Конспект урока по литературе для 10 класса «Символичность названия и актуальность рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»»

"Описание материала: В нашей жизни очень часто не хватает времени на общение, не хватает понимания среди друзей и близких, не хватает искренности в отношениях. Все куда-то торопятся, решают текущие вопросы и задачи, и не замечают, как пролетают день за днем, как проносятся самые счастливые и неповторимые моменты. Одна из наболевших проблем молодежи 21 века - это инертность и закрытость. Это происходит из-за страха быть непонятым, из-за страха критики со стороны взрослых, из-за ощущения ненужн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Символичность названия и актуальность рассказа А.П. Чехова

«Человек в футляре»

Цели урока: обучающие:

- расширить круг читательских интересов школьников;

- заинтересовать творчеством А.П.Чехова;

- раскрыть смысл названия рассказа;

развивающие:

- развивать навыки самостоятельного чтения;

- совершенствовать умение анализировать эпический художественный

текст;

- развивать мышление, устную речь, умение выражать и отстаивать свою

точку зрения;

воспитательные:

- воспитывать культуру чтения, эстетический вкус;

- воспитывать чувства справедливости, искренности и личной свободы;

- воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны понять символичность названия рассказа, высказывать и аргументировать свою точку зрения, обобщать, определить свою жизненную позицию.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: анализ художественного произведения, создание «футляра» для «лишних» качеств людей.

Термины и понятия: прием обрамления, контраста, художественная деталь, фискал.

Оборудование и материалы: художественный текст рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре», компьютер, «футляр» для «лишних» качеств.

Наглядность: презентация к уроку.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.

Нередко можно услышать от собеседника: «Ничего не могу с собой поделать: у меня такой характер!» Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него мягкий и уступчивый характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый, но я привык сдерживать себя, потому как распускать себя порядочному человеку не годится…» Есть чеховская школа в литературе - это школа морального воспитания. А.П.Чехов писал: «Воспитанные люди уважают человеческую индивидуальность, поэтому всегда снисходительные, мягкие, вежливые; они сочувствуют не только нищим и бездомным кошкам, они искренние и боятся лжи, как огня, потому как ложь унизительна для слушателя, они не унижают себя и других, а, главное, они не пустословят. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

ІІІ Объявление темы и целей урока

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о том, каким должен быть человек, проанализировав рассказ А.П.Чехова «Человек в футляре», а также выясним, почему произведение так называется - слайд 1,2.

IV Актуализация опорных знаний учащихся

Викторина по рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре».

V Работа над темой урока

Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».

Учитель. Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова («Чехов умел писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно») - слад 3.

- Как вы его понимаете?

- Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре".

- Как построен рассказ? ( Рассказ в рассказе. Приём обрамления ).

- Кто эти запоздавшие охотники? ( Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин).

- Кто рассказывает о Беликове? ( Учитель гимназии Буркин).

- Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? (Это ключ к рассказу)

- Зачитайте описание Мавры ("Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу")

- Какой вывод мы можем сделать? ( Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу. Такие люди - явление нередкое.)

- Что говорится о Беликове? (Товарищ Буркина. Умер месяца два назад. )

- Чем он примечателен? Найдите ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова (слайд 4)

Тёплое пальто на вате

Зонтик в чехле

Калоши

Нож в чехольчике

Лицо "в чехле" - поднятый воротник

Часы в чехле из серой замши

Тёмные очки

Вата в ушах

Коляска с поднятым верхом

Укрывался одеялом с головой

Преподавал древние языки

Мысль запрятать в футляр

"Как бы чего не вышло"

Спальня точно ящик

- Какой вывод мы можем сделать? (Беликов нарочито прячется в оболочку, в футляр, потому что боится жизни.)

- При помощи какого художественного средства Чехов создает образ Беликова? (Художественной детали - особо выделенного элемента художественного образа, несущего значимую смысловую нагрузку)

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? Найдите в тексте и зачитайте.

( 1) Беликов выступал на педсоветах:

":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:";

2) имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью";

3) ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.

"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".)

- Как к Беликову относятся коллеги? (Боятся, следовательно, подчиняются и терпят.

"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!")

- Так кто же виноват в том, что Беликов терроризирует весь город? (Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.)

- Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих? (Беликов едва не женился.) - слайд 5.

-Какое участие приняли окружающие в этом событии? ( Все стали уверять его, что он должен жениться)

- На ваш взгляд, подходили ли друг другу Варенька и Беликов? (Нет, они были полностью противоположными)

- Почему же жители городка так хотели поженить героев? (Ради развлечения; может быть, Беликов женится и не будет терроризировать город морализаторством)

- Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко? (Возненавидел.

"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:")

- Какой прием использует Чехов при создании образов Беликова, Вареньки и Михаила Саввича? ( прием контраста, сопоставления)

- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?" (Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.)

- Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?-слайд -6 (Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.

"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.

- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!")

- Перескажите разговор Беликова с Коваленко. ( Беликов: "Я должен доложить…")

- Как называет Михаил Саввич Беликова? (Фискал.)

- Какое значение этого слова? (Должность, утвержденная Петром І - тайный надсмотрщик над всеми делами и доносчик)

- Чем заканчивается разговор? (Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы - слайд 7.

"- Доложить? Ступай, докладывай!

Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"

Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.)

-Чем закончилось сватовство? (Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.

«И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".

VI Обобщение изученного материала

Беседа

- Почему Беликов умер? (От страха жизни, которая грубо разорвала замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал)

- В чем парадокс смерти Беликова? (Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха)

- Чего достиг Беликов? (Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.)

- Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).

-Что изменилось в жизни города? (Ничего. Таких людей много.)

- Зачитайте, что говорит Иван Иваныч в конце рассказа, когда уходит Мавра.

(«Видеть и слышать, как лгут, и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!»)

- Как реагирует Буркин? («- Это из другой оперы. Спать пора.»)

- Как показан он в начале рассказа и какой мы можем сделать вывод ?

( В начале рассказа "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках". Вывод: Буркин тоже человек в футляре.)

VІІ Подведение итогов урока.

  1. Итоговая беседа

- Так почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Потому что таких людей, как Беликов, много. Этот страх перед начальством, потерять хотя и скромное, но стабильное жалование невозможно изжить. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным - а то «как бы чего не вышло»)

- В чём смысл названия рассказа и актуальна ли эта тема сегодня? ( Явление «футляризма» очень распространено в окружающей жизни. Человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра и жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова показывает как «футляр» мешает человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что от человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства) - слайд 8.

2. Заключительное слово учителя.

Творчество А. П. Чехова пронизано идеей: человек должен быть свободен от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести людям добро и счастье, но при этом быть счастливым самому.

3.Создание «футляра для лишних качеств»

Учитель. Сейчас мы с вами создадим свой футляр, в который поместим наши «лишние» качества, чтобы быть свободными, искренними и справедливыми, чтобы не оказаться «в футляре» и быть счастливыми людьми. (Учащиеся пишут на листочках свои «лишние» качества и кладут в «футляр»)

4. Оценивание учащихся.

VIІІ. Домашнее задание.

  1. Написать мини-сочинение на тему «Встречали ли вы «футлярных» людей?»

  2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.









Министерство образования и науки Украины

Авдеевский городской отдел образования











Урок для 10 класса на тему:

«Символичность названия и актуальность рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»





Подготовила учитель русского языка и литературы

Авдеевской общеобразовательной школы №6

Косович Анастасия Леонидовна



















Авдеевка - 2014

© 2010-2022