Материал к презентации Есенин - певец русской природы

     Пояснения к презентации  Презентация составлена к творческому уроку для обучающихся 5-11 классов. В основе ее лежит разнообразный материал по биографии Сергея Есенина и литературному пути поэта, его особом мироощущении и всенародной любви.      В работу включены отрывки из популярного художественного кинофильма "Есенин", романс на стихи "Отговорила роща золотая...".      Урок сопровождался выразительным чтением стихотворений Есенина школьниками разных классов на тему "Русская природа", "Чел...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сергей Есенин - певец русской природы

Материалы к творческому уроку.

Сергей Есенин - самый национальный русский поэт, по мнению пользователей Интернета. Жизнь его - это судьба русской души, его стихи вобрали наши жизни, опыт. Не знать Есенина в 20 веке считалось позором!

Времена меняются, но отношение к этому художнику остается востребованным. Есть замечательные стихи Евгения Евтушенко:

Поэты русские! Друг друга мы браним

Парнас Российский дрязгами заселен

Но все мы чем-то связаны родным,

Любой из нас хоть чуточку Есенин

……..

Спасенье - ты, российская Земля,

Спасенье - твоя искренность, Есенин

И русская поэзия идет

Вперед сквозь подозренья и нападки

и хваткою есенинской кладет

Европу ,как Поддубный, на лопатки.

Говорить о Есенине надо и современным школьникам, так как они не научены воспринимать истинно народную, колоритную поэзию.

Данный урок прошел в частной школе с целью активизации интеллектуальной и эстетической мыслительной деятельности учащихся с применением компьютерных технологий и чтением любимых стихотворений по теме урока. Далее даются комментарии к слайдам презентации.

1 - 3 слайды - «В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» - строчки из автобиографии поэта 1924 года.

Как трогательно Есенин вспоминает детство, в котором сразу ощущается особе отношение к природе, ее истинная жизнь волнует юного поэта.

4 слайд - Мы сегодня с Есениным С.А. Каков он, наш русский поэт? О чем писал, думал? Его жизнь - судьба русской души, которая не мыслит себя без природы. Как много слухов и легенд вокруг его имени. Эти истории содержат и сплетни и восторженные воспоминания. Есенин писал: «Розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать!»

5 слайд - Природа в нашей жизни обыденна, мы ходим по земле, дышим воздухом, любуемся деревьями, замечаем птиц и слышим их пение. Не каждому из нас дано глубоко чувствовать природу, замечать ее особые краски. Что вы представляете, какое первое слово приходим на ум, когда слышите слово - природа? ( ответы учащихся)

6 слайд - Познакомимся с воспоминанием А.М.Горького, который метко определил суть мировоззрения Есенина: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире»

7 слайд - чтение стихотворения «Матушка в Купальницу» учителем. Почему Есенин не мог не воспевать природу? Ответ можно найти в его биографии: Есенины не были крестьянами, но Сергей любил проводить время с крестьянскими детьми, жил у бабки и деда со стороны матери, дядья научили кататься на лошади, лазить по деревьям, плавать за дичью. Детское восприятие жизни легло в основу первых стихотворений, которые были мелодичны, искренни, без всяких прикрас.

8 слайд - чтение стихотворения ученицей «Черёмуха душистая». Пейзаж завораживает, околдовывает, человек настолько вписался в природу, что веришь этому безоговорочно. Картина дана яркими, колоритными словами. А сколько эпитетов и олицетворений!

9 - 10 слайды - вспомним творческий урок Мох Г.А., где вы узнали, что люди Запада и люди Востока по-разному смотрят на мир: люди Запада - люди слуха - цари природы; восточные люди - люди зрения - ощущение себя части природы.

11 слайд - А Есенин? Кто он? Славянин. Но славяне - это синтез Запада и Востока, поэтому Есенин по-своему с этой точки зрения писал стихи о природе. По-моему, больше склоняясь к Востоку. Недаром Блок, современник Есенина, восклицал:

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

Для вас - века, для нас - единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!

12 слайд - просмотр эпизода из фильма «Есенин» - «К Вам поэт Есеня!»

13 - 14 слайды - чтение ученицей стихотворения «Не напрасно дули ветры»

Восприятие Есениным мира природы как части самого себя ощущается в этом стихотворении. Как человек, природа растет, отвечая на вопросы человека.

15 слайд - Посмотри, как выглядел поэт. Он сам истинный сын природы: кудрявые волосы, одухотворенное милое лицо. А его стиль в одежде! Косоворотки, лапти, гармоника…

16 - 22 слайды - чтение с комментированием стихотворений «Корова», «Лисица», «Я обманывать себя не стану», «Мы теперь уходим понемногу». Особая любовь-страсть у поэта была к животным, он их называл «Братья наши меньшие».

23 слайд - Любовь к животным позволяет раздвинуть границы творчества и перейти к любовной лирике, которая тоже не обходится без них. Просмотр слайдов, подготовленных ученицей на стихотворение «Собаке Качалова»

24 слайд - Природа Есенина непременно связана с Родиной, с Россией. Чтение стихотворения «Спит ковыль…»

25 слайд - Поэт всей душой любил свою Русь, свою природу, и не мог не задумываться об изменениях окружающей страны, беспокоился о состоянии русских деревень, переживал за судьбы русского крестьянства. Чтение стихотворения учителем «Мир таинственный, мир мой древний»

26 слайд - стихи о природе - соединение человеческих чувств и картин природы, что явно прослеживается в известном романсе «Отговорила роща золотая» ( прослушивание)

27 - 29 слайды - рассказ об образном мире Есенина - обожал животных, любил воспевать деревья, небо, звезды, создал особый цветовой поэтический мир звуков

30 слайд - Есенин был не только поэтом, но и исследователем природы. У него есть потрясающая статья об отношении к природе «Ключи Марии» о древе мира и святой воде, омывающей нашу жизнь. « Древо - жизнь. Каждое утро, встав от сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения и крещения во имя дня нового. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, …человек помнит себя семенем надмирного дерева…»

31 слайд - рассматривание схемы «Есенин и природа», комментирование учащимися.

32 слайд - итог урока :

- мир природы и мир человека тождественны

- не зная пейзажной лирики Есенина, невозможно постичь суть русской природы

- природа - самодостаточная единица Вселенной

- время человека быстротечно, а природа вечна

- трагическое нарушение законов природы ведет к искажению самого человека

- напутствие поэта -

Живите так,

как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Русские писатели. 20 век. Биобиблиографический словарь. Под редакцией Н.Н.Скатова. Москва, «Просвещение», т. 1, стр.480-486

  2. Евгений Евтушенко. Десять веков русской поэзии. Сергей Есенин.( газетные публикации «Труд», 2003 г.18 декабря.

  3. Газета «Аргументы и факты» 39 номер, 2010 год, статья Марины Мурзиной.

4. С.А.Есенин. Сборник сочинений в 4 томах. Москва, Политиздат, 1978 г.


© 2010-2022