Урок русского языка в 7 классе Разряды наречий по значению

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8



Разряды наречий по значению











Урок русского языка в 7 классе

(УМК С.И. Львовой, В.В. Львова)

подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ № 8

Шихова Тамара Михайловна



Новочеркасск 2013 г.

Тема урока: Разряды наречий по значению.

Тип урока: закрепление знаний, умений и навыков.

Цели (для учителя):

  1. Формировать знания, умения и навыки учащихся в определении разрядов наречий, определении групп местоимённых наречий, распознавании наречий,

имеющих грамматические омонимы, определении слов категории состояния.

  1. Научить учащихся правильно определять разряды наречий, находить грамматические омонимы в тексте, правильно использовать в устной и письменной речи местоимённые наречия и слова категории состояния, развивать творческие способности учащихся, развивать интерес к изучению предмета.

  2. Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Цели (для учащихся):

  1. Знать разряды наречий по значению;

местоимённые наречия и грамматические омонимы;

слова категории состояния.

  1. Уметь находить наречия в тексте и определять их разряд;

определять группы местоимённых наречий;

находить грамматические омонимы и определять их роль в тексте, а также слова категории состояния;

правильно писать наречия (слитно, раздельно, через дефис).

Оформление урока:

  1. Учебники (Русский язык. 7 класс. Часть 2 под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова.

  2. Русский язык. 7 класс. Часть 3. Справочные материалы. Приложение к учебнику.

  3. Рабочие тетради учащихся.

  4. Русский язык. Тесты. Часть 2. 7 класс. Автор - составитель М.П. Книгина. Саратов: Лицей, 2012 г.

  5. Презентации учащихся. (2).

  6. Музыкальное оформление: П.И. Чайковский «Времена года» - декабрь.

Ход урока (сценарий):



    Учитель: Ребята! Начинаем наш урок.

    Запишите в тетрадях: число

    классная работа

    тема урока Разряды наречий.

    Давайте определим цель нашей работы.

    Знать

    Уметь

    Уч - ся:

    Знать:

    - разряды наречий по значению;

    - местоимённые наречия;

    - грамматические омонимы;

    - слова категории состояния.

    Уметь:

    - находить наречия в тексте, определять их разряд;

    - выполнять морфологический разбор наречия;

    - отличать местоимённые наречия и слова категории состояния от других частей

    речи;

    - учиться правильно писать наречия (слитно, раздельно, через дефис).

    II.

    Учитель: Ребята! Послушайте музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка?

    Учащиеся: Тишина в природе, медленно - медленно падает снег.

    (Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - декабрь)

    ( Выходят учащиеся - консультанты в костюмах снежинок:

    1. Плашиннова Галина - консультант группы 1.

    2. Диденко Диана - консультант группы 2.

    3. Чебонян Анна - консультант группы 3.

    4. Витинчук Маргарита - консультант группы 4.

    III.

    Учитель: Уважаемые ребята, гости!

    Сегодня вас приветствуют самые инициативные и ответственные, справедливые и просто красивые предновогодние снежинки!

    Учащиеся:

    1 - й: Зимой происходят чудеса

    2- й : Зимой необыкновенно все: музыка, звуки, лёгкое падение снежинок.

    3 - й: Поистине волшебство да и только!

    4 - й: Тепло и радостно на душе, хочется резвиться, кататься на санках, лыжах, коньках

    допоздна, играть в снежки и весело смеяться.

    (учащиеся читают стихи о зиме, в них использованы наречия)

    1 - й: Константин Бальмонт

    Снежинка.

    Светло- пушистая,

    Снежинка белая,

    Какая чистая,

    Какая смелая!

    Дорогой бурною

    Легко проносится,

    Не в высь лазурную,

    На землю просится.

    Лазурь чудесную

    Она покинула,

    Себя в безвестную

    Страну низринула.

    В лучах блистающих

    Скользит, умелая,

    Средь хлопьев тающих

    Сохранно - белая.

    Под ветром веющим

    Дрожит, взметается,

    На нём, лелеющем,

    Светло качается

    Его качелями

    Она утешена,

    С его метелями

    Кружится бешено.

    Но вот кончается

    Дорога дальняя,

    Земли касается,

    Звезда кристальная

    Лежит пушистая,

    Снежинка смелая.

    Какая чистая,

    Какая белая!



    2 - й: И.А. Бунин.

    ***

    На окне, серебряном от инея,

    За ночь хризантемы расцвели.

    В верхних стёклах - небо ярко - синее

    И застреха в снеговой пыли.

    Всходит солнце, бодрое от холода,

    Золотится отблеском окно.

    Утро тихо, радостно и молодо.

    Белым снегом всё запушено.

    И всё утро яркие и чистые

    Буду видеть краски в вышине,

    И до полдня будут серебристые

    Хризантемы на моём окне.

    3 - й:

    Н. Огарёв.

    Дорога.

    Тускло месяц дальний

    Светит сквозь туманы,

    И лежит печально

    Снежная поляна.

    Белые с морозу

    Вдоль пути рядами

    Тянутся берёзы

    С голыми сучками.

    Тройка мчится лихо,

    Колокольчик звонок,

    Напевает тихо

    Мой ямщик спросонок.

    Я в кибитке валкой

    Еду да тоскую:

    Скучно мне да жалко

    Сторону родную.

    4 - й :

    М. Исаковский.

    Зимний вечер.

    За окошком в белом поле -

    Сумрак, ветер снеговой…

    Ты сидишь, наверно, в школе,

    В светлой комнате своей.

    Зимний вечер коротая,

    Наклонилась над столом,

    То ли пишешь, то ль читаешь,

    То ли думаешь о чём.

    Кончен день - и в классах пусто,

    В старом доме тишина,

    И тебе немножко грустно,

    Что сегодня ты одна.

    Из - за ветра, из - за вьюги

    Опустели все пути,

    Не придут к тебе подруги

    Вместе вечер провести.

    Замела метель дорожки,

    Пробираться нелегко.

    Но огонь в твоём окошке

    Виден очень далеко.

    IY.

    Учитель:

    Ребята! Вы прослушали стихотворения.

    А сейчас поработаем в группах. Каждая группа имеет задание. Используя данные стихотворные тексты, найти наречия, определить их разряды, найти изобразительно - выразительные средства, определить рифму.

    Ответы учащихся:

    - В первом стихотворении рифма перекрёстная;

    - Во втором стихотворении рифма перекрёстная;

    - В третьем стихотворении рифма перекрёстная;

    - В четвёртом стихотворении рифма перекрёстная

    (Консультанты групп выставляют оценки за устную работу в оценочный лист)

    Y.

    Учитель: продолжаем работу.

    Откройте учебники.

    1 группа выполняет упражнение учебника № 501.

    Задание: найдите в предложениях местоимённые наречия. Определите, к какой группе они относятся, запишите.

    Учащиеся:

    (никогда - отрицательное;

    оттуда- указательное;

    нигде- отрицательное;

    зачем - вопросительно - относительное;

    тут - указательное;

    когда - вопросительно - относительное;

    тогда - указательное;

    там - указательное;

    где - вопросительно - относительное)

    Учитель: Выполните морфологический разбор трёх местоимений:

    Учащиеся:

    а) она - мест., н.ф. - она, личное, ж. р., ед. ч., им. пад.,

    в предложении является подлежащим;

    б) мне - мест., н.ф. - я, личное, м.р., ед.ч., дат. пад., в предложении является дополнением;

    в) свои - мест., н.ф. - свой, притяжательное; мн. ч., вин. пад., в предложении является определением.

    2 группа выполняет упражнение учебника № 507.

    Задание: вписать в таблицу только предложения с наречиями:

    Наречия

    Имена существительные

    Утром так сладко спится.

    Днём вся семья уходит на работу.

    Лошадь идёт шагом.

    Зимой я отправляюсь в Африку.


    Учитель: прокомментируйте выписанные примеры.

    Учащиеся:

    Грамматические омонимы различаются вопросами: к наречию задаётся только обстоятельственный вопрос, а к существительному можно поставить также и падежный вопрос, различаются и морфемным составом. Наречие не изменяется. Поэтому последняя морфема у него - это суффикс, а у существительного - окончание)

    3 группа выполняет упражнение учебника № 511.

    Задание: вписать в таблицу только предложения со словами категории состояния:

    Предложения с наречиями

    Предложения со словами категории состояния


    В горах ветрено и сыро.

    Ему должно быть стыдно.

    Больно вспоминать события прошедшего дня.

    Летом было достаточно холодно.

    Мне весело.

    На душе светло.

    Учитель: прокомментируйте выписанные примеры.

    Учащиеся:

    Слова категории состояния - это неизменяемые слова, выражают состояние природы, живых существ, человека, выступают в роли главного члена - сказуемого в безличных предложениях

    4 группа выполняет задание по тексту «Сказка года - зима».

    Прочитайте внимательно текст. Выпишите наречия, укажите их разряд, разберите по составу:

    Сказка года - зима.

    Светило отстояло вахту зимнего солнцестояния и повернулось на лето. Сначала оно незаметно отобрало у долгой ночи всего одну минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали морозы, световой день начал уверенно удлиняться.

    Прилетели к нам снегири, и как - то сразу повеселело: точно погожая заря осветила зимний лес.

    Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле целительный покой и сон.

    Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что повышается настроение у птиц. Первым об этом заявляет большой пёстрый дятел… А где - то на верхушке сосны неподвижно, насторожённо сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник - серый сорокопут.

    Сказка года - зимняя пора леса.

    1 - й учащийся (читает наречия, указывает их разряд:

    Сначала - время;

    незаметно - образ и способ действия;

    уверенно - образ и способ действия;

    сразу - время;

    где - то - место;

    неподвижно - образ и способ действия;

    насторожённо - образ и способ действия.

    2 - й учащийся работает у доски, выполняет разбор слов по составу:

    сначала, незаметно, уверенно, сразу, где - то, неподвижно, насторожённо;

    объясняет написание наречий:

    сначала - когда? слитно;

    незаметно, неподвижно - (не) слитно - не - приставка, можно заменить синонимами без не (тайком, лениво);

    сразу - когда? слитно;

    где - то (дефисное написание суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и приставки- КОЕ);

    уверенно, насторожённо - НН (прилагательные УВЕРЕННЫЙ, НАСТОРОЖЕННЫЙ с НН).

    3 - й учащийся выполняет морфологический разбор наречий:

    Сначала - наречие, общее грамматическое значение - признак действия, разряд по значению - время,

    неизменяемое, степени сравнения нет

    в предложении является обстоятельством;

    неподвижно - наречие, общее грамматическое значение - признак действия, разряд по значению - образ и способ действия,

    неизменяемое, степени сравнения нет,

    в предложении является обстоятельством.

    4 - й учащийся выполняет на доске синтаксический разбор предложения:

    А где - то на верхушке сосны неподвижно, насторожённо сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник - серый сорокопут.

    (Предложение простое, распространённое, двусоставное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, однородными членами неподвижно, насторожённо).

    Учитель: консультанты, поставьте оценки за работу в группах, оцените свою работу.

    (Консультанты выставляют оценки за работу своей группы в оценочные листы).

    YI.

    Учитель: а сейчас самостоятельная работа. Откройте тесты. Часть 2.

    1 группа выполняет 5 заданий на странице 1 (тест1, вариант 1);

    2 группа выполняет 5 заданий на странице 3 (тест1, вариант2);

    3 группа выполняет 5 заданий на страницах 13 - 14 (тест 4, вариант 1);

    4 группа выполняет 5 заданий на страницах 15 - 16 (тест 4, вариант2).

    Учитель: консультанты, проверьте правильность выполнения заданий и поставьте оценки, оцените свою работу.

    Ответы на задания:

    Тест 1, вариант1:

    1

    2

    3

    4

    5

    бвгд

    сплошь, слишком, навзничь

    б

    в

    гв

    Тест 1, вариант 2:

    1

    2

    3

    4

    5

    абд

    настежь, тогда, тяжело

    б

    г

    ав

    Тест 4, вариант 1:

    1

    2

    3

    4

    5

    авд

    авгез

    г

    г

    Неизменяемое,

    Стыдно- сказуемое

    Тест 4, вариант 2:

    1

    2

    3

    4

    5

    абвг

    вге

    а

    а

    Грустно - сказуемое

    YII.

    Учитель: сейчас посмотрим, как вы справились с творческим заданием дома.

    Учащиеся представляют презентации:

    1. «Зимняя сказка» (слайды)

    2. «Птицы зимой» (слайды)

    3. Волшебница Зима. (рисунок, стихотворение собственного сочинения).

    YIII.

    Учитель: подведем итог нашей работы.

    (Объявляет оценки за урок)

    Вернёмся к целям, которые поставили в начале работы.

    Релаксация:

    на доске 6 снежинок, на обратной стороне вопросы.

    1. Как Вы считаете, урок достиг своей цели?

    2. Что Вам больше всего понравилось на уроке ?

    3. С какими затруднениями встретились в процессе работы?

    4. Знаете тему «Наречие»?

    5. Оцените свою работу на уроке.

    6. Что Вы пожелаете друзьям ?

    Д/З: 1. Сочинение - миниатюра по картине И. Шишкина «Зима» (1 группа).

    1. Упр.513 (Сочинение - миниатюра по заданному началу) - слова категории состояния (3 группа).

    2. Упр.512. (2 и 4 группа).




    © 2010-2022