Конспект урока по русскому языку на тему Однородные члены предложения. Знаки препинания при них. (8 класс)

Предлагаемый конспект  предназначен для использования на уроке обобщения и систематизации знаний по  теме "Однородные члены предложения". Форма урока: путешествие. Этот урок поможет ребятам не только закрепить знания, умения и навыки об однородных членах предложения и обобщающих словах, но и отработать приёмы сжатия при работе с небольшим текстом.   Цели урока Образовательная: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах и ЗП при них. Развивающая: развивать внимательность, отработать навык постановки ЗП. Воспитательная:  формировать у уч-ся навыки взаимодействия и сотрудничества.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Однородные члены предложения. Знаки препинания при них.

Тип урока: обобщение и систематизация

Вид урока: урок-путешествие

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Цели урока

Образовательная: систематизировать знания об однородных членах предложения, обобщающих словах и ЗП при них.

Развивающая: развивать внимательность, отработать навык постановки ЗП.

Воспитательная: формировать у уч-ся навыки взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

  • знать признаки ОЧП;

  • уметь находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них;

  • правильно ставить ЗП (одиночные и парные знаки пре­пинания, со­четания знаков препинания), объяснять их постановку.

Предварительная подготовка: за неделю до урока на стенде вывесить вопросы по теме.

Ход урока:

I. Организационный момент.

(записываем число и вид работы)

II. Стадия вызова.

- Любите ли вы путешествовать? (путешествие - передвижение по какой-то территории, местности)

Сообщение формы урока. Работа с эпиграфом (слова известного французского писателя и философа)

Путешествие …. помогает нам вновь обрести себя.

Альберт Камю (слайд № 1)

- С какой целью отправляетесь в путешествие в те места, где уже были? (с целью изучения, закрепления) Вновь посетим страну Синтаксиса и Пунктуации.

III. Актуализация

Вид работы: фронтальная

Определение темы урока, цели. Работа с текстом.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

(устало-нежный, расслабленный)

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землёю. (слайд2)

- Какое предложение по структуре? (пр.,ослож.одн.чл.пр-я)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Назовите средства связи м/у однородными членами.( интонация, инт.+союзы)

- Объясните постановку ЗП (указать)

Определите тему урока. (Предположения, корректировка. Открывается записанная на доске тема урока. Ученики фиксируют её в своих тетрадях).

- Тема для вас не новая. Какова цель? (систематизировать и закрепить ваши знания об однородных членах предложения). Посмотрим на известные факты по-новому.

- Какие знания и умения у вас должны быть по окончанию урока?

Знать:

  • что такое «однородные члены предложения;

  • правила постановки знаков препинания при однородных членах.

Уметь:

  • находить однородные члены в предложении;

  • ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

IY. Мотивация.

Цели:

- организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»),

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»).

- создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

- Где в жизни нам пригодятся знания и умения? (Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр.)

Обсуждение формы работы.

Как мы будем путешествовать? По одному? Парами? Группами? Как вам легче путешествовать? Мы совместим все виды работы. Вы получили маршрутные листы, в которые будете вносить свой результат. К концу урока они должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.

Итак, путешествие начинается.

Y. Путешествие

Станция 1. «Раскопки». (1-й этап - Знание)

Цель: повторить признаки однородности.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Вид контроля: взаимоконтроль.

- Какие члены пр-я мы называем однородными?

Однородные члены предложения - это ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзом или только интонационно.

- Каковы же признаки однородных членов предложения?

(Тест «Признаки однородности» ли «Восстанови определение»). Называется признак, а учащиеся отмечают + или - . (слайд 3)

1) Выражены только главными членами предложения ( - ).

2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).

3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).

4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+ ).

5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+).

После проверки комп.откл.

Станция 2. Лабиринт.(2-й этап - понимание)

Цель: закрепление теоретич. знаний о постановке ЗП.

Вид работы: фронтальная.

- Когда ставим запятую в предложении с однородными членами предложения? (д.з.Подг.примеры пр-1 и озвучить условия постановки ЗП по схеме)

  • При однородных членах предложения перед противительными союзами. (Примеры).

  • Перед повторяющимися союзами. (Примеры).

  • Перед второй частью двойных союзов. (Примеры).

- Запятая не ставится перед одиночными соединительными или разделительными союзами. (Примеры).

Станция 3. Таинственный замок.( 3-й этап - применение) (слайд 4)

Вид работы: в парах

Вид контроля: самоконтроль

Задание. Найдите однородные члены предложения, расставьте знаки препинания, объясните друг другу постановку запятой (или её отсутствие).

  1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.

  2. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.

  3. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.

4 . Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом. (слайд 3)

Или

  1. Победу даёт отличная выручка и взаимная выучка.

  2. Видны и лес и поле и река.

  3. Ветер то дунет то замрёт.

  4. В небе показался не то коршун не то ястреб.

  5. Мала победа да своя.

Физминутка.

- Устали? Предлагаю вам отдохнуть

Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.

Называю различные термины: приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение.

Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка - влево.

Станция 4. Весёлая семейка. (распечатка) (слайд 4)

Цель: передайте содержание текста одним предложением, в котором должны быть однородные члены пр-я и обобщающее слово (произвести сжатие текста).

Форма работы: групповая

Прочитайте текст. (Слайд 4 )

Всё из моего окна виделось мне сказочным. На горе между двух озёр стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы берёзовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых кольях.

(Всё из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы берёзовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на берёзовых коленьях).

- Приём сжатия.

Станция 5. «Исследовательская».С.р. (печатный вариант)

«3»

1. Спишите, расставив знаки препинания.

1)Евгения Носова особое отношение с природой. 2) Он не просто любит, а знает ее, относится бережно и уважительно. 3) Он знает названия трав и деревьев, повадки птиц и зверей. 4) Ему везде не скучно и не одиноко: ни в степи, ни в лесу. 5) Евгений Иванович умеет видеть и слышать природу, она его лучший собеседник. 6) Всему живому: цветку, траве, дереву, птице, ручейку - он дает имя.

«4» (М.Колосов)

Задание:

1) Среди предложений № 1-2 найдите предложение с однородными членами. Запишите № пр-я. ( №2)

2) Среди предложений найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Запишите

№ пр-я. ( №6)

«5»

3)Определите тему и основную мысль (тема - единение человека и природы; основная мысль - знать, уметь и чувствовать природу)

4)Определите стиль и тип речи ( стиль - публицистический; тип речи - повествование)

Y. Коррекция ЗУН.

YI. Д.з.

  1. Составить тестовые задания по теме.

  2. Найти примеры использования обобщающих слов с однородными чл. в тексте худ.литературы и сделать вывод об их роли в создании образа.

1. Хотелось бы, чтобы вы познакомились с произведением И.А.Бунина «Антоновские яблоки» в полном объеме. Поэтому дома вы читаете этот рассказ и выписываете из него 10 предложений с однородными членами, составляете к ним схемы.

YII. Рефлексия (анализ и синтез).

Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

-Оцените свою работу на уроке

Приложение:

Маршрутный лист

Этап урока

Вид деятельности

Результат (+,-)

Станция 1. «Раскопки».

Определение признаков ОЧП

Могу найти однородные члены предложения.


Станция 2. Лабиринт

О средствах связи и постанове ЗП

Я могу объяснить знаки препинания или их отсутствие, опираясь на правила.


Станция 3. Таинственный замок

Работа с текстом: определение ОЧП, постановка ЗП, объяснение

Расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой (или её отсутствие)


Станция 4. «Весёлая семейка»

Работа с текстом: сжатие с использованием обобщающего слова

Строить пр-е с ОЧ и обобщ.сл.


Станция 5. «Исследовательская»

Работа с текстом (3 уровня):

Я могу правильно поставить ЗП, найти предложения с ОЧП и О.сл. и прокомментировать.


Путешествуйте, чтобы стать умнее.


© 2010-2022