Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова

Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова. Цель: Урок-анализ образа Родиона Раскольникова в свете современных психологических концепций. Девиз-вывод урока: ”Важно осознать, что убила человеческая идея, а воскресила вера”. -      „Человек есть тайна... Ищу человеческое в человеке!”    - „природа, душа, Бог, Любов... познается серцем, а не умом” -      „мысль зарождается в душе… Ум – орудие, машина, движимая огнем душевным…” -      „…философия есть та же поэзия, только высший градус ее!”                                                     „Вначале было Слово.”                                                                                  Библия.   „ Нам не давно предугадать, Как наше слово отозвется...                                                     И нам сочуствие д...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Философские и социальные истоки теории Родиона Раскольникова.

Цель: Урок-анализ образа Родиона Раскольникова в свете современных психологических концепций.

Девиз-вывод урока: "Важно осознать, что убила человеческая идея, а воскресила вера".


"Вначале было Слово."

Библия.

" Нам не давно предугадать,

Как наше слово отозвется...

И нам сочуствие дается

Как нам дается благодать ".

Ф.Тютчев

Ход урока

У гениев нет ни одного случайного слова, ни одной лишней запятой. За всем у них скрыт авторский замысел и глубокий смысл. Разгадке этих замыслов посвящается урок.

І. Чтение и анализ І абз. 1 гл. романа с помощью вопросов.

  • Герой романа квартиру "нанимал от жильцов" ?

  • Почему не у хозяев дома? Почему Раскольников, задавленной нищетой человек, не тяготится своим "бедственным положением"? почему не стремится поправить собственные дела?

  • Боится ли он, в сущности, хозяйку? Чем вызвано его трусливое состояние? (Герой замкнут, живет в собственном мире, возвращение в реальность вызывает у него подсознательный страх).

ІІ. Работа с текстом.

Задание: найти и записать описание внешнего вида Раскольникова, его портрета, комнаты, где он живет; определить основные черты характера героя (доказать фактором из романа или свидетельством другого персонажа).

Заполнение обобщающей таблицы.

Быт Психология

Материальное

Состояние Худо одет; опустился, Задавлен бедностью

Обнеряшился; комната -

шкаф, гроб, каморка,

каюта, конура

Черты Совестливость: нежелание "Тщеславие бешенное"

характера встречи с кредиторшей. "Стесненное положение

Сострадание, желание помочь. Перестало тяготить его"

Эпизод пожара, отношение к

Мармеладовым и др.

Душевное "Обыкновенная дребедень, до "Раздражительное и

состояние которой ему нет никогда дела" напряженное", похоже

на ипохондрию.

Следствие "безобразная жизнь" "безобразная

мечта"

Мономания

Работа со словарем

Мономания. Моно-один. Мания (греч.-безумие, увлечение) - психическое растройство, при котором у больного возникают навязчивые идеи; наблюдается при разных психических заболеваниях - маниакально - депрессивном психозе, шизофрении. В сложных случаях предполагает чрезмерное стремление к чему-либо.

Ипохондрия - опасение за свое здоровье.

Обобщение: Мономания Раскольникова - увлечение навязчивой идеей.

Результат: Болезненно - тревожное состояние психики (ипохондрия).

III. Чтение отрывка из ч.3, V гл. (пересказ "одной мысли" Порфирием Петровичем и ее объяснение Раскольниковым).

Анализ по вопросам:

- Какая идея преследует Раскольникова?

- На чем она основана? Где содержится концентрация философии, приведшей героя к "безобразной мечте"?

- Почему Раскольников соглашается, что "почти верно ее изложили, даже, если хотите, и совершенно верно"?

- Какие философские идеи перекликаются со взглядами Раскольникова, изложенными в его статье?

-Какую политическую фигуру Раскольников считает своим идеалом? Кто из литературных героев придерживается такого же мнения?

- Убийство процентщицы - Тулон или Ватерлоо Раскольникова?

- В чем сходство и различие судеб Жульена Сореля ("Красное и черное" Стендаля) и Р.Раскольникова? В чем их преступление?

- А какое наказание их постигнет?

- Кто и в каком произведении впервые в русской литературе поднял тему наполеонизма?

Раскольников говорит о разрушении настоящего во имя будущего. Возникает мотив неудовлетворения действительностью.

Вспомним и сравним.

Гамлет: Быть или не быть?

Фауст: Кто сказал мне расстаться с мечтами?

Раскольников: Или отказаться от жизни совсем?! Послушно принять судьбу как она есть.

Здесь прослеживается перетекание и взаимопроникновение мотивов неудовлетворенности жизнью:

Самоубийства → мщения → преобразования


Раскольников учился в университете, но вскоре учебу бросил. Он говорит, что не хочет быть "учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья".

- Почему в этой, последней фразе стоит запятая?

("Лишние" знаки у Достоевского несут смысловую нагрузку. Здесь подчеркнуто несогласие героя с такой судьбой)

- Есть ли у Родиона возможность проявить себя, или, как Мармеладову и его дочери, жене, ему некуда больше идти?

(После вариантов ответов читаем ответ самого Раскольникова в ч.5, V:"А знаешь ли ты, что я, может, и мог…")

- Случайно ли он сравнил себя с пауком? Кто еще в романе похож на паука?

Шекспир "Макбет"

Кровь лили и тогда, когда закон

Еще не правил диким древним миром;

И позже ледянящие нам слух

Убийства совершались. Но, бывало,

Расколют череп, человек умрет -

И тут всему конец. Теперь покойник,

На чьем челе смертельных двадцать ран,

Встает из гроба, с места нас сгоняя.

А это пострашнее, чем убийство.


А.Пушкин "Борис Годунов

Ах, чувствую: ничто не может нас

Среди мирских печалей успокоить;

Ничто, ничто…едина разве совесть.

Так, здравая она восторжествует.

Над злобою, над темной клеветою.

Но если в ней единое пятно,

Единое, случайно завелося,

Тогда - беда! Как язвой моровой

Душа сгорит, нальется сердце ядом,

Как молотком стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда…ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Или: "…гений и злодейство

Две вещи несовместные. Не правда ль?"

Арифметика преступления Раскольникова.

Вначале было

Слово (статья Раскольникова, написанная за полгода до совершения преступления)

Расчет ("арифметика" убийства).

Дело-убийство старухи.

Непредвиденное дело (Убийство Лизаветы)

Преступник случайный (вину Раскольникова берет на себя Миколка).

Убийство (мать узнает о преступлении сына, сходит с ума и умирает)

Итог: всеобщая смертоносная эпидемия

Малый апокалипсис → большой апокалипсис

Итог урока: У человека не так уж много истин, но добавляются они каждый раз заново и невероятно дорогой ценой, зато необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух. Эти истины заключены в нравственных законах человечества:"Не убий!", "Возлюби ближнего своего", "Обносись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе".

Искусство - не судебная инстанция. Но у него есть своя сила, свое полномочие: Найти в человеке совесть и - оставить его наедине с ней. У него только одна мера наказания, зато самая высшая: страшный суд совести.

Ирина Ратушинская:

Под свободными сводами вечными,

Босиком по пыльным дорогам,

С обнажено горящими свечками

Люди ищут доброго Бога,

Чтобы Он пожалел и понял

Сквозь убийства, бред и обманы,

Чтобы Он положил ладони

На висок, как а злую рану,

Чтобы увидел кричащие лица,

Темень душ и глаза без света,

Чтобы спас беглеца от погони,

Чтобы дал голодающим хлеба…

Может Бог - это крест на ладони?

Может, Бог - это темное небо?

Как к нему отыскать дорогу?

Чем надежды боль измерить?

Люди ищут доброго Бога,

Дай им Бог найти и проверить.







© 2010-2022