- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-презентация по русской литературе на темуПод алыми парусами Александра Грина
Урок-презентация по русской литературе на темуПод алыми парусами Александра Грина
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пустынникова И.Д. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Слайд 1.Под алыми парусами А. Грина .
Цели: 1) познакомить с жизнью и творчеством писателя .
2) обучать умению пересказа , элементам анализа
3) развивать познавательную деятельность учащихся ,
умение решать проблемные вопросы .
4) воспитывать нравственные качества : доброту , любовь ,
искренность , веру в себя .
Ход урока
-
Оргмомент . Слайд 2 Как вы думаете , какие цели сегодняшнего урока ?
-
Слайд 3. - Какие ассоциации вызывает у вас тема урока ?
(несут к мечте , детству , доброму , красивому )
-
Слайд 4. эпиграф к уроку .
Будущее , которому мы стремимся , родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить .
К. Паустовский
IV . Слайд5 А как вы думаете мы умеем мечтать ?
О чем вы мечтаете ?
А взрослые умеют мечтать ?
Если захотеть очень сильно , может ли произойти
чудо ?
V . - Вот сегодня нам и предстоит отправиться в путешествие под Алыми парусами А. Грина . О мечтают герои его произведений ? Чем живут ? Исполняются ли мечты ?
VI. Слайд 6 . « Детское живет в человеке до седых волос » - так напишет А. Грин .
Грин и был таким человеком , со своим ни на кого не похожим умением видеть и понимать мир . Больше всего он ценил в человеке живую душу , в людях - умение до отказа заполнить жизнь мечтами , тревогой , яростью .
В. Никипелов . Памяти Грина .
Мне встречу с ним судьба не подарила ,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты .
Но с детских лет , с тех пор , когда впервые
Я в мир чудес , им созданных проник ,
Идут со мною рядом, как живые ,
Веселые герои его книг .
Они живут в равнинах Зурбагана ,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам ,
Как палуба большого корабля .
Где жизнь кипит во всем своем расцвете …
Они живут вольны , как альбатросы ,
Невинны и бесхитростны как дети ,-
Поэты , птицеловы и матросы .
… пускай тот мир , нездешний и старинный ,
От нашей современности далек ;
Читаешь удивительного Грина -
И душу греет теплый огонек .
А он идет веселый , добрый спутник ,
Повсюду с нами в дружеском строю
И вносит в наши творческие будни
Романтики певучую струю .
VII . -Слайд 7. - Имя Грина по сей день окружено пестрым венком причудливых и достаточно нелепых легенд .О нем не расскажешь одним словом . Жизнь его похожа на увлекательный приключенческий роман с трагическим концом . Все в жизни писателя , как нарочно , сложилось так , чтобы сделать из него преступника или злодея . Было непонятно как этот угрюмый человек пронес через мучительное существование дар могучего доброго воображения , чистоту чувств и застенчивую улыбку . В автобиографии Грин писал :
Я родился в городе Вятке в 1880 году , 11 августа , образование получил домашнее ; мой отец ,Степан Евсеевич Гриневский , служил в Земстве , а в Вятку попал из Сибири , куда был сослан . За восстание в Польше . Моя мать - русская , уроженка города Вятки , Анна Степановна , скончалась , когда мне было 11 лет .
16-лет я уехал из Вятки в Одессу , где служил матросом … Я проплавал так три года , затем вернулся домой и через год снова пустился путешествовать . После различных приключений я попал в 1906 году в Петербург , где напечатал первый свой рассказ в « Биржевых ведомостях » под названием «В Италию » . Всего мною написано и напечатано около 350 вещей ».
Будущий писатель рос мечтательным , нетерпеливым и рассеянным мальчиком . Увлекался множеством вещей , но ничего не доводил до конца . Запоем читал Майн Рида , Жюль Верна , Жаколио .
« Перед моими глазами в воображении вечно были американский лес , дебри Африки , сибирская тайга . Слова « Ориноко », « Миссисипи », звучали для меня как музыка …
Множество раз я мысленно представлял дикий дом из бревен , с очагом , с звериными шкурами на стенах , с книжкой полкой в углу …- вспоминал Грин .
С 8 лет Грин начал напряженно думать о путешествии . Жажду путешествий он сохранил до самой смерти . Каждое путешествие , даже самое незначительное , вызывало у него глубокое волнение .
С большим трудом отец отдал Грина в реальное училище , из которого его исключили за стихи о своем классном наставнике .
Мать умерла . Отец вскоре женился , появилась мачеха . Мальчику пришлось подрабатывать : переписывать сметы городской больницы , переплетать книги , клеить бумажные фонари для иллюминации и переписывать роли для актеров провинциального театра .
Грин принадлежал к числу людей , не умеющих устраиваться в жизни . В несчастьях он терялся , прятался от людей , стыдился своей бедности . Богатая фантазия мгновенно изменяли ему при первом же столкновении с действительностью . Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь , пока весной 1895 года Грин не увидел на пристани двух штурманских учеников в белой матросской форме .
« Я остановился -пишет об этом Грин ,- и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного для меня и прекрасного мира . Я не завидовал . Я испытывал восторг и тоску . ».
Слайд 8 .В Одессе произошла первая встреча Грина с морем - тем морем , что залило ослепительным светом страницы его рассказов . Грин любил не столько море , сколько выдуманные им морские побережья , где соединялось все , что он считал самым привлекательным в мире : архипелаги легендарных островов , песчаные дюны , заросшие цветами , пенистая морская даль , теплые лагуны , сверкающие бронзой от обилия рыбы, вековые леса смешавшиеся с запахом бризов , запах пышных зарослей , и , наконец , уютные приморские города . Слайд 9 Почти в каждом произведении Грина встречаются описания несуществующих городов - Лисса , Зурбагана , Гель-Гью , Гертрона . В облик вымышленных городов Грин вложил черты всех виденных им портов Черного моря .
Слайд 10 . Морская жизнь обернулась к Грину изнанкой . Он неделями слонялся по порту и робко просил капитанов взять его матросом на пароход , но ему или грубо отказывали , или высмеивали в глаза - какой мог получиться матрос из хилого юноши с метательными глазами ?! Наконец его взяли без жалованья учеником на пароход , ходивший из Одессы в Батум .
Кем он только не был в этой жизни : банщиком , писцом в канцелярии , забивал сваи в порту , счищал краску со старых пароходов , грузил лес . умирал от малярии в рыбачьей артели , ночевал в пустых котлах на пристани под опрокинутыми лодками или просто под заборами. Был золотоискателем на Урале , дровосеком , сплавщиком , солдатом в пехотном полку . эсером . За революционную деятельность был арестован . сидел в тюрьме . был сослан в Тобольск . но бежал , пробрался в Вятку к больному отцу , который выкрал для него из больницы паспорт умершего сына дьячка Мальгинова . Под этой фамилией Грин долго жил и даже подписал ею свой первый рассказ , напечатанный в Петербурге , в газете «Биржевые ведомости »
Грин начал печататься . Годы унижения и голода медленно , но все же уходили в прошлое . Первые месяцы свободного и любимого труда казались Грину чудом . Подпись А.С. Грин впервые появилась под рассказом « Случай » 7 апреля 1907 года .
С 1912 года в Петербурге начался лучший период его жизни . Грин писал почти непрерывно . Вскоре он повез отцу в Вятку свою первую книгу . Грину хотелось порадовать старика , уже примирившегося с мыслью , что из сына вышел никчемный бродяга . Эта встреча отца с сыном была последней ; старик вскоре умер .
Большую роль в судьбе Грина сыграл Максим Горький . Грин переболел сыпным тифом и вышел из больницы почти инвалидом . В это время его спасителем явился М. Горький . Он узнал о тяжелом положении Грина . По просьбе Горького Грину дали редкий в те времена академический паек и комнату в Доме искусств : теплую , светлую , с постелью и столом . Замученному Грину особенно драгоценным казался этот стол - за ним можно было писать . Кроме того Горький дал ему работу .
Слайд 11 . В 1924 году Грин переехал в Феодосию , поближе к морю . Слайд Слайд 12 . Осенью 1930 года он переехал из Феодосии в Старый Крым -город цветов , тишины и развалин , где умер в одиночестве от мучительной болезни . , где и был открыт музей романтики А. Грина .
VIII . Слайд 13. - Почему жизнь Грина похожа на приключенческий роман , правда с трагическим концом ?
IX . - Непонятно , как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения , веру в человека . и застенчивую улыбку . Недаром он написал о себе , что « всегда видел облачный пейзаж над дрянью и мусором невысоких построек »
Он с полным правом мог бы сказать о себе словами французского писателя Жюля Ренара : « Моя Родина там , где проплывают самые прекрасные облака
Мечтами о неожиданном счастье и радости полны все рассказы Грина , но больше всего повесть «Алые паруса ». Характерно , что эту пленительную и сказочную книгу Грин обдумывал и начал писать в Петрограде в 1920 году , когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных знакомых .
X . Слайд 14 . « Алые паруса » - поэма , утверждающая силу человеческого духа , просвеченная насквозь , как утренним солнцем , любовью к жизни , к душевной юности и верой в то , что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса . Недаром сам автор определил ее как феерия .
XI . Слайд 15 . Работа со словом .
Феерия - 1) театральное представление или цирковое сказочное содержание , отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами .
2) перен. Волшебное сказочное зрелище .
XII . Слайд 16 . Работа над текстом .
1. - вспомним как развиваются события в произведении . ( передача сюжетной линии уч-ся )
XIII . Слайд 17 . Беседа по прочитанному
- Что повлияло на мечтательную девочку ?
* рассказы отца , который знал много историй , фантазировал ; своеобразные фантастические лекции о жизни и людях , в которых случайностям , случаю , вообще диковинным , поразительным и необыкновенным событиям отводилось главное место ) ( зачитать стр 294 )
* Встреча с Эглем , который рассказал маленькой Ассоль удивительную сказку . Какую ?
( чтение по ролям стр 298 )
* особое восприятие окружающего мира , природы ( стр 309 -310 .чтение )
XIV . Слайд 19 - Почему Ассоль и ее отца не любили в деревне ?
- Почему в городе , где жила Ассоль , посмеивались над ней , говоря : « она тронутая , не в себе »
* не походила на жителей города . Отличалась внешне .
- Найдите портретное описание Ассоль ( стр 305-306)
Какие были женщины в Каперне ?
( обожали плотных , тяжелых женщин с масленой кожей толстых икр и толстых рук . Здесь ухаживали лапая по спине ладонью и толкая как на базаре . Тип этого чувства напоминал бесхитростную простоту рева , то что от любви здесь не мыслимо .)
* особое восприятие окружающего мира , природы ( стр 309 -310 .чтение )
XV Слайд 20 . Прослушайте песенку Ассоль в исполнении новеллы Матвеевой
- Как это характеризует Ассоль
( романтическая, впечатлительная , добрая , верящая в чудо и видевшая его во всем )
XVI . Слайд 21 . - Скажите , сбылось ли пророчество Эгля ? Сказка , о которой говорил 8- летней Ассоль Эгль стала реальностью ? Почему Грей выбрал именно Ассоль ? ( оба мечтатели , романтики , верят в мечту , и идут за ней )
XVII. Слайд 22 . - Грей - центральный герой феерии , так как с ним писатель связывает решение главной идеи книги . Кто такой Артур Грей ? Какие необычные поступки он совершает ? Что можно сказать о характере ?
( не было друзей , жил один в своем мире . Картины в библиотеке про море предопределили его судьбу . Воображал себя капитаном . И мечта его сбылась , он стал хорошим капитаном . осуществил две мечты : 1. Мечту Ассоль : увез на корабле в свое сказочное царство . 2. стал капитаном .
Чем отличался Грей от Ассоль ? Оба мечтательны , романтичны . Но Грей человек поступков , он действует , он активно борется за свое счастье . )
XVII . Слайд 23 . Как вы думаете , почему мечта Ассоль осуществилась ?
XVIII . Слайд 24 . определите идею всего произведения .
Она заключена в словах Артура Грея : « Надо верить в чудеса , надо делать их своими руками : ведь чудо - это доброе , красивое , неожиданное в жизни , отличающееся от обыденной приземленности .
« чудо может обнаружить себя во всем ,- говорил Грин .- В Улыбке , в веселье , в каждом сказанном во время нужном слове .
Чудо -это не превращение сургуча в алмазы , или отрывных листов календаря в тысячерублевые билеты государственного банка , или подобная этому чепуха . Чудо - это каждый случай , зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья . Никто из нас .конечно , не может ясно , коротко и точно объяснить . что такое счастье , или , иначе говоря , дать формулу счастья . Это понятие нельзя намертво закрепить в самой гибкой и свободной формуле .
Но жизнь каждого человека можно назвать чудом , потому что она разворачивается в пространстве и времени , встречах . событиях , переживаниях совершенно таинственным индивидуальным образом »
XIX . Слайд 25 .Вывод
XX . Слайд 26 .Рефлексия . Что останется в сердце с сегодняшнего урока . что понравилось .
XXI . Слайд 27 . Домашнее задание