Дидактический проект урока литературы на тему Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого Война и мир

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический проект урока русской литературы.

Тема: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Количество часов - 2

Тип урока - урок-блок, презентация семей Ростовых, Болконский, Курагиных, Безуховых.

Субкомпетенции:

Знать:

-содержание романа «Война и мир»;

-основные факты биографии Л.Н.Толстого;

-исторические события, описанные в романе;

Уметь:

-комментировать прочитанное;

-анализировать произведение с учетом особенностей стиля писателя;

-характеризовать героев;

-находить фрагменты, необходимые для характеристики героев;

-готовить сообщения, устные выступления;

-составлять тезисы и конспекты;

-писать сочинения, отвечать на вопросы.

Быть способным:

-аргументированно высказывать свое мнение;

-согласовывать его с мнением других учащихся;

-соотносить исторические события с событиями, описанными в романе;

-объективно оценивать собственную учебную деятельность и деятельность одноклассников.

Межпредметные компетенции: умение проследить и соотнести исторические события, описанные в романе с реальными

фактами истории.

Виды обучающей и оценочной деятельности: брейнсторминг, групповая дискуссия, исследование текста, анализ, синтез,

презентация, фронтальный опрос, творческая работа.

Эпиграфы:

«Семья - нравственный оплот нации»

Л.Н.Толстой

«Семья - источник духовных и физических сил,

Нравственный фундамент человеческой личности».

Л.Н.Толстой


Содержание

Этапы урока. Учебные действия.

Наглядные пособия

Методы и приёмы

Оценива-ние

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

«Мысль семейная» в романе.






I том I часть гл.1-4

гл.1, ч II

гл.6, ч I,

том II


гл.22-25 ч I, том I

7-11 гл.,

14-17 гл.

ч I, том I

гл.1, ч I

том II


I Концентрация внимания.

-Над каким произведением начали работу на прошлом уроке?

-Какое впечатление у вас сложилось о романе?

-Как вы можете доказать, что это роман-эпопея?

-С кем знакомимся в I части I тома?/с представителями высшего общества/

-Назовите их.

Слово учителя. В русской литературе много сквозных тем. Такой является тема - семьи, так как во все времена семья была основой общества.

II Объявление темы урока.

«Мысль семейная» в романе «Война и мир».

Задачи урока:

-познакомиться с семьями, представленными в романе;

-выделить характерные черты каждой семьи;

-выяснить, какие формы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает.

III Работа по теме урока.

Толстой утверждает, что «Семья - нравственный оплот нации»

и именно в ней находится «источник духовных и нравственных сил…»

Сегодня мы поближе познакомимся с семьями Ростовых, Болконский, Курагиных, Безуховых.

У нас 4 группы. Каждая должна представить 1 семью на основе знания текста (1 ч. 1 т.) и материала учебника стр.70-71

I группа - семья Курагиных.

-Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

-Существуют, ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть»?...

II группа - семья Безуховых.

-Как связаны Безуховы и Курагины?

-Какой вопрос волнует их больше всего?

-Кто выделяется среди них и почему?

III группа - семья Болконских.

-Что связывает членов этой семьи?

-Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

-С помощью каких деталей автору удается показывать духовное родство отца и сына?

IV группа - семья Ростовых.

-Какая атмосфера царит в доме Ростовых?

-Как относятся друг к другу и к окружающим члены этой семьи?

-Чем эта семья отличается от семей Курагиных и Болконских?

-Что выделяет Толстой во внешности всех героев? /Глаза/ Почему?

«Глаза - зеркало души»

IV Обобщение полученной информации.

Задание: выделите и запишите характерные черты каждой из семей.

V Сочинение-рассуждение.

-Внимательно перечитайте, что характерно для каждой из семей и ответьте на вопрос:

В какой из семей вы хотели бы жить и почему?

Приведите 3 аргумента.

VI Чтение написанных работ учащимися.

VII Обобщение.

-Какие семьи привлекают ваше внимание?

-Какую из семей вы бы назвали «нравственным оплотом нации», «источником духовных и физических сил, нравственным фундаментом человеческой личности»?

Задача всех последующих уроков: проследить их судьбу и роль в романе.

VIII Домашнее задание: продолжить чтение романа I том, II и III части.

Ответить на вопрос:

Почему войну 1805-1807 гг. назвали эпохой неудач и поражений?

IХ Комментирование оценок.

Портрет Л.Н.Толстого. Планшет с названием романа.



Запись на доске


Эпиграфы записаны на доске.


Презентация в иллюстрациях; портреты Пьера Безухова, Элен Курагиной.

Иллюстрация: момент соборования старого графа.

Портрет Андрея Болконского.


Портреты членов семьи Ростовых.


Работают маркерами на постерах.

Брейн-

сторминг



Ознакомле-ние с задачами урока

Обращение к эпиграфам.


Работа в малых группах

групповая дискуссия

Закрепление на доске иллюстрации с портретами представляемых героев.

исследование текста, анализ

Комментарий прочитанных глав.


Вывешиваются на доске под портретами представителей семей.

Творческая работа - написание сочинения- рассуждения.

Фронтальный опрос.


Задача на следующие уроки.

Запись домашнего задания.

Старшие групп оценивают членов своей группы.

Наблюде-ние за деятель-ность

уч-ся.






Оценивают-ся ответы уч-ся: умения пользо-ваться

текстом;

подобран-ный иллюстра-тивный материал; правиль-ность и полнота ответов.



Оценивается умение выделять главное.

Оцениваются лучшие ответы.

Оценивают-ся рассужде-ния участников.


Самооценка + результаты работы на уроке.

Использованная литература:

1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». - М.: «Художественная литература», 1978.

2. Большая литературная энциклопедия / под ред. Красовского В.Е. - М.: Слово, Эксмо, 2006.

3. Капитонова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. - М.: «Русское слово», 2006.





Дидактический проект урока русской литературы

в 11 классе на тему

«Мысль семейная» в романе

Л.Н. Толстого «Война и мир»


Выполнила:

Маркоч Елена

Бельцы, 2012

© 2010-2022