Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»

"Описание материала: Урок русского языка в 11 классе по теме «Синтаксические синонимы» ориентирован на подготовку учащихся к итоговой аттестации. Содержит материал, необходимый для теоретического повторения и закрепления на практике основных знаний о синтаксических синонимах. Урок позволяет учащимся сравнивать, анализировать материал, делать самостоятельные выводы. В течение урока учащиеся выполняют задания, предусмотренные КИМами, видят практическую пригодность выполняемой работы. В конце урок...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Разработка урока по теме «Синтаксическая синонимия»Урок русского языка в 11 классе.

Тема: «Синтаксическая синонимия»

Цели: 1.Обобщение знаний о синтаксической синонимии.

2. Развитие навыка использования в устной и письменной речи синтаксических синонимов.

3. Развитие навыка синтаксического анализа словосочетания и сложного предложения.

4.Подготовка к итоговой аттестации.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1) Определить способ связи и средства её выражения.

Наш класс, чей-то взгляд, несколько человек, один из нас, любить рыбалку, очень любя, весело шагать, шагать по пригоркам, по крутым пригоркам, не слишком крутым.

2) Образовать с каждым словом 3 словосочетания с разными типами связи.

Способность…., что-нибудь…., прогулка…, счастливый…., решение…..

- Какое явление языка иллюстрирует последнее задание? (Синт.синонимия)

3) Выявление номеров заданий ЕГЭ, в которых потребуется произвести синтаксическую замену.

(работа со сборниками ЕГЭ, планом КИМов)

3. Работа по теме урока. (Выполнение практических заданий с последующим составлением схем-конспектов по каждому заданию)

1). В каком предложении часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. (проектор)

А) Событие, о котором шла речь, стало уже легендою.

Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в великанов.

В) Он заметил всюду цветы, которые склонялись на своих тоненьких стебельках до самой земли.

Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

2) Вспомни все случаи, когда подобная замена не возможна. Составление схемы-конспекта.

Синонимическая замена причастным оборотом НЕ возможна, если

В главной част СПП Если союзное слово который

есть указательное слово (тот, стоит в косвенном падеже

того, та…) с предлогом

Если сказуемое в придаточной Если придаточное присоединяется

части в форме будущего времени союзным словом где

3) Записать предложения и подчеркнуть условия, которые делают невозможной синонимическую замену.

А) Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня радовало.

Б) Она любила сына, в котором видела черты покойного мужа

В) Приход на концерт, который состоится в нашей школе.

Г) Трудно забыть места, где прошло мое детство.

4) Замени следующее предложение синтаксическим синонимом.

Когда я выбираю стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.

- О каком виде синтаксических синонимов вспомнили?

5) В каком предложении синтаксическая замена возможна?

А) Когда мы поужинали, нам прочитали интересную книгу.

Б) Если любишь кататься, люби и саночки возить.

В) Когда я читал книгу, мне стало смешно.

Г) Когда разговариваешь по телефону, надо называть собеседника по имени.

5) Обобщи то, что вспомнил, представь схему-конспект.

Синонимическая замена деепричастным оборотом НЕ возможна, если

ВОЗМОЖНА

Придаточное предложение

односоставное Если в безличном

неопределенно-личное есть инфинитив в знач. повелит.

Придаточное предложение Придаточное предложение наклонения

односоставное односоставное

обобщенно-личное безличное

5) Выбери грамматически правильное продолжение предложения. Объясни, где замена не возможна и почему.

Обработав статистические данные,

А) ученые объяснили, насколько быстро изменяется язык.

Б) были выявлены закономерности развития языка.

В) стало ясно, почему язык изменяется так быстро

Г) нам рассказали о причинах изменения языка.

4. Обобщение.

1) Беседа

- Формулировка определения синтаксической синонимии.

- Какие синтаксические синонимы повторены на уроке? Какие общие правила регулируют возможность синонимической замены?

- Какие задания ЕГЭ потребуют этих знаний?

2) Самостоятельная работа.

1 Вариант.

1.В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

А)Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь равномерно,излучает электромагнитные волны.

Б)Уникальным явлением в жанре эссе стал роман Герцена «Былое и думы», который был назван «эссеистическим романом, энциклопедией эссеизма».

В)Первая книга, которая была посвящена закономерностям построения ораторских выступлений, появилась в Греции.

Г)В наше время непрерывно растёт объём информации, которая передаётся по глобальным линиям магистральной связи.

2.Замените придаточное определительное предложение причастным оборотом

Шишкин был и остаётся непревзойдённым знатоком дерева, художником, который не имел соперников в изображении хвойного леса.

Репин - автор мемуаров «Далёкое и близкое», которые отличались несомненными литературными достоинствами.

Научный текст отражает сложные мыслительные процессы автора, которые реализуются в виде суждений и умозаключений.

3.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

А)Работая над сочинением,

1) сначала составляется план.

2) вам помогут тезисы.

3) у вас должно быть ясное представление о том, что вы доказываете.

4) составьте краткие тезисы.

Б)Играя в футбол,

1) воспитывается чувство коллективизма.

2) у меня подвернулась нога.

3) незаметно пролетело время.

4) вы должны соблюдать правила.

В)Слушая песню,

1) представляется бескрайняя степь.

2) вспоминаешь родные места.

3) у всех стали взволнованными лица.

4) мелодия показалась мне знакомой.

2 Вариант.

1.В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

А)Термин можно определить как слово или словосочетание, которое точно и однозначно называет предмет, явление или понятие науки.

Б)Реферированию подлежит преимущественно научная и техническая литература,которая содержит новую информацию.

В)Повествование - такой тип речи, в котором автор рассказывает о себе, о других людях или событиях жизни.

Г)Киборг - идеальная система «человек-машина», которая действует без промежуточных звеньев.

2.Замените придаточное определительное предложение причастным оборотом

Точность научной речи предполагает отбор языковых средств, которые обладают качеством однозначности и способностью выражать сущность понятий.

Цель реферата - передать основную информацию, которая содержится в реферируемом документе.

Неоднозначность работ Дали будоражила воображение зрителей, которые привыкли к миру спокойных пейзажей и портретов.

3.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

А)Пользуясь обманными движениями,

1) не рекомендуется злоупотребление этим приёмом.

2) это излюбленный приём волейболистов.

3) этот приём позволяет застать соперников врасплох.

4) можно застать соперника врасплох.

Б)Рассмотрев несколько теорий происхождения языка,

1) у автора нет своей определённой точки зрения по этому вопросу.

2) автор не признал убедительной ни одну из них.

3) ни одна из них не показалась автору убедительной.

4) все они отвергаются автором.

В)Называя одним и тем же словом в чём-то сходные предметы,

1) мы отвлекаемся от несущественных деталей.

2) несущественные детали не принимаются во внимание.

3) происходит обобщение признаков.

4) учитываются самые существенные признаки.

5. Домашнее задание. (По выбору учащихся)

1. Продолжить перечень синтаксических синонимов (использовать дополнительные источники). Привести примеры.

2. Упражнение учебника 230 (зад 1,2) письменно.





© 2010-2022