Рабочая программа по русскому языку по УМК А. Д. Шмелёва для 5 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

гимназия № 498

Невского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 498

Протокол от________ №____.

«Утверждаю»

Приказ от _____ № ___

Директор гимназии

___________ Н.В.Медведь



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку



для 5 класса



учителя русского языка и литературы



СМИРНОВОЙ ЛАРИСЫ ЮРЬЕВНЫ (ВКК)





Срок реализации программы 2015-2016 учебный год





Санкт-Петербург

2015


Содержание.




  1. Пояснительная записка..

3

  1. Характеристика классов.

7

  1. Тематический план.

7

  1. Содержание программы

8

  1. Тематическое (поурочное) планирование.

11

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

27

  1. Критерии и нормы оценки знаний

31

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

35

  1. Список литературы и ресурсов сети интернет.

35






Пояснительная записка


Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и Программы по русскому языку для основной школы.

Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и формировании важнейшей компетенции личности - умения учиться.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897

  • Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

  • Образовательная программа ГБОУ гимназии № 498 на 2015-2016 учебный год, принята Педагогическим советом, протокол от 18.06.2015 № 7, утверждена приказом директора от 18.06.2015 № 124

  • Учебный план и план внеурочной деятельности ГБОУ гимназии № 498, принят Педагогическим советом, протокол от 18.06.2015 № 7, утвержден приказом директора от 18.06.2015 № 124

  • Календарный учебный график ГБОУ гимназии № 498 на 2015-2016 учебный год, принят Педагогическим советом, протокол от 18.06.2015 № 7, утверждена приказом директора от 18.06.2015 № 124.

Рабочая программа разработана на основе

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку (для 5 - 9 классов);

  • Образовательной программы курса «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О.Савчук,Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

  • формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

  • развитие у учащихся интереса к родному языку, осознания его как части русской национальной культуры;

  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой;

  • формирование у учащихся чувства языка;

  • воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  • сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

  • познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

  • регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической

(языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.


Используемый УМК

Обучение ведётся по учебнику «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О.Савчук,Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.; Аудиоприложение к учебнику, учебные словари, учебные инструкции, проектные задания.

Количество учебных часов.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» является обязательным для изучения. В Учебном плане ГБОУ гимназии № 498 на изучение курса «Русский язык» в 5 классе отведено 5 часов в неделю (170 часов в год),из них на развитие речи 4 часа (сочинение-3 часа, изложение -1 час), контрольные -9 часов

Используемые технологии обучения.


  • проблемно-диалогическая технология,

  • технологии оценивания учебных успехов;

  • проектная технология;

  • технология развития критического мышления;

  • интерактивные технологии;

  • технология анализа ситуаций для активного обучения;

  • технология активизации творческого процесса.

  • технология «Мозговой штурм»;

  • технология «Метод проектов»

  • Внеурочная деятельность по предмету («Проба пера»)

Виды и формы промежуточного и итогового контроля.


ОМЗ - обязательный минимум знаний (зачет/незачет)

I четверть

II четверть

III

четверть

IV четверть

Итоговый контроль (год)

ОМЗ

Тестовая работа

ОМЗ

Контрольное изложение

ОМЗ

Контрольный диктант с грамматическим заданием

ОМЗ

Тестовая работа

Контрольное изложение с творческим заданием









Характеристика классов


В 5 «А» классе обучается 30 человек. Из вновь прибывших - Смирнов Никита. Учащиеся легко вовлекаются в различные виды деятельности по предмету. К урокам и учебным занятиям относятся ответственно, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными творческими заданиями и заданиями повышенной трудности. . Умеют находить в книгах и словарях нужный материал. Активно работают в парах и группах

В 5 «Б» классе обучается 27 человек. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы и работу в парах.

По итогам прошлого учебного года неуспевающих нет, но четверо учащихся (Неганов Николай, Андропов Егор,Синькевич Лиза и Завьялов Тимофей) 5 «Б» класса вызывают серьезные опасения. Они испытывают затруднения в освоении учебного материала, большинство домашних заданий выполняется ими недобросовестно или не выполняется вовсе, речевая активность снижена. Для повышения уровня учебной работы и результативности есть необходимость давать дифференцированные задания, обращать внимание на постоянное повторение пройденного.

В 5 «В» классе обучается 29 человек. В классе стабильная успеваемость, учащиеся обладают развитым интеллектом, хорошими творческими задатками, умеют работать по самостоятельно составленной алгоритмической схеме при решении лингвистических задач. Учащиеся хорошо мотивированы, проявляют интерес к углубленному изучению предмета, владеют УУД, соответствующими их возрасту, преимущественно коммуникативными и познавательными. Уровень знаний по предмету достаточно высок. Учащиеся с энтузиазмом открывают новые знания, однако процесс отработки и закрепления изученного требует повышенного внимания учителя.

Тематический план курса русского языка для 5 класса

Содержательные линии

Разделы курса

Кол-во часов

1. Формирование коммуникативной

компетенции

Язык и речь

12

Текст

17

2. Формирование языковой и

лингвистической компетенции

Система языка

73

Фонетика и графика

10

Морфемика и словообразование

12

Лексика

10

Синтаксис

12

Морфология

32

Правописание

34

3. Формирование культуроведческой компетенции.

Язык и культура. Культура речи

8

Повторение

17

Резервные часы

3

Всего

170

Содержание программы по русскому языку для 5 класса.

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.

Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о пунктуации; перечень видов орфограмм и название пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся 5 класса.

Глава 1. Наш родной язык.

О языке и речи. Выражение «родной язык». Язык - важнейший инструмент общения между людьми. Речь - это язык в действии.

Система языка.

Повторение изученного в 1 - 4 классах. Звуки и буквы. Состав слова. Имя существительное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Местоимение. Глагол как часть речи. Словосочетание и предложение.

Правописание. Произношение и правописание. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Правописание проверяемых глухих и звонких согласных в корне слова. Непроверяемые согласные в корне слова. Двойные согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.

Текст. Признаки текста.

Язык и культура. Культура речи как признак культурного человека.

Повторение.

Глава 2. На каком языке мы говорим.

О языке и речи. Понятие общенародного русского языка. Русский литературный языка как главная разновидность общенародного языка. Система русского литературного языка. Лингвистика. Единицы языка.

Система языка.

Фонетика. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Фонетический разбор слова.

Правописание. Гласные после шипящих и ц. Буквы а,у,и после шипящих. Буквы а,у,и,ы после ц. Буква ь как знак мягкости. Буква ь после шипящих. Разделительные ь и ъ. Прописные и строчные буквы. Собственные имена людей. Географические названия.

Текст. Тема и основная мысль текста.

Язык и культура. Нормы русского литературного языка. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь.

Повторение.

Глава 3. Как язык служит для общения.

О языке и речи. Разговорная и книжная речь как разновидности литературного языка. Речевая ситуация.

Система языка.

Морфемика Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем.

Словообразование. Образование слов с помощью приставок, суффиксов, способом сложения.

Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Правописание. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях-зар- зор-, -гар-гор-, -лож -лаг-, -рос-раст-ращ-,-скак-скоч-. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок.

Текст. Строение текста. План текста. Тезисный план. Вопросный план.

Язык и культура. Речевой этикет.

Повторение.

Глава 4. В чем заключается богатство языка.

О языке и речи.

Разновидности русского языка. Стили литературного языка. Три стиля книжного языка: научный, деловой и публицистический.

Система языка.

Лексикология. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Виды омонимов. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Фразеология. Фразеологизмы. Словари русского языка. Лингвистические словари.

Правописание. Буквы о ё после шипящих в корне. Гласные буквы и и ы в корне после приставок.

Текст. Типы речи. Повествование. Рассуждение. Описание.

Язык и культура. Лексическое богатство языка и культура речи. Культура речи как часть общей культуры человека.

Повторение.

Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей.

О языке и речи. Диалогическая и монологическая речь.

Система языка.

Синтаксис. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и.

Предложения с обращениями и вводными словами.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Способы передачи чужой речи.

Правописание. Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Тире перед обобщающим словом. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Текст. Повествование. Рассказ. Завязка, кульминация, развязка.

Язык и культура. Формы обращения и речевой этикет.

Повторение.

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь

О языке и речи. Речь устная и письменная.

Система языка.

Морфология. Части речи.

Имя существительное Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов.

Правописание. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Ь после шипящих на конце имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных -ек- и -ик-.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Слитное и раздельное написание не с существительными.

Текст. Типы речи: рассуждение.

Язык и культура. Грамматические нормы.

Повторение

Глава 7. Что такое современный язык.

О языке и речи. Современный русский литературный язык.

Система языка.

Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Разряды имен прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные. Полные и краткие прилагательные. Формы степеней сравнения прилагательных. Склонение прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.

Правописание. Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц. Правописание н и нн в прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание суффикса -ск- и -к-.

Текст. Типы речи: описание предмета.

Язык и культура. Употребление имен прилагательных в речи.

Повторение.

Глава 8. Как язык объединяет народы.

О языке и речи. Русский язык - государственный язык РФ.

Система языка.

Глагол. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть(-ться), -ти (-тисъ), -чъ (-чься). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и П спряжение. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола.

Правописание. Правописание -тъся и -чь (-чъся) в неопределенной форме (повторение). Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов .Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -

Бер-бир-, -дер-дир-, -мер- - мир-, -пер- - пир-, -тер -тир-, -стел-стил-. Правописание не с глаголами.

Текст. Типы речи: описание состояния.

Язык и культура. Употребление глаголов в речи.

Повторение.








Календарно-тематическое планирование по русскому языку


Типы уроков обозначены цифрами

1-урок открытия новых знаний

2-урок развития умений

3-урок обобщения и систематизации изученного

4-урок контроля

5-урок развития речи

6-урок обобщения, систематизации изученного

2,5 - урок развития умений и развития речи

Дата

Проведения

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Виды

контроля

Тип урока

Глава 1

Наш родной язык


О языке и речи


Первая четверть

Первая неделя


Вводный урок

Речь и речевое общение



Личностные ууд. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Познавательные. Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.

Коммуникативные. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные ууд: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Пр.: расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы

5


Родной язык



Работа с высказываниями о русском языке.

5

2 неделя

Язык и речь

Осложнённое списывание

5

Система языка (повторение изученного в начальной школе)



Звуки и буквы

Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные. Вычитывать разные виды текстов, информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план), делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку

Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные ууд: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

3


Состав слова

Самопроверка д/з

3


Имя существительное

Распределительный диктант

3


Имя прилагательное

3

3 неделя

Местоимение

Взаимопроверка д/з

3


Глагол

3


Предложение

Осложнённое списывание

3


Входной контроль на начало учебного года

Диктант

4

Правописание


Орфограммы

Орфографические правила

Пр.: освоить содержание изученных орфографических правил. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

Тест

3

4 неделя

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

Индивидуальные карточки

3


Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова

Сл/д

3


Двойные согласные в корне слова

Осложнённое списывание

3


Непроизносимые согласные

Распределительный диктант

3

Текст



Признаки текста

Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные ууд: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5

Язык и культура. Культура речи.


5 неделя

Культура речи

Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей россии, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные ууд: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Аргументированный ответ на вопрос

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 1

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

Объяснительный диктант

3


Контрольная работа по теме «повторение пройденного в 1-4 классах» и её анализ

Тест

4



Глава 2. На каком языке мы говорим


О языке и речи



Общенародный русский язык.

Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Пр.: иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные ууд: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Работа с высказываниями о русском языке.

5

6 неделя

Русский литературный язык.

5


Система русского литературного языка

Осложнённое списывание

5

Система языка



Фонетика

Звуковой состав слов и транскрипция

Л.: выразительно читать прозаически и поэтические тексты

М/п.: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему)

М/к.: работать в парах, группах

Пр.: овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.

Распознавать гласные и согласные; анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи. Производить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога.

Самопроверка д/з

3


Слог и ударение

Сл/д

3


Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

Взаимопроверка д/з

3

7 неделя

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

3


Гласные звуки: ударные и безударные

3


Графика

Буквы русского алфавита.

Обозначение звука [й']

Самопроверка д/з

3


Фонетический разбор слова

Индивидуальные карточки

3

Правописание



Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

Пр.: освоить содержание изученных орфографических правил. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

Тест

2

8 неделя

Правописание букв ь и ъ

Контроль омз

Распределительный диктант

2


Употребление прописных и строчных букв

2


Контрольная работа по теме «фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.»

Пр.: знать особенности образования гласных и согласных звуков, понимать различие между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.

М/р.: осуществлять самопроверку

Диктант с гр/з

4

Текст



Тема и основная мысль текста

Пр.: знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

Осложнённое списывание

5


Р.р. Обучение изложению

Пр.: определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Пр.: уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

М/р.: осуществлять самопроверку

Изложение

5

Язык и культура речи. Культура речи


9 неделя

Нормы русского литературного языка

Аргументированный ответ на вопрос

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа

Объяснительный диктант

3


Контрольная работа по итогам 1 четверти (тест)

Тест

4


Анализ контрольной работы.


Глава 3.

Как язык служит для общения


О языке и речи



Разговорная и книжная речь

5

Система языка


Вторая четверть

10 неделя

Морфемика

Морфемы - значимые части слова

Л.: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

М/п.: осуществлять информационную переработку текста (схема, таблица)

М/к.: формулировать собственное мнение

Пр.: осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка;

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе словообразовательного разбора

Анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов

Самопроверка д/з

1


Образование форм слов основа слова

1


Корень слова и однокоренные слова

1,2


Суффиксы

Сл/д

1.2


Приставки

1,2

11 неделя

Варианты морфем

1.2


Словообразование

Образование слов с помощью приставок

Осложнённое списывание

1


Образование слов с помощью суффиксов

Взаимопроверка д/з

1


Образование слов способом сложения

1


Морфемный разбор слова

Индивидуальные карточки

2

Правописание


12 неделя

Корни с чередованием букв а и о

Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор-

Корень -лаг- /-лож

Корень -рос-/-раст-/-ращ-корень -скак-/-скоч

Пр.: освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/к.: опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности

М/п.: использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

1


Взаимодиктант

1


Беглые гласные

Тест

1


Гласные и согласные в приставках

Распределительный диктант

1


Безударные гласные в приставках

Предупредительный диктант

1

13 неделя

Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) правописание приставок на -з/-с

Сл/д

1

Текст



Строение текста

Пр.: делить текст на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст.

М/к.: анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражать свою мысль и оценивать чужую.

М/п.: делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана

5


План текста

Осложнённое списывание

5

Язык и культура. Культура речи.



Речевой этикет

Пр.: иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;

М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 3

Объяснительный диктант

3

14 неделя

Контрольная работа по теме «чередование гласных в корне» и её анализ

Пр.: объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в

Корнях -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч-

Диктант

4



Глава 4. В чём заключается богатство языка


О языке и речи



Разновидности русского языка

Стили литературного языка (общее понятие)

Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.

Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.

М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие

Аргументированный ответ на вопрос

5

Система языка



Лексикология

Слово - основная единица лексикологии

Л.: понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций

М/п.: пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.

Пр./я: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы.

Пр./к: наблюдать за ролью разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи.

1


Способы толкования слова

Распределительный диктант

1

15 неделя

Однозначные и многозначные слова

Контроль омз

(2 четверть)

1


Прямое и переносное значения слова

1


Тематические группы слов

Самопроверка д/з

1


Омонимы

Тест

1


Синонимы

Индивидуальные карточки

1.2

16 неделя

Антонимы

1.2


Фразеологизмы

Взаимодиктант

1


К/р по итогам 2 четверти.

Контрольное изложение

Изложение

4


Анализ контрольного изложения.

4


Словари русского языка

2

Правописание


Третья четверть

Буквы о и ё после шипящих в корне

Пр.: освоить содержание изученных орфографических. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

Предупредительный диктант

1


Буквы и и ы в корне после приставок

1

Текст



Типы речи

Пр.: уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5


Р.р. Обучение сочинению

Сочинение

5



Язык и культура. Культура речи



Лексическое богатство русского языка и культура речи

Л.: осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

М/п.: использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

Работа с высказываниями о русском языке.

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 4.

Объяснительный диктант

3

Глава 5.

Как в языке выражаются отношения людей


О языке и речи



Диалогическая и монологическая речь

М/п: извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.

Пр.: иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Пр.: различать образцы диалогической и монологической речи.

М./к.: работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Самопроверка д/з

5

Система языка



Синтаксис

Словосочетание и предложение. Синтаксический разбор словосочетания

Л.: осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли,

М/п.: вычитывать все виды информации, преобразовывать информацию в таблицу. Схему, алгоритм.

М/к.: работать в группе, паре, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Пр.: отличать словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознавать главные и второстепенные члены предложения, определять виды второстепенных членов и способы выражения, распознавать в предложении смысловые отрезки - однородные члены, обращения, вводные слова, отличать простое предложение от сложного, разграничивать разные виды сложных предложений (ссп, спп, бсп), составлять схемы и моделировать их предложения по схемам, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, выявлять функции знаков препинания и их роль в письменной речи, пунктуационно правильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма.

Пр./к.: создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста - повествования)

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов

1


Виды предложений

1


Распространённые и нераспространённые предложения

Тест

1


Главные члены предложения

Взаимопроверка д/з

2


Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами

Сл/д

2


Предложения с вводными словами и обращениями

Осложнённое списывание

1


Синтаксический разбор простого предложения

Индивидуальные карточки

2


Сложное предложение

1


Способы передачи чужой речи

Самопроверка д/з

4

Правописание



Тире между подлежащим и сказуемым

Пр.: освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать пунктуационную зоркость.

М/п.: использовать о словари и справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем

Тест

1


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Взаимопроверка д/з

2


Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

Осложнённое списывание

1


Знаки препинания в сложном предложении

Сл/д

1


Знаки препинания в предложениях с прямой речью

2

Текст



Повествование: рассказ

Пр.: создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М./к.: работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5

Язык и культура. Культура речи



Формы обращения и речевой этикет

Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;

М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

Осложнённое списывание

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 5.

Самостоятельная работа

М./п.: использовать и перерабатывать информацию в схемы. Таблицы, составлять алгоритмы пунктуационных правил.

Пр.: составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Объяснительный диктант

3


Контрольная работа по теме «синтаксис. Пунктуация. Культура речи» .

Диктант

4


Анализ контрольной работы.


Глава 6.

Чем различаются устная и письменная речь


О языке и речи



Речь устная и письменная

Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи, различать образцы устной и письменной речи.

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации

М./к.: работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Аргументированный ответ на вопрос

5

Система языка



Морфология

Части речи

М/п.: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации из разных источников (текста, схем, таблиц. Рисунков) преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова, разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, делать выводы, сравнивать, строить рассуждения.

М/к.: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль) оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр. Анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознавать собственными имена и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры; имена существительные разных типов склонения.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста

Производить морфологический разбор

Пр./к.: создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, редактировать собственный текст

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов

Самопроверка д/з

1


Имя существительное

Имя существительное как часть речи

2


Разряды имён существительных

Распределительный диктант

1


Одушевлённые и неодушевлённые существительные

2


Род имён существительных

Сл/д

2


Род несклоняемых существительных

Осложнённое списывание

1


Склонение имён существительных

Индивидуальные карточки

2


Число - непостоянный признак имён существительных

2


Падеж - непостоянный признак имён существительных

Взаимопроверка д/з

2


Морфологический разбор имени существительного

Индивидуальные карточки

3

Правописание



Прописная буква в именах собственных

Пр.: правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать орфографическую зоркость.

М/п.: использовать о словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Самопроверка д/з

2


Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Пр.: правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать орфографическую зоркость.

М/п.: использовать о словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Тест

2


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

Гласные в суффиксах имён существительных

-ек- и -ик-

Контроль омз

Взаимодиктант

2


Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Сл/д

2


Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик-

Распределительный диктант

2


Слитное и раздельное написание не с существительными

Тест

2


Контрольная работа. По итогам 3 четверти

Правописание существительных

Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи

Диктант с гр/з

4

Текст



Тип речи: рассуждение

Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5


Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение

Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, уметь делать вывод.

Сочинение

4,5



Язык и культура. Культура речи



Что такое грамматические нормы?

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного

Аргументированный ответ на вопрос

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 6.

Самостоятельная работа

Объяснительный диктант

3

Глава 7.

Что такое современный язык


О языке и речи


Четвёртая четверть

Современный русский литературный язык

Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка

Работа с высказываниями о русском языке.

4

Система языка



Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.

1


Полная и краткая форма качественных прилагательных

Самопроверка д/з

1


Формы степеней сравнения качественных прилагательных

Сл/д

1


Склонение качественных и относительных прилагательных

1


Склонение притяжательных имён прилагательных

Тест

1


Морфологический разбор имени прилагательного

Индивидуальные карточки

3

Правописание



Слитное и раздельное написание не с прилагательными

Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Распределительный диктант

1


Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных

Предупредительный диктант

1


Правописание н и нн в прилагательных

Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных

Взаимодиктант

1


Контрольная работа по темам: «правописание н и нн в прилагательных», «слитное и раздельное написание не с прилагательными»

Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

4

Текст



Типы речи: описание предмета

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5


Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине

Сочинение

5



Язык и культура. Культура речи



Употребление имени прилагательного в речи

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Употреблять имена прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

Осложнённое списывание

5

Повторение



Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа

Объяснительный диктант

3

Глава 8.

Как язык объединяет людей


Система языка



Глагол. Глагол как часть речи инфинитив (неопределённая форма глагола)

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Самопроверка д/з

2


Виды глагола

1


Переходные и непереходные глаголы

1


Возвратные и невозвратные глаголы

Тест

1


Определение типов спряжения глаголов

Распределительный диктант

2


Изменение глаголов по наклонениям

1


Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении

Сл/д

1


Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

1


Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

Самопроверка д/з

1


Условное наклонение

Предупредительный диктант

1


Повелительное наклонение .

1


Безличные глаголы

1


Морфологический разбор глагола

Контроль омз (4 четверть)

Индивидуальные карточки

3

Правописание



Не с глаголами

Гласные е и и в корнях с чередованием

Формировать орфографическую зоркость. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

1,2


Буква ь после шипящих в глаголах

2


Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-)

Взаимодиктант

1



Повторение



Проверочная работа по теме: «правописание глаголов»

Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Проверочный диктант

4


Комплексное повторение и систематизация изученного.

3


Контрольная работа (тестирование) по итогам 4 четверти

Тест

4

Текст


Типы речи: описание состояния

Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

Сочинение-миниатюра по опорным словам

5

Язык и культура. Культура речи


Употребление глаголов в речи

Пр.: владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

Л.: осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

М./п.: использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

5


    К/р (по итогам года)

    Контрольное изложение с творческим заданием

    Изложение

    4.5


    Контрольное изложение с творческим заданием

    4,5

    О языке и речи


    Русский язык - государственный язык российской федерации

    Л.: осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

    Работа с высказываниями о русском языке.

    3


    Резервный урок



    Резервный урок



    Резервный урок


    Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» в 5 классе

    Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

    • - чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    • - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    • - устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    • - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    • - интерес к изучению языка;

    • - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

    Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

    Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • - самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

    • - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

    • - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

    • - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

    • - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    • - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

    • - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

    • - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

    • - владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

    • - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    • - излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

    • - пользоваться словарями, справочниками;

    • - осуществлять анализ и синтез;

    • - устанавливать причинно-следственные связи;

    • - строить рассуждения.

    Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

    • - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    • - уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

    • - уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

    • - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    • - уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

    • - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    • - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

    • - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

    • - оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

    • - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

    • - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    • - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    • - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

    • - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    • - задавать вопросы.

    Предметные результаты

    По изученным разделам

    Учащиеся должны знать:

    • -фонетика: фонетический состав слова, принципы слогоделения;

    • -лексика: слово как основная единица языка; лексическое значение слова; тематические группы имен существительных; тематические группы глаголов;

    • - орфоэпия : нормы произношения изученных групп слов;

    • -морфемика и словообразование: определение морфемы, морфемное строение слова, значение отдельных морфем, понятие формы слова;

    • основные способы образования существительных (морфологические). Последовательность морфемного и словообразовательного разборов;

    • -морфология: грамматическое значение слова ( в сопоставлении с лексическим)4 определение части речи по морфологическим признакам, ее функции в предложении; самостоятельные и служебные слова; имя существительное как часть речи ( общее значение, морфологические признаки, функция в предложении); морфологический разбор имени существительного; местоимение -существительное как часть речи (общее значение, морфологические признаки, функция в предложении); морфологический разбор глагола;

    • - синтаксис : функции слова, словосочетания и предложения; определение грамматической основы предложения; понятие распространенных и нераспространенных предложений; функции вводных слов в предложении; функции обращения; признаки предложения, подчинительная связь между словами; главное и зависимое слова; простое глагольное и составное глагольное сказуемое; дополнение; сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью; понятие главного и придаточного предложений; придаточное изъяснительное; простое и составное именное сказуемое;

    • - речь: понятие диалога, понятие монолога, текст, структура текста, абзац и его функции; способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь; стилистическая окраска слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные); стили речи: разговорный, художественный, научный;

    • - орфография: правила правописания слов с изученными орфограммами;

    • -пунктуация: пунктуационные правила, указанные в программе.

    Учащиеся должны уметь:

    • -фонетика: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

    • -орфоэпия: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи, пользоваться орфоэпическим словарем;

    • -лексика: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы, давать элементарный анализ лексического значения слова;

    • -морфемика и словообразование: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова4 образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов; образовывать новые слова с помошью приставок, сложения основ;

    • -морфология: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать новые формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

    • -синтаксис: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом, местоимением - существительным в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации, определять грамматическую основу предложения

    • ; определять вид предложения по количеству грамматических основ, по типу связи между частями сложного предложения; определять вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; составлять простые и сложные предложения изученных типов; строить предложения с придаточным;

    • - речь: читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; выделять тему, основную мысль (авторский замысел) в художественном тексте, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов описаний, повествований, писать элементарные тексты этих типов; определять стиль текста; письменно излагать художественный и учебно- научный текст, пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций (однородные члены предложения, соединенные разными способами, обращения, вводные слова, риторические вопросы, бессоюзные и союзные сложные предложения), последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы, озаглавливать текст, пользуясь различными типами заголовков;

    • -орфография :видеть изученные орфограммы в словах и между словами, писать слова с изученными орфограммами; обосновывать написанное; находить и исправлять орфографические ошибки в словах с изученными орфограммами;

    -пунктуация: видеть изученные типы смысловых отрезков предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять ошибки.



    Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

    учащихся 5 класса по русскому языку

    Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

    Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение

    применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

    1) полноту и правильность ответа,

    2) степень осознанности, понимания изученного,

    3) языковое оформление ответа.

    Отметка «5» ставится, если ученик:

    1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

    2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

    3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 -2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

    1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

    2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Отметка «1» не ставится.

    Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

    Оценка диктантов

    Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V - 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса - 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

    1) на правила, которые не включены в школьную программу;

    2) на еще не изученные правила;

    3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    4) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

    1) в исключениях из правил;

    2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    5) в написании ы и и после приставок;

    6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    7) в собственных именах нерусского происхождения;

    8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    Оценка «5» выставляется за

    - безошибочную работу;

    - при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

    - 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;

    - 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

    - 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;

    - 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

    Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

    - 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

    - 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

    - 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

    Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено

    - до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

    - 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;

    - 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

    - 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    Оценка дополнительных заданий при диктанте

    Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

    Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

    Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

    Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.



    Оценка контрольного словарного диктанта

    Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

    Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

    Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.



    Оценка сочинений и изложений

    Оценка

    Содержание и речь

    Грамотность

    «5»

    - Содержание темы полностью соответ-ствует теме.

    - Фактические ошибки отсутствуют.

    - Содержание излагается последовательно.

    - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

    - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

    - 1 орфографическая ошибка

    - 1 пунктуационная ошибка

    - 1 грамматическая ошибка

    «4»

    - Содержание соответствует теме.

    - Имеются единичные фактические неточности.

    - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

    - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

    - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

    - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

    - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

    - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок

    - 2 грамматические ошибки

    «3»

    - В работе допущены существенные отклонения от темы.

    - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

    - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

    - 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.





    Перечень учебно-методического и материально - технического обеспечения

    Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования

    учебно-методического комплекта:

    Обучение ведётся по учебнику «Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Л.О.Савчук,Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева - М.: Вентана-Граф, 2015.; приложение к учебнику: учебные словари, учебные инструкции, проектные задания.

    Литература для учителя:

    1.Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова: Книга для учителя - М.: Просвещение, 2003.

    2. Сборник упражнений по орфографии: 5 класс: Книга для учителя/ Л.Г. Ларионова-М.: Просвещение, 2001.

    3. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку:5 класс/авт.-сост. И.В. Карасева -Волгоград: Учитель, 2007.

    4. Страхова Л.л. словарные диктанты для младших школьников .-СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

    5. Ассоциативный орфографический словарь с применением информационных технологий . 5 класс/ , сост. Т.А. Захарова-М.:Планета,2011.

    6. Лингвистические сказки - Брянск: курсив, 2006.

    Литература для учащихся:

    1.В.В.Леденева, Н.В. Халикова «Русский язык. Классы 5-7. Учебно-методическое пособие. 2-е издание» - М.: «Дрофа», 2005

    2. Тесты по русскому языку 5 класс/ И.А.Текучева - М.: Издательство «Экзамен»,2007.

    3. Ушакова О.Д. Синтаксический разбор предложения: Справочник школьника-СПб.: Издательский дом «Литера»,2007.

    4. Ушакова О.Д. Орфографический разбор слова: Словарик школьника.- СПб.: «Литера», 2007.

    5. Шклярова Т.в. Словарь трудностей русского языка.-М.:ВАКО,2009.

    6. Фразеологический словарь для школьников/сост. Т.А. Химина.- СПб.: Литера, 2005.

    7. Этимологический словарь для школьников - СПб.: Литера,2005.

    Интернет-ресурсы

    Тематические каталоги

    • nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания

    • feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.

    • fcior edu.ru

    • Youtube.com/watch?v= KcPpW-Zprp8

    8


    © 2010-2022