Программа факультативных занятий Учимся грамотно писать 1 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»


КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зав. методическим кабинетом Директор КГУ

отдела образования, «Гимназия №1

физической культуры акимата города

и спорта города Шахтинска Шахтинска»

________ Е.Бойцова _______ С.Ю. Суханова

«____»___________2015 «___»____________2015



Вариативно-учебная программа по русскому языку

«Учимся грамотно писать»

для учащихся 1 классов




ОДОБРЕНО

Методическим советом

ГУ «Отдел образования,

физической культуры и спорта

города Шахтинска»

Протокол № ______

«____»____________2015



Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

Протокол № 2 от 23.12.2015 год


Рекомендовано Методическим советом КГУ ««Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

Протокол № 4 от 24.12. 2015 года

Одобрено Методическим советом ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Шахтинска»

Протокол № _____ от «_____»________ 2015 год


Составитель: Войтова Инна Валерьевна, учитель начальных классов высшей категории высшего уровня квалификации.

Вариативно-учебная программа по русскому языку «Веселая грамматика», Шахтинск, 2015, 8 страниц


Рецензенты:

  1. Дябина Г.Н. - руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов КГУ ««Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

  2. Ахметова Ш.К. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»





Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на 1 год (33 часа, по одному часу в неделю), предлагается для использования в классах общеобразовательной школы. Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем другим школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально - личностного развития младших школьников.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях цикла"Учимся грамотно писать" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Основной целью развивающего курса является повышение мотивации каждого ученика, воспитание любви к знанию русского языка, интереса к познавательной учебной деятельности. Курс развивающего обучения способствует не только прочному и сознательному усвоению изученного материала на уроке, но и опережающему изучению материала, содействует развитию речи детей, совершенствуют навык лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития школьников, воспитывают интерес к предмету. По программе предусмотрено развитие: зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мышление и память. Посещая занятия, учащиеся закрепят знания о звуко-буквенном и слоговом анализе слова, научатся разгадывать ребусы и головоломки, решать кроссворды и выполнять множество других заданий, направленных на усвоение основ грамматического и фонематического строения русского языка.

Учебно - тематическое планирование составлено с учетом возрастных и познавательных возможностей учащихся младших школьников, их психологической готовности и на основе ГОСО 2013, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 2013 года

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы. Формирование элементарного графического навыка.

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к изучению русского языка как части национальной культуры;

  2. Развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения и навыки учащихся.

  3. Воспитывать социально ориентированную личность, ответственную за собственную речевую культуру и речевое поведение.

Особенности программы заключаются в том, что главным подходом к организации развивающего курса является личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Также программа развивающего курса предполагает использование способов организации и презентации содержания обучения, которые развивают у школьников мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития. К таким способам организации в первую очередь относится равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности; коллективное взаимодействие учеников, при котором школьники активно общаются друг с другом; систематическая рефлексия учащимися опыта своего коммуникативного поведения и общения.

Эффективность усвоения учащимися программного материала достигается с помощью методов, присущих предметам гуманитарного цикла: стратегии критического мышления через чтение и письмо, возможно проведение карт БиС (устные уроки 1,2). Предусмотрены занятия для групповой работы и работы в парах, а так же использование интерактивных технологий и интерактивного оборудования. Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-ролевые игры.

При работе по данной программе будут достигнуты следующие результаты:

  • Формирование основ исследовательской деятельности, любознательности, самостоятельно находить истину;

  • Раскрытие индивидуальных особенностей каждого ученика;

  • Развитие интеллектуального и творческого потенциала детей с основой на нравственное воспитание.

Тематика творческих, проектных или исследовательских работ.

Творческая деятельность. Выпуск книжки-малышки.

Творческая деятельность. Конкурс на лучшее толкование слов.

Творческая деятельность. Придумываем ребусы.

Творческая деятельность. Разыгрывание ситуаций.

Занятие проводится по следующей структуре:

- пальчиковая гимнастика;

- развитие речевого аппарата;
- словарная работа в игровой форме;
- определение темы занятия, знакомство с новым материалом;
- составление рисунка и штриховка, письмо;
- составление текста-описания по рисунку;
- подведение итога.

Занятия проводятся один раз в неделю, курс рассчитан на 33 учебных часа.

Необходимо учитывать следующее:

  • Тема занятия связана с изучением материала на уроках обучения грамоте, аименно с ознакомлением со словарем.

  • Каждое занятие включает ряд речевых упражнений и новых знаний о слове, с которым идет ознакомление.

  • Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-описания, проводится словообразовательная работа, пополнение активного словаря школьников.

  • С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию мелкой мускулатуры, но и благодаря массажу положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

  • Предлагаемые игры и упражнения включают в себя чистоговорки и скороговорки для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Такие упражнения помогают учащимся-логопатам автоматизировать произношение некоторых звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

  • Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.

  • Занятия строятся на основе интеграции ряда предметов: обучения грамоте, окружающего мира, изобразительной деятельности, трудового обучения.

Необходимое оборудование: альбомы или листы для рисования, линейки-трафареты с геометрическими фигурами, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), доска, цветные мелки для учителя, цветные карандаши для учащихся.



Содержание программы:

Номер
занятия

Тема обучения грамоте

Количество часов

1-2

Графические диктанты

2

3-4

Учимся управлять ручкой

2

5-6

Печатаем гласные

2

7-8

Учим согласные звуки

2

9-11

Красный, зеленый и синий звуки

3

12

Запоминаем названия птиц. Воробей

1

13

Запоминаем названия птиц. Ворона

1

14

Запоминаем названия птиц. Сорока

1

15-17

Создание книжки - малышки

3

18

Учимся писать названия животных. Собака

1

19

Учимся писать названия животных. Медведь

1

20

Учимся писать названия животных. Заяц

1

21

Учим словарные слова. Девочка

1

22

Учим словарные слова. Мальчик

1

23

Учим словарные слова. Ребята

1

24

Учим словарные слова. Ученик -ученица

1

25

Учим словарные слова. Дежурный

1

26

Грамотно пишем слова. Машина

1

27

Грамотно пишем слова. Тетрадь

1

28

Учим страны и города. Астана

1

29

Учим страны и города. Отечество

1

30-31

Знакомимся со словарями, словарными словами

2

32-33

Интеллектуальный марафон «Юный грамотей»

2






Глоссарий:

Загадка

Краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно разгадать.

Сказка

Один из основных жанров фольклора, прозаическое произведение волшебного или бытового характера на вымысел. Делятся на волшебно-фантастические, бытовые и сказки о животных.

Пословица

Это краткое изречение, поучение.

Ребус

Загадка, в которой искомое слово или фраза, изображены в комбинации рисунков, букв, знаков.

Шарада

Загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собою отдельное слово.

Сценка

Небольшое драматическое произведение или маленький рассказ, изображающие живые, житейские эпизоды.

Синонимы

Слова или выражения, совпадающие или близкие по значению с другим словом, выражением.

Антонимы

Слова одной части речи, имеющие противоположные значения.

Омонимы

Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.

Историзм

Рассмотрение явлений, событий в их историческом развитии, с исторической точки зрения.

Тавтология

Повторение того же самого, не уточняющее смысла.













Список использованной литературы.

  1. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения», М.,1990

  2. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя» 1-4 классы, М.: «Вако»,2003

  3. Казыханов В.С. «Уроки нравственности», Н.Ч. «Творчество»,2000

  4. Никитин Ю.З. «Занимательные игры для детей», М,: ООО «Изд-во АСК», 2003

  5. Николаенкова Е.Н. «Я иду на урок в начальную школу» Тесты по природоведению. М.: Изд-во «1 сентября», 2000

  6. Тарабарина Т.И. «Популярное пособие для родителей и педагогов» Ярославль: «Академия развития», 1997

  7. Я-человек. Пособие по духовно-нравственному развитию личности. /Сост. Даутова А. Алматы, 2000

10. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н. Иванкова. - М.: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати - ВЯТКА», 2004.

11. Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.

12. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО Астрель - ООО АСТ, 2002.

13. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: ООО Астрель - ООО АСТ, 2002.

Список литературы для учителя и учащихся.

  1. О.Д. Полуянова «Учим словарные слова», Москва «Эксмо», 2011

  2. И. Агапова, М. Давыдова «Ребусы, головоломки и лабиринты для детей», Москва, 2007

  3. Большой справочник «Начальная школа», «Олимп», 2000

  4. Волшебное путешествие в страну знаний « Шикула и К», Шымкент, 2010

  5. Учебное пособие В. Волина «Загадки от А до Я» «Олма-пресс», Москва, 1999




















Выписка из протокола №2 заседания школьной методической комиссии

учителей начальной школы КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

От 23.12.2013года



Присутствовали: 15 человек

Повестка дня:

2. Ознакомление с вариативно-учебными программами на 2015-2016 учебный год:

2.1. Рассмотрение вариативно-учебной программы по русскому языку «Учимся грамотно писать» для учащихся 1 классов образовательных школ на 2015-16 учебный год, составитель - Войтова И.В.

По первому вопросу слушали составителя программы Войтову И.В.:

они представили программу Развивающий курс русского языка для учащихся 1класса «Учимся грамотно писать». Данная программа рассчитана на 1 год (33часа), предлагается для использования в классах общеобразовательных школ и гимназий. Обучение русскому языку влияет на качество обучения всем школьным предметам, становится базой развития интеллектуальных и творческих способностей, закладывает основы социально-личностного развития младших школьников.

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы. Формирование элементарного графического навыка.

Особенности программы заключаются в том, что главным подходом к организации развивающего курса является личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Также программа развивающего курса предполагает использование способов организации и презентации содержания обучения, которые развивают у школьников мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития.

Постановили: направить программу развивающего курса по русскому языку «Учимся грамотно писать» для учащихся 1 классов образовательных школ и гимназий на рассмотрение методического совета КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

Руководитель ШМО: Дябина Г.Н.

Секретарь: Везнер С.И.














Выписка из протокола № 4

заседания методического совета КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

от 24.12.2013

Присутствовали: члены методического совета КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска».

Повестка дня:

  1. Рассмотрение вариативно-учебных программ на 2015-16 учебный год в 1-4 классах:

1.13.Рассмотрение вариативно-учебной программы по русскому языку «Учимся грамотно писать» для учащихся 1 классов образовательных школ и гимназий, составитель - Войтова И.В.

Постановили: утвердить и рекомендовать программу развивающего курса по русскому языку «Учимся грамотно писать» для учащихся 1 классов общеобразовательных школ и гимназий Войтовой И.В., на рассмотрение методического совета отдела образования, физической культуры и спорта города Шахтинска.


Председатель: Суханова С.Ю.

Секретарь: Войтова И.В.






















РЕЦЕНЗИЯ

на вариативно-развивающую программу по русскому языку «Учимся грамотно писать»

Организация образования: КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

Составитель: Войтова И.В.

Актуальность системы работы: Особенности программы заключаются в том, что учитывая возрастные особенности учащихся, программа выстроена таким образом, что процесс ознакомления с новым материалом сопровождается закреплением и обобщением полученных представлений. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Научно-методический уровень работы: Эффективность усвоения учащимися программного материала достигается с помощью методов, присущих предметам гуманитарного цикла: различных стратегий критического мышления через чтение и письмо. Возможно проведение карт БиС. Предусмотрены занятия для групповой работы и работы в парах, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, а так же использование интерактивных технологий и интерактивного оборудования.

Степень новизны системы работы: аналогов программы в системе образование нет

Научность работы: осуществляется через принципы модернизации, восстановление утраченного, а так же новых методик и технологий; через интеграцию известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству; через изобретение принципиально нового, новаторского, не известного ранее.

Оценка внутреннего единства и характеристики методологической основы системы работы: программа составлена логически верно, присутствует взаимосвязь результатов с методологическими основами, которые не противоречат друг другу.

Практическая значимость работы: для внедрения в практику предлагается реализация проектной деятельности, представлено примерное планирование творческой деятельности.

Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов: будет проведен интеллектуальный марафон «Юный грамотей» для учащихся первых классов.

Соответствие требований к оформлению: содержание соответствует Государственному стандарту образования 2013 года, оформление работы соответствует требованиям.

Рецензент: Дябина Г.Н. руководитель школьного методического объединения

учителей начальных классов КГУ «Гимназия №1»
















РЕЦЕНЗИЯ

на вариативно-учебную программу по русскому языку «Учимся грамотно писать»

Организация образования: КГУ «Гимназия №1 акимата города Шахтинска»

Составитель: Войтова Инна Валерьевна.

Актуальность программы развивающего курса заключается в значимости повышения мотивации изучения русского языка.

Автор программы развивающего курса рекомендует использовать стратегии критического мышления, карты технологии БиС, адаптировав методики к предмету, что является интерактивными методами обучения младших школьников.

Аналогов программы в системе образование нет, автор интегрировал несколько предметов в один.

Научность работы: заключается в принципах взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

Программа развивающего курса предполагает использование нетрадиционных педагогических технологий, интерактивного оборудования и интеграции предметов.

Программа развивающего курса предназначена для учителей начальной школы для занятий по выбору (гимназический компонент)

По итогу данного курса будет проведен интеллектуальный марафон «Юный грамотей» для учащихся первых классов, книжки-малышки.

Содержание соответствует Государственному стандарту образования 2013 года, оформление работы соответствует требованиям.

Данная программа рассмотрена на методическом совете школы, одобрена и рекомендована на рассмотрение методического совета отдела образования, физической культуры и спорта города Шахтинска.

Рецензент: Ахметова Ш.К. заместитель директора по УВР КГУ «Гимназия №1»







© 2010-2022