Конспект урока по литературе на тему Рассказ А. П. Чехова Толстый и тонкий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 6 А классе по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

Цель:

1. Метапредметные: смысовое чтение; умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владение монологической речью

2. Регулятивные: видение проблемы, выстраивание путей анализа произведения, распределение обязанностей в группе.

  1. Личностные:Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками

Задачи:

Оборудование: Словари толковые Даля, Ожегова, этимологический Федорова, словарь античности.

  1. Затруднительная ситуация

Учитель: Бывает в жизни так, что нужно высказать свое отрицательное отношение к поступку или поведению знакомого, приятеля. Какими словами это можно сделать? (т. е. Это слова с оценочным значением )

-Дома вы прочитали рассказ Чехова «Толстый и тонкий». Наверное, посмеялись. Над чем? Автору нравятся его герои? Мы это чувствуем? Как он это показывает читателю? Есть оценочная лексика с негативным оттенком, которую назвали вы, или другая?

- Чехов идет непонятным, неизвестным нам путем. Значит мы говорим на разных языках... И что нам теперь делать? (дети определяют и формулируют проблему и цель)

2. Определение плана деятельности)

- На доске эпиграф: Надо вдумываться в речь, в слова (А.П.Чехов)

- Разминка: Какое значение имеет приставка В? Направленность действия вглубь, доведение действия до предела, углубление в какое-л. действие особенно с оттенком интенсивности

- Какой смысл несет в себе слово вдуматься? Какие слова вы еще можете привести с таким же значением приставки?

- Каким путем мы пойдем, вдумываясь в речь, пытаясь понять рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?( попытаемся выработать план наших рассуждений)

во-первых,...

во-вторых,...

(Ставят задачи, адекватные поставленной цели) при помощи лексики, синтаксиса, специальных слов, повторов, строения текста

  1. поиск информации

Лексика

-Начнем с названия...Что значат слова толстый и тонкий? Это главное для писателя? Подберем синонимы. (богатый -бедный) Почему? Докажите текстом. Какие слова непонятны? ( хересом и флердоранжем, Троп выделяется, «выбегает» вперед: навьючен) Можно ли слова «Толстый и тонкий» написать с большой буквы?

-Где происходит действие рассказа? Что значит слово вокзал? Откуда оно к нам пришло? Какие теперь бывают вокзалы?

-Посмотрите ключевые слова во 2, 3, 4м абзацах. (облобызались, устремлены, ошеломлены) Какого стиля эти слова? Последнее предложение 4ого абзаца... Не вызывает вопросов? Приятно- ошеломлены. Объясните при помощи толкового словаря это слово. За счет чего возникает ирония, как она усиливается? Это предложение почти дословно повторяется в конце рассказа. Что произошло с друзьями детства? Фраза звучит так же?

-

В тетрадях у детей толкование слов ( вокзал, навьючен, вьюк, ошеломить, шлем) и выводы.

.

Словообразование

  • Следующем абзаце Очень интересное слово в характеристике толстого (красавец, душонок, щеголь) Душонок Разберите по составу? Найдите однокоренные слова с положительной оценкой в словаре. Такого нет. Что обозначает суффикс? Приведите примеры слов с этим суффиксом. Хвалит своего друга?

  • посмотрите рассказ далее. Где еще отношение автора передается через морфемы... Ключевой момент, когда изменяются их отношения (Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...)

Синтаксис:

  • Что еще есть в этих 2х предложениях (Однородные члены). Какова их роль? Т.е. Синтаксис тоже работает?

-Какие еще синтаксические конструкции часто используются в рассказе?

- ПО группам Найти, посчитать и сделать выводы об употреблении обращений, восклицательных предложений (11), Предложений с многоточиями(16), Вопросительных(24) . Какую роль играют эти синтаксические конструкции? Зачем они?

-Собираем пласты лексики: Специальной (департамент, колежский асессор, ведомство, статский советник, тайный советник) ; Разговорной...

Дома:

Письменная работа:

1) Какое слово вам запомнилось больше всех и почему?

  1. Выпишите слова, которые Чехов повторяет не раз. Как вы думаете, почему А. П.Чехов их повторяет?

  2. Что смешит вас в речи тонкого

  3. Почему рассказ не назван «Порфирий и Михаил»?


© 2010-2022