- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Приоритетные направления литературного и языкового образования в школе
Приоритетные направления литературного и языкового образования в школе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Новичкова Е.А. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендации для учителей русского языка и литературы (выбор методической темы для самообразования). Приоритетные направления литературного и языкового образования в школе
1. Изучение художественного произведения в контексте культуры (национальной, мировой).
2. Развитие познавательной активности учащихся средствами предметов.
3. Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности (реферированию, моделированию, проектированию и др.).
4. Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и во внеурочной деятельности.
5. Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы.
6. Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы, занятиях элективных курсов и во внеурочной деятельности.
7. Использование регионального компонента в преподавании предметов.
8. Интеграция предметов гуманитарного цикла.
9. Освоение различных интегрированных курсов (русской словесности, стилистики, риторики и др.). 10. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по предметам.
11. Преподавание русского языка и литературы в системе развивающего обучения.
12. Проблемы дифференциации (внутренней и внешней) и индивидуализации обучения.
13. Работа с одаренными детьми по предметам.
14. Преподавание предметов в коррекционно-развивающих классах и классах компенсирующего обучения.
15. Специфика работы в гимназиях и гимназических классах.
16. Освоение предметов в разновозрастных группах сельской малочисленной школы.
17. Профилизация обучения: преподавание предметов на базовом и профильном уровнях.
18. Профилизация обучения: разработка авторской программы элективного курса предпрофильной подготовки (профильного обучения).
19. Реализация деятельностного подхода в преподавании предметов.
20. Освоение компетентностного подхода к преподаванию русского языка в школе.
21. Ориентированность на текст как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
22. Освоение учащимися литературоведческого понятийного аппарата в процессе изучения литературы в школе.
23. Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы (занятиях элективных курсов).
24. Филологический анализ художественного текста в системе внутрипредметных связей школьного курса литературы.
25. Критериальный подход к оцениванию учебных достижений по русскому языку и литературе: проблемы подготовки учащихся к экзамену по предметам.
26. Совершенствование форм контроля и диагностики по предметам (текущего, промежуточного, итогового).
27. Организация эффективной методической службы в школе (районе): из опыта работы руководителя ШМО (РМО).
28. Преемственность в преподавании предметов (между начальной и основной, основной и средней (полной) школой).
29. Проблемы выбора, освоения и коррекции УМК по предметам.
30. Проблемы сохранения духовного и физического здоровья учащихся на уроках родного языка и литературы.
31. Формирование здоровьесберегающей системы преподавания, создание условий для оптимального усвоения материала учащимися и их развития.
Предложенные выше в качестве примера направления могут стать областью Вашего исследования. Однако тему методической работы следует сформулировать самостоятельно в соответствии с теми проблемами, которые возникают в Вашей профессиональной деятельности, и теми целями, которые являются приоритетными для Вас и Ваших воспитанников. Например, если в сложившихся социокультурных условиях для Вашего класса (школы, посёлка) насущной является задача формирования национального самосознания личности учащихся, воспитания уважения к отечественной истории и культуре, то тема исследования в рамках первого направления может звучать следующим образом: «Формирование самосознания личности в процессе изучения (освоения) художественного произведения в контексте национальной культуры».