Урок по повести А. Г. Алексина «А тем временем где-то. .. »

Проблемный урок урок по технологии «педагогическая мастерская». Урок направлен на освоение обучающимися произведения и инициирование поступков главного героя на себя. Урок проводится в классе, где обучающиеся заранее ознакомлены с произведением. Урок является неотъемлемой частью формирования условий для социализации будущих выпускников. Задачи: вырабатывать умение высказывать свою точку зрения, определять точку зрения автора; учить вдумчивому чтению, видеть скрытый смысл фраз, выявлять проблемат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Урок по повести А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»Тема урока «Быть человеком»

(Проблема взросления в повести А. Алексина «А тем временем где-то...»)

Цели: определить, когда происходит взросление человека; выяснить, как соотносится возраст человека с понятием «взросление»; выявить основные проблемы в повести

Задачи: вырабатывать умение высказывать свою точку зрения, определять точку зрения автора; учить вдумчивому чтению, видеть скрытый смысл фраз, выявлять проблематику произведения.

Сверхзадача: личностное переосмысление обучающимися произведения и инициирование поступка главного героя на себя.

Применяемые технологии: технология учебного диалога, проблемного обучения, педагогическая мастерская.

Методы обучения: проблемный диалог, побуждающе-исследователъский; создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны; создания благоприятного общения.

Метапредмет: возраст, взросление

Ход урока

  1. Индуктор. СЛАЙД 1.

- Случалось ли вам замечать, что ваши близкие, возможно, родные люди поступают не по совести, не по чести? Что вы при этом испытывали?

- Хотелось вам что-либо изменить?

- Легко ли осознавать, что близкие вам люди поступают недостойно?

- О чем говорит способность человека замечать такие поступки, возможно, исправлять их?

- О чем мы сегодня поговорим? (О взрослении).

Мы поговорим о взрослении человека, размышляя над повестью А.Г. Алексина «А тем временем где-то...». СЛАЙД 2. От чьего лица идет повествование? (От лица Сережи Емельянова. Это 15-летний молодой человек, вспоминающие события трехгодичной давности). СЛАЙД 3.

- Почему автор отдает право голоса подростку? (Люди в таком возрасте острее чувствуют несправедливость, они более искренние).

Говоря о взрослении, я хочу спросить вас: «А вы считаете себя взрослыми людьми?».

  1. Деконструкция и реконструкция.

Чтобы понять каждого из вас, прошу взглянуть на листы у вас на столах. Посмотрите на первое высказывание. Это деформированная цитата Надеи Ясмински, молодой белорусской писательницы. СЛАЙД 4. Прочитайте ее. Сейчас вам предстоит заполнить пробелы в высказывании, но вставить те слова, которые вам близки. То есть, я прошу отразить ваше понимание проблемы взросления.

  1. «Социализация».

-Зачитайте, пожалуйста, что у вас получилось.

Каждый смотрит на эту проблему по-разному.

- А считает ли себя взрослым Сережа Емельянов?

- Каким Сережа был в начале повести? Чтобы это выяснить, заполните кластер. Запишите прилагательные и существительные, характеризующие главного героя в начале повести. Для этого опирайтесь на первую и вторую главы. СЛАЙД 5.

СЕРЕЖА


- Можно ли по этим качествам понять, что это взрослый человек?

- Ну, может быт, поступки героя совместимы с поведением взрослого человека? (Нет). Какие именно поступки?

Получается, о чем говорит нам эта схема? (Сережа обычный подросток. Он не взрослый).

Как окружающие относились к таким поступкам Сережи? (Отрицательно, так как семья Сережи была показательная, образцовая).

Родители отличались от всех других. В чем же именно это проявлялось?

Сравним. СЛАЙД 6

Родители в обычной семье

Родители Сережи

Не всегда посещали родительские собрания

Посещали все родительские собрания

Не всегда участвуют в жизни школы

Истинные друзья школьного коллектива

Не всегда находят общие дела

Совершают пробежки вокруг дома, вместе идут на работу, вместе возвращаются домой

Что мы видим?

  1. Обращение к новой информации, и её обработка.

- Как называет автор семью Сережи? (Образцовая). СЛАЙД 7.

- Что значит «образцовый»? Подберите синонимы к этому слову. СЛАЙД 8.(Отличный, примерный, идеальный, безукоризненный, безупречный, совершенный, достойный, неподражаемый).

- У Сережи замечательные родители. Как он сам относится к ним? (Гордится ими, чувствует себя за ними как за каменной стеной).

- Получается, что у Сережи была беззаботная жизнь. Почему? (Всё, что у него было, было от рождения. Всё было хорошо. Он жил без тревог, его ничего не беспокоило).

- Что же это означает? Как беспечная жизнь влияет на человека? (В большинстве благополучных семей дети взрослеют позже).

Но иногда так случается, что в нашей жизни происходят события, которые могут изменить всю нашу жизнь.

- Какое, казалось бы, незначительное обстоятельство сыграло злую шутку с героем? (У Сережи и его отца были одинаковые имена). *Подсказку найдете в начале повести. СЛАЙД 9.

Не случайно эти слова вынесены в начало повести, ведь это изменило всю жизнь главного героя.

- Что же случилось? (Сережа, вернее это должен был быть его отец, получает письмо от женщины).

Письмо. Несколько строчек. Просмотрите это письмо.

- Какие чувства испытывал Сережа после прочтения? (Он остановился. Руки дрожали. Он чувствовал обиду, негодование. В нем проснулось желание защитить свою семью).

- Кто эта женщина? Почему она написала письмо отцу Сергея? (Это Нина Георгиевна, первая жена отца. Она нуждалась в помощи, потому что лишалась второй раз в жизни самого дорогого. От нее уходил приемный сын). СЛАЙД 10.

Встретившись с Ниной Георгиевной, Сережа понял, что семья не нуждается в защите, в защите нуждается именно эта женщина.

- Что же нового узнал мальчик о взаимоотношениях людей? С чем он столкнулся в квартире Нины Георгиевны? (С предательством)

- Кто оказался предателем? (Отец Сережи и приемный сын Нины Георгиевны Шурик). СЛАЙД 11.

- Чьё предательство поразило Сережу больше всего? (Отца).

Почему? (Это был удар, которого Сережа не ждал. Идеалы разрушены, разрушен миф об идеальной семье. Всё, во что верил мальчик раньше, исчезло).

- Как такое принять 12-летнему мальчишке? (Тяжело, неприятно, больно).

Но это было только первое разочарование. Мы сказали, что сначала Сережа соотносил взрослость человека с возрастом. Сережа познакомился с Шуриком, 16-летнем парнем. Сравните этих мальчиков, их внешний вид, манеры, отношение к окружающим, внутренние качества. Каким перед читателем предстает Шурик? (Этот, вроде бы взрослый парень, выглядит эгоистично. Он злой, бессердечный, любит только себя, любит, чтобы только ему было хорошо).

Несмотря на возраст, Шурик тоже не выглядит взрослым.

- А что еще вызывает в Шурике неприязнь со стороны Сережи? (Фамилия «Емельянов». Потому что эта фамилия ассоциируется с положительными качествами, с образцовой семьёй).

Шурик носит фамилию Емельянов, отец носит эту фамилию, Сережа, Нина Георгиевна. Всё смешалось в голове главного героя. Откройте 9 главу. Прочитайте первое предложение. Как его понять? (Из моей жизни ушла беспечность. Это значит, что жизнь Сережи больше не будет прежней. Он столкнулся с неприятными сторонами жизни. Уже не будет легкомысленного веселья, глупых поступков.). СЛАЙД 12.

- Что значит беспечность, беспечный? (Такой, который ни о чём не беспокоится)

- Что же произошло с Сережей? (Он повзрослел).

- Изменилось ли представление Сережи о взрослости? (Да).

- Что изменило представления героя о взрослении? (Столкновение с жизненными трудностями).

- Так когда же человек взрослеет? (Когда он начинает задумываться, когда из его жизни уходит беспечность).

- Что значит быть взрослым на самом деле? (Уметь отвечать за других, жертвовать собой ради других. Видеть все + и - стороны жизни, принимать их, давать им справедливую оценку).

- Научился Сережа жертвовать собой? (Да)

- Научился он быть в ответе за близких? (Да)

- Найдите подтверждение этим словам в 10 главе. («Потребность стать чьим-то защитником, избавителем, пришла ко мне первым зовом мужской взрослости»).


  1. Исправление и обновление созданного учеником.

Взгляните еще раз на высказывание Надеи Ясмински. Как вы думаете, какие слова здесь пропущены?

- Вот так и становишься взрослой, - внезапно поняла она. - Не тогда, когда тебе исполняется определенное количество лет. А тогда, когда где-то внутри появляется грустинка, и ты знаешь, что теперь она будет с тобой всегда. А пока нет грустинки, ты еще ребенок… СЛАЙД 13.

Вы согласны с данным выражением?

  1. Рефлексия

Изменилось ли что-нибудь в вашем представлении о взрослении?

Что бы вы хотели изменить в себе после нашего урока?

Что изменится в ваших взаимоотношениях с близкими?






© 2010-2022