Этажи леса

Конспект занятия по экологии для подготовительной группы в детском саду.Цель: уточнить и расширить представления детей о лесе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ «Детский сад» «Лебедушка»

п. Татарстан, Тукаевский район Республика Татарстан

воспитатель первой квалификационной категории

Загрутдинова Голсина Гасимовна

«Этажи леса»

Цель: уточнить и расширить представления детей о лесе.

Задачи: показать, как растения, животные и птицы распределены по этажам леса, формировать понятие ярусности;

-объяснить роль подстилки в лесу.

Материал: картинки с изображением деревьев, кустарников, трав.

Ноутбук, проектор, экран.

Предварительная работа: экскурсии в лес, на луг. Рассматривание картин с изображением леса, смешанного, березовой рощи, дубравы, ельник, соснового бора, малинника; отдельных изображений деревьев и кустарников.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Дом открыт со всех сторон,

В доме тысяча колонн,

Над колоннами шатры,

Под колоннами ковры,

Тут живут и на коврах,

На колоннах, и в шатрах. (Лес)

Воспитатель. Дети, мы с вами не раз бывали в лесу. Давайте закроем глазки и представим себе, что мы находимся в лесу, и вспомним, что мы там видели? (Включается аудиозапись «Звуки природы»).

Воспитатель. Итак, вспомнили, что же мы видели в лесу? Что растет в лесу? Какие животные живут в лесу? Дети, отвечаем полным предложением. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно ребята, в лесу растут деревья, кустарники, травы, цветы, ягоды, грибы; обитают разные насекомые, птицы и звери. Лес для них - дом.

Игра: «Рассуждалки»

Воспитатель. Как вы думаете, кто главный житель леса? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно ребята, главные жители леса - деревья. Лес без деревьев быть не может. Их много, они разные. (Воспитатель выставляет силуэты разных деревьев, на экране - береза, дуб, осина, рябина, ель, сосна).

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, какие деревья вам знакомы? По каким признакам вы их узнали? Назовите их. (Ответы детей, разглядывая деревья по слайду).

Воспитатель. А кто помнит, как называется лес, в котором растут много видов деревьев и кустарников? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, ребята, если в лесу растут все виды этих деревьев и кустарников, которых мы видим перед собой, то такой лес называется смешанный.

Воспитатель. А еще ребята бывают такие леса, в которых растут только один вид этих деревьев.

Например, если растет только береза - березовая роща. Березовые рощи называют светлыми лесами. Почему? (За белые стволы). Если растут одни дубы - дубрава, если много сосен - сосновый бор, в нем всегда приятно пахнет смолой. Если много елей, значит ельник, если много малины, как назовем это лес? Правильно, малинник. (Каждый вид леса показывается на экране)

Воспитатель. Деревья, как и люди, бывают разного роста и возраста: высокие, средние и невысокие; молодые и старые. Именно по деревьям сравнивают лес с многоэтажным домом, в котором, есть крыша, сам дом и подвал. И сейчас мы с вами в этом убедимся. (Рассматривание картины «Этажи леса» на большом экране).

Воспитатель. Крыша дома состоит из листвы и ветвей самых высоких деревьев. Давайте, уточним, какие же деревья самые высокие и дорастают до крыши нашего лесного дома? ( Ель, сосна, липа, дуб. Дети выкладывают карточки, с изображениями этих деревьев у себя на столах).

Воспитатель. Да, это самые высокие деревья с могучей кроной, они защищают лес от дождя, ветра, палящего солнца, посторонних глаз.

Воспитатель. Какие деревья дорастают до верхнего, четвертого этажа? (. Береза, осина, рябина, тополь). Молодые деревья, когда вырастут, займут место старых.

Дети выкладывают карточки с изображениями деревьев: береза, осина, рябина, тополь.

Воспитатель. Еще ниже - третий этаж лесного дома, на нем расселились молоденькие березки, липки, осинки, дубки и кустарники. А какие кустарники вы заселите на третьем этаже. И почему? ( Сирень, карагач, акация, малина. Следующий слайд).

Воспитатель. Какие растения селятся на втором и первом этажах, как вы думаете?

Воспитатель. Правильно, на втором этаже заселяются растения, цветы, грибы, а на первом мхи, лишайники.(Следующий слайд)

Лесная физкультминутка

Ветер лесные деревья качает

(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).

Яркие бабочки всюду порхают

(взмахивают руками, словно крыльями).

Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).

Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)

Ест землянику в лесу детвора…

Вот и закончилась наша игра.

(приседая, дети изображают, как они едят землянику).

Есть в лесном доме и подвал. В нем находятся корни деревьев. (Следующий слайд.)

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, для чего нужны корни дереву? (Ответы детей).

Воспитатель (обобщает ответы детей). Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни. С помощью корней они питаются, высасывая из почвы питательные вещества, необходимые для роста.

Осенью деревья сбрасывают листья. Они образуют подстилку под деревьями. К началу весны она перегнивает, а на деревьях вырастают новые листья.

Деревья, как люди. Как вы понимаете это выражение? (Живые, дышат, растут, стареют, умирают).

А как вы думаете, нужно ли старое, вымершее дерево лесу.

Когда старое дерево умирает и падает, на свободное место попадает больше света и начинает расти новое, молодое деревце или кустарник. Перегнивая, умершее дерево дает питание молодым. В природе ничего не бывает лишнего: все в ней взаимосвязано

Подведение итогов: Как размещаются растения в лесу?

Коллективное творческое дело - составление коллажа « Лесная фотография». Воспитатель, заранее готовит основу для коллажа (лист ватмана, за тонирован зеленым тоном). Дети с родителями, предварительно дома, готовят различные картинки, по теме «Лес». В конце занятия дети составляют коллаж из этих картинок



© 2010-2022