Эссе на тему Мой инновационный педагогический опыт

Данное эссе было написано на муниципальный тур конкурса "Учитель года - 2015". Тему своего инновационного педагогического опыта я сформулировала так - "Проектная деятельность как средство формирования читательской активности школьников". В этой работе я рассуждаю о чтении среди школьников, о приемах, которые я использую, чтобы вовлечь ученика в это увлекательное занятие и сформировать активного читателя; и, конечно же, делюсь своим опытом по работе над проектами. Думаю мои размышления заинтересу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ №5» г. Всеволожска

Нагорнова Евгения Георгиевна -

учитель русского языка и литературы


Эссе

Мой инновационный педагогический опыт

Проектная деятельность как средство формирования читательской активности школьников

Когда люди перестают читать,

они перестают мыслить.
Дидро Д.

Любите ли вы читать? Если задать этот вопрос ученикам, то не всегда можно услышать положительный ответ. Монтескье говорил: «Если любишь чтение - ты не знаешь, что такое скука, ведь меняешь ее на часы высшего наслаждения». Значит ли это, что наши ученики пребывают в скуке? Конечно же, нет. Они борются со скукой уже, к сожалению, не с помощью книг.

Я сама очень люблю читать и хотела бы, чтобы мои дети, мои ученики полюбили это увлекательное занятие.

Учащиеся, приходя в пятый класс из начальной школы, приносят с собой багаж прочитанных книг. И он обычно не такой уж маленький. Сначала учитель учит первоклассников просто читать, потом работает над техникой чтения, вводит читательские дневники, призывая в помощь родителей, создает списки летнего чтения, устраивает внутри класса соревнования. Все эти приемы являются результативными, но только в начальном и среднем звене. А что делать потом? Как заинтересовать, увлечь, сделать так, чтобы ученик читал, читал не только изучаемые произведения, но и для себя, для души? Как сделать так, чтобы чтение стало для ребенка обычной потребностью, как есть, спать, дышать?

За свою педагогическую деятельность я использовала разные приемы, методики. Что-то брала из опыта своих учителей, которые учили меня, еще в советское время, что-то из опыта коллег, общаясь с ними на различных форумах, семинарах, конференциях. Что-то приживалось, что-то не очень, что-то работало в одном классе, но совершенно не подходило для другого.

Это и ведение читательских дневников, форму которых мы разрабатывали совместно с учащимися; и создание семейного клуба «Творчество», на заседания которых ученики приглашали своих родителей; и сотрудничество с детскими библиотеками города; и встречи с писателями, на которых говорили о книгах, разгадывая замысел автора; и ежегодные читательские конференции; и акции «Моя любимая книга», «Читательский марафон»; и различные литературные игры, всевозможные конкурсы. Все это я продолжаю использовать и сейчас. Но хочу рассказать о методе проекта, который считаю одним из продуктивных методов формирования читательской активности школьников.

В связи с ведением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта метод проектов стал обязательной частью учебного процесса. Проект - это большая самостоятельная работа, в процессе которой возможно формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Что дает проект ученику? Многое.

В современном обществе образование продолжается в течение всей жизни человека. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всегда придется учиться: заниматься на курсах повышения квалификации, изучая новые подходы и технологии, получать дополнительную профессию, или просто заниматься самообразованием. Поэтому молодой человек должен обладать такими качествами как мобильность - способность быстро адаптироваться к новым условиям, способность к самоорганизации, сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развивать у себя эти способности, молодые люди должны освоить различные умения. В первую очередь для решения жизненных задач потребуются общеучебные умения: умение учиться, умение решать проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Все эти умения можно приобрести в работе над проектами.

Таким образом, работая над проектами в школе, мы готовим учащегося решать не только учебные задачи, но и жизненные. Приобретенная способность - самостоятельно находить и осваивать новые знания и умения - играет важную роль для успешного продолжения образования учащихся в колледжах и ВУЗах. Работа над проектами помогает сформироваться «проектному мышлению». Именно такой тип мышления психологи выделяют у современных политиков, бизнесменов, лидеров искусства, спорта.

Вот уже не первый год я являюсь руководителем проектов, проводимых со своими учениками. Я вижу, как работа над проектами воодушевляет учащихся. Вижу их неподдельный интерес к работе. Ведь они выбирают ту тему, которая им интересна. Активные дети вовлекают в этот процесс тех, кто обычно на уроке выбирает пассивную позицию, и они раскрываются, демонстрируя свои личные качества. Также я вижу, как мои ученики приобретают навыки сотрудничества, умения работы в команде, учатся проявлять терпимость, толерантность. Оттачивают ораторское мастерство, выступая на презентации продукта. И конечно, они приобретают умения работать с информацией, добывая новые знания.

Самыми запоминающимися для детей и для меня стали два проекта:

«Детские писатели детям», реализованный с учащимися 6 класса, и «Реклама книги - это здорово!», авторами которого выступили семиклассники. Основой проектов стали художественные произведения отечественных и зарубежных писателей для подростков. Проекты не могли быть реализованными, если бы произведения не были прочитаны. Дети, увлеченные чтением, читали сами и заражали других. Было очень приятно видеть, как книги переходили из рук в руки, а дети делились впечатлениями от прочитанного.

Продуктом первого проекта стала литературная игра по произведениям современных писателей и создание летнего списка рекомендации для учащихся 5 классов. А продуктом второго - реклама пяти книг зарубежных писателей, составленная самими учащимися. Плакат с созданной рекламой был вывешен в школе и стал доступен для всех учащихся школы, учителей и родителей. Также данную рекламу было предложено опубликовать в школьной газете под слоганом, придуманным самими учащимися в ходе проекта: «Читать всегда! Читать везде! Все, до последней строчки! Читать и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и точка!»

В заключение, подводя итог сказанному, хочется верить в то, что вся работа, проводимая мною в школе, поможет ученикам стать успешными гражданами России. А если успешный человек будет еще и читающим, то моя главная задача, как учителя литературы, будет выполнена.



© 2010-2022