёл священник, посмотрел на него и прошёл мимо. Также и левит был на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. За ними тем же путём проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился над ним: перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил на своего осла, привёз в гостиницу и там заботился о нём. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: «Позаботься о нём, и, если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».

Объясните смысл этой притчи: помощь ближнему, милость людям, попавшим в беду (повесть «Калина красная», рассказ «Материнское сердце»);

2. Работа в группах:

Задание первой и второй группам: назвать известные художественные произведения, которые учат нас великодушию и состраданию (прокомментировать ответ);

Задание третьей и четвёртой группам: назвать произведения искусства, проникнутые гуманизмом

(прокомментировать ответ);

Ответ первой группы:

- В.Г. Распутин «Уроки французского» - уроки доброты;

В.П. Астафьев «Людочка», О. Генри «Дары волхвов» - совестливость, любовь к ближнему;

Ответ второй группы:

- У М.А. Шолохова есть замечательный рассказ «Судьба человека». В нём повествуется о трагической судьбе солдата, который во время войны потерял своих родных. Однажды он встретил мальчика - сироту и решил назваться его отцом. Этот поступок говорит том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

- Виктор Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора; Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду, но через час полиция задержала преступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, поражённый услышанным, в одну минуту пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком;

Ответ третьей группы:

Известный кинорежиссёр С. Ростоцкий говорил, что снял фильм «А зори здесь тихие…» как дань благодарности женщине - санитарке, которая вытащила его с поля боя во время Великой Отечественной войны.

Ответ четвёртой группы:

- Глубиной и гуманизмом проникнуто искусство великого итальянского живописца Рафаэля Санти. В своих Мадоннах он вдохновенно выразил высшую меру человеческого благородства, милосердие, высочайшее проявление человеческого гения, глубину гуманизма, благородства. («Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Донна Велата»)

3. В начале 60-х годов в кино и литературу пришел яркий талант, со своей темой, со своим героем - В.М.Шукшин. Максимальными трудностями был усыпан жизненный путь писателя, максимальными были его замыслы. По-иному нельзя определить и стремление Шукшина выразить себя в качестве актера, кинорежиссера, писателя. В начале 60-х годов прошлого века у начинающих писателей было принято отправляться на поиски новых героев и новых сюжетов куда-нибудь далеко, на стройку, в географическую экспедицию. Как тогда говорилось: «делали себе биографию». У Шукшина биографии хватило бы на многих.

Рос без отца в маленьком селе Сростки на Алтае. После окончания 7 классов работал слесарем, учеником мастера, грузчиком. Затем 4 года службы на флоте, сдача экстерном экзаменов на аттестат зрелости, работа учителем русского языка, литературы, истории. В 1954 году - режиссерский факультет ВГИКа. Это был талантливый и разносторонне одаренный актер, прозаик, киносценарист, режиссер.

Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро укорачивает все его благие порывы. По словам Л. Аннинского, «главным пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню». Это, впрочем, отнюдь не означает, что Шукшин деревню идеализирует: у него встречается немало вполне отталкивающих типов самого что ни на есть крестьянского происхождения (например, в рассказах «Вечно недовольный Яковлев» (1974), «Срезал», «Крепкий мужик» (1970) и др.). Основной пафос творчества писателя в том, что красоту и силу своих героев он видел в огромной любви к людям.

В чем же человеческая ценность и внутреннее достоинство, по мнению Шукшина, каково его представление о смысле жизни?
Давайте ответим на первый вопрос, подготовленный к обсуждению: Чего в жизни и в людях не принимает писатель? Как, по мысли Шукшина, нельзя жить, какие жизненные принципы он отвергает?

Первое место в ряду рассказов отведем герою рассказа «Срезал».

1) Опишите портрет Глеба Капустина, авторские характеристики героя.
Докажите псевдоученность и демагогию героя.

Вывод: Для творчества Шукшина характерно обращение к теме «несрастания» города с деревней. Герои часто попадают из города в деревню или наоборот. В рассказах такого рода, решается вопрос о том, что дает человеку, его нравственному облику земля и что отнимает у него как у личности город. Глеб Капустин - крестьянин, мужик, но он жесток, даже «добрая» плотницкая работа не делает его лучше. Он так и остался краснобаем с интересной, но чуждой народу формой самоутверждения.

Сравнение горожанина и крестьянина здесь явно в пользу горожан, растерянных и беззащитных перед лицом самоуверенного и псевдообразованного Глеба.

В каких бы формах не проявлялась жестокость, она всегда чужда народному миропониманию. ( Так, может ли это быть полноценная, гармоничная личность? Если он знает математику, но не знает литературу, душа его неразвита?)

Для доказательства этой мысли рассмотрим рассказ «Крепкий мужик».

а) Разрушение старой церкви воспринимается как акт вандализма, направленный лишь на самоутверждение власти колхозного бригадира.

- В какой сцене с психологической достоверностью раскрывается характер
Шурыгина? («Сперва Шурыгин распоряжался крикливо, с матерщиной, но когда стал прибегать народ, почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями»).

Вывод: жестокость страшна не только тогда, когда она направлена против людей, она отвратительна и тогда, когда направлена против произведений культуры, против красоты, созданной предками. Односельчане строго судят Шурыгина, приговор ему выносит народ, который звучит из уст матери героя: «Глаз теперь не кажи на люди... Со стыда усохнешь». Наряду с откровенными формами оскорбительного отношения к человеку
Шукшин обращается к формам более или менее замаскированным, когда невнимание к людям проявляется как мещанство. Обратимся к анализу более сложных человеческих отношений на материале рассказа «Бессовестная».

- Поддерживаете ли вы Малышеву? Если да, то, что вас привлекает в героине?

- Должны ли такие люди жить среди нас?

- Если Малышева неправа, то почему Отавиха и Глухов «вылетели, как ошпаренные», из дома, где проходило «сватовство», почему за воротами, не глядя друг на друга устремились в разные стороны?

- Малышева, конечно, герой необычный. Всю жизнь жила так, как когда-то начинала ее мать в юности, в героическое двухцветное время, когда мир делился на белых и красных. Для нее не существует мелочей. Все так жить не могут, не хватит сил, мужества. Но такие люди должны быть, чтобы сверять по ним свои поступки. И Малышева образумила стариков - жениха и невесту не для того, чтобы продемонстрировать перед деревней свое превосходство, ни одному человеку в селе она не рассказала про редкостное сватовство, значит, старалась не ради того, чтобы поддержать свой престиж, а ради самих стариков.

- На чьей же стороне симпатии читателя? Стариков или Малышевой?

Почему?

В Малышевой есть стремление навязать другим свое отношение к жизни. Она причисляет себя к тем, кто горит, а не тлеет, считает, что в повседневной жизни нет содержания.

А сама разве всю жизнь не прожила одна? А делала ли она кому добро? А кем работала?

Вывод: Малышева жестока, несмотря на то, что работала то она секретарем в
сельском совете. Никакое прошлое не даст ей права навязывать другим свои нормы жизни.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, в жизни и людях Шукшин не принимает жестокости, невнимания к людям, в каких бы формах они не проявлялись. Разговор об отрицании закончим размышлением писателя о поисках идеала. Какова же направленность поисков писателя? В рассказе «Чужие» сравните судьбы двух никогда не встречавшихся современников. С одной стороны, великий князь Алексей, дамский угодник, транжирящий казну, виновник гибели русского флота в войне с Японией, с другой стороны, безвестный пастух из глухой сибирской деревни (дядя Емельян).

К какому выводу подводит читателя автор в конце рассказа? (Это навеки чужие сыновья одного народа).

Рассказ «Заревой дождь» построен на драматическом диалоге между умирающим колхозным коммунистом Ефимом Бедаревым и мужиком по имени Кирька, когда-то раскулаченным. Их спор - это столкновение двух отношений к жизни. Бедарев всю энергию отдал людям ради того, чтобы им жилось лучше. Он не жалеет об этом, его рецепт - сознание, что жил он не зря. Кирька же «всю жизнь гребёт под себя, но не стал от этого счастливее». Чуть позже он выговаривает умирающему Ефиму: «Сам не жил как следует и другим не давал. Ошибся ты в жизни, Ефим».

Вопрос: кто же всё-таки ошибся в жизни? (рассказ заканчивается поражением Кирьки, который и сам это ощущает)

КАКОВА же направленность поисков писателя? К какому идеалу он стремится? Автор ищет положительного героя.

А теперь давайте ответим на вопрос о ложных и истинных ценностях души любимых героев Шукшина.

Праздник шукшинских героев поднимает человека над повседневностью, над обыденной жизнью. Этой мыслью проникнут один из самых трагических рассказов Шукшина «Степка».

Ради встречи с родной деревней, с родными местами, не отбыв последних трех месяцев заключения, приходит домой Степка, точно зная, что его заберут снова, прибавят два года: «Ничего, я теперь подкрепился... А то сны замучили...» Что же толкает его на этот необдуманный поступок?

Степка устраивает себе праздник - праздник короткой встречи с родиной. Шукшин не идеализирует «озорника», не знающего на что выплеснуть нерастраченные силы, а показывает ностальгию человека. Разговор о праздниках героев Шукшина завершаем обращением к истинным праздникам - праздником радости близкого человека. Под этим углом зрения рассмотрим рассказ «Сапожки».

а) Зачитайте размышление героя о жизни: «Вот так живешь 45 лет уже - все думаешь: ничего...»

б) К какому желанию приводят эти размышления Сергея Духанина? (устроить праздник не себе, а другому человеку: «возьми, сделай радость человеку!»)

в) Чтобы купить сапожки Сергею приходится (что нередко в нашей жизни выдержать и грубость продавщицы, и насмешки друзей). Но сапожки не лезут на «крепкую крестьянскую ногу».
г) Испорчен ли праздник? «Нет, не в сапожках дело ... Ничего. Хорошо».

д) Так что же такое настоящий праздник? (Умение понять другого человека, сделать для него что-то доброе, быть понятым - это самый большой праздник).

В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.

Писатель ненавидел людей сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.Шукшин писал: «Как у всякого что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения «интимные»- письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п… А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда шумно), бывает ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба; благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой».

В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы задумались, что происходит с нами. Таким образом, рассказы Шукшина все-таки заставят нас подумать о человеческой ценности, о настоящей интеллигентности, о внутреннем достоинстве.

В своем последнем письме в 1974 году Шукшин писал: «Русский народ за свою историю отобрал и сохранил ... такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту ... Уверуй, что все это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай все это за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». В этом есть гуманизм Шукшина.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Василий Макарович унаследовал от русской литературы главное: обнаженную совестливость, как высший нравственный принцип, как непосредственное условие художественности, народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев, великую обеспокоенность главным вопросом: Что такое жизнь? Зачем жить? Как жить? Высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба Родины неразделимы.

По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. Любимые герои В. М. Шукшина ненавидят пошлость, мещанство, корысть.

Мерилом ценности в произведениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни - вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность. Шукшинские герои готовы постоянно пребывать в поиске истины.









© 2010-2022