Способы актуального членения предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальное членение предложения и способы его выражения

Ключевые слова: актуальное членение предложения, тема, рема, средства выражения актуального членения предложения.

Аннотация. В статье рассматриваются актуальное членение (тема-рематическое членение) предложения и средства его выражения. Выделяются дополнительные маркеры актуального членения предложения - союзы, однородные члены предложения, второстепенные члены предложения.

Структурно-семантическое направление в языкознании рассматривает предложение как многоаспектную единицу синтаксиса, выделяя логический, структурный, коммуникативный и семантический аспекты. При этом, так как предложение - главное средство формирования, выражения и сообщения мысли, именно его коммуникативный аспект представляется нам очень важным. Коммуникативный аспект исследования предложения проявляется в актуальном членении.

Вопрос об актуальном членении предложения появился в лингвистике сравнительно недавно. Данное понятие было разработано в трудах Пражского лингвистического кружка в 1930-е годы. В качестве одного из первых исследователей актуального членения в истории лингвистики вошёл чешский учёный Вилем Матезиус. Однако ещё ранее отдельные аспекты этого явления затрагивались в работах французских грамматистов логического направления XVIII вв.: Ц. Дюмарсэ, Н. Бозе, Ш. Бато и др. В дальнейшем, через 100 лет, результаты их научного поиска подытожил А. Вейль. (Предыстория лингвистического изучения феномена актуального членения подробно рассматривается в работах В.П. Даниленко [4: 82-89]).

В.Матезиус в работах «О так называемом актуальном членении предложения» (1947), «Основная функция порядка слов в чешском языке» (1947), «Язык и стиль» (1942) разрабатывает учение о функциональном синтаксисе. Под функциональным синтаксисом лингвист понимает изучение средств и способов объединения слов в предложении в рамках той или иной конкретной ситуации. В статье «О так называемом актуальном членении предложения» чешский учёный даёт следующее определение актуального членения предложения: «Основные элементы актуального членения предложения - это исходная точка (или основа) высказывания, то есть то, что является в данной ситуации известным или по крайней мере может быть легко понято и из чего исходит говорящий, и ядро высказывания, то есть то, что говорящий сообщает об исходной точке высказывания». [8, с.94] В. Матезиус тесно связал актуальное членение с главным средством его выражения - порядком слов.

Идеи Матезиуса в области исследования актуального членения получили непосредственное развитие как в самой Пражской школе, так и в других лингвистических традициях. В чешской лингвистике теория В.Матезиуса была разработана в трудах Я.Фирбаса, Ф.Данеша, П.Адамца.

Проблема актуального членения предложения в русистике стала обсуждаться в работах К.Г. Крушельницкой, И.П. Распопова, И.И. Ковтуновой, В.В. Бабайцевой и других.

К.Г.Крушельницкая пишет: «Предметом сообщения, его исходным пунктом является обычно нечто известное для слушающего - «данное»; об этом известном сообщается нечто неизвестное - «новое». В сочетании известного и неизвестного и заключается самая основа коммуникации, которая наиболее отчётливо… выступает в таких функционально-стилевых видах речи, как разговор, деловая проза» [7, с.58].

И.П. Распопов говорит о том, что актуальное членение предложения вытекает из самой природы предложения как важнейшей языковой единицы. «Предложение - это коммуникативная единица языка, и в качестве таковой оно с необходимостью включает как грамматическое, так и актуальное членение» [9,с.48]. Он не считает вполне удачными термины: данное и новое (К.Г.Крушельницкая), тема и рема (К.Боост); лексическое подлежащее и лексическое сказуемое (А.И. Смирницкий). В этих терминах отражается «только познавательное значение расчленяемых частей высказывания, но совершенно отсутствует указание на конструктивно-синтаксическую роль актуального членения в структуре предложения» [9, с.55-56]. Более приемлема для И.П.Распопова терминология В. Матезиуса - основа и ядро высказывания, хотя тоже, по его мнению, нечётко фиксирует противопоставление и взаимообусловленность компонентов актуального членения.

И.П.Распопов предлагает для обозначения одного из компонентов актуального членения (исходного в сообщении) воспользоваться термином В.Матезиуса «основа высказывания», а для другого компонента, выражающего наиболее существенное в сообщении, использовать термин «предицируемая часть» [9, с.55-56].

Н.С. Валгина даёт следующее определение актуального членения: «Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации и есть его актуальное членение» [3, с.218]. Она считает, что рема является главным коммуникативным компонентом предложения, поэтому предложение без ремы невозможно. Хотя, по условиям контекста, может быть «опущена», например, в неполном предложении, так как она, как правило, содержит нечто уже известное.

Определение актуального членения даёт И.И.Ковтунова в работе «Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения»: «Членение на тему и рему называют актуальным членением, поскольку это членение актуально, существенно в данном контексте или в данной конкретной ситуации для говорящего или пишущего.» [6, с.7].

Вопросам актуального членения предложения посвящены работы разных лет В.В. Бабайцевой. В статье «Отражение многоаспектности предложения в практике обучения русскому языку в школе» (избранное 70-х) она пишет о том, что при наличии актуального членения в предложении выделяются «данное», известное собеседникам из предыдущего предложения или из контекста, и «новое» - коммуникативный центр высказывания. «Новое» - наиболее важное в сообщении - выделяется логическим ударением, порядком слов, местоименными словами, частицами и т.д. «Новое» может быть выражено как главными, так и второстепенными членами предложения. Обычно «данное» заключено в подлежащем, «новое» - в сказуемом. В качестве примера автор приводит предложение Отец пашет: «Так, в ответе на вопрос Что делает отец? - Отец пашет «данное», известное из вопроса, заключено в подлежащем предложения отец, а «новое» - в сказуемом пашет: Отец (Д) пашет (Н). Однако возможно и несоответствие «нового» - сказуемому, «данного» - подлежащему. В ответе на вопрос кто пашет? - Отец пашет «новое» заключено в подлежащем отец, а «данное» - в сказуемом пашет, поскольку неизвестным для спрашивающего было лицо, являющееся производителем действия пашет: Отец (Н) пашет (Д).» [1, с. 180-191).

Коммуникативному синтаксису посвящены также работы О.Б. Сиротининой, Г.А.Золотовой, О.А.Лаптевой, Т.М. Николаевой и ряда других лингвистов.

Таким образом, вопросу актуального членения посвящено достаточно много исследований. Сущность данного явления сводится к членению предложения в зависимости от его коммуникативного задания в речи. Коммуникативное задание предложения определяется конкретной обстановкой, в которой происходит общение: намерением говорящего и осведомлённостью собеседника о предмете сообщения. В предложении выделяется «известное» собеседнику из предыдущего контекста (тема) и «новое» - то, что хочет сообщить говорящий своему собеседнику (рема).

В русском языке актуальное членение в предложении может быть выражено различными средствами. Большинство лингвистов (И.П.Распопов, И.И.Ковтунова, Н.С.Валгина и др.) указывают на такие основные средства выражения тема-рематического членения как порядок слов (Ярмола вошёл в комнату (А.И. Куприн)) и интонация (Славно пахнут эти похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой!.. Хороши и заметки на их полях... (И.А. Бунин)).

О.Б.Сиротинина обращает внимание на то, что в устной речи основным средством выражения актуального членения является интонация, а в письменной речи основное средство выражения тема-рематического членения - порядок слов [10, с. 24].

Г.А.Золотова же считает, что в первую очередь логическое ударение является выразителем актуального членения. Порядок слов лишь помогает выявлению логического ударения [5, с. 334].

Помимо основных средств выражения актуального членения - порядка слов и интонации - есть ещё и дополнительные (вспомогательные). Так К.Т.Крушельницкая, Г.А.Золотова, И.И.Ковтунова указывают на частицы (Лишь на миг смежает небо огнедышащее око ( А.А. Фет)).

Тема, по словам И.И.Ковтуновой, обычно выделяется частицами а и же: А Чичиков от нечего делать занялся, находясь позади, рассматриванием всего просторного его оклада (Н.Гоголь); Она любила его спокойный, ласковый и гостеприимный тон в деревне. В городе же он постоянно казался беспокоен и настороже. (Л.Толстой). Рему выделяют частицы только, лишь и другие: Но это продолжалось лишь несколько секунд (Л.Толстой), В этот день врагом у солдат был только мороз (В.Песков).

Н.С. Валгина выделяет некоторые частицы, которые указывают либо на тему, либо на рему. В качестве примера приводит предложение, в котором частица ведь выделяет тему: Заброшенные усадьбы сразу зарастают крапивой, бурьяном и лебедой. Бурьян ведь символическое обозначение запустения и заброшенности (Сол.).

В.В. Бабайцева помимо логического ударения, порядка слов, частиц, рассматривает в качестве маркера актуального членения повтор слов: Славно пахнет берёзка, славно!( В. Астафьев) [2, с. 195].

Таким образом, важнейшими средствами выражения актуального членения, по мнению большинства лингвистов, являются порядок слов и интонация, дополнительными (вспомогательными) - частицы, повтор слов.

Однако, помимо указанных средств выражения тема-рематического членения предложения, на наш взгляд, можно выделить ещё несколько, а именно:

  • однородные члены предложения;

  • союзы;

  • второстепенные члены предложения.

В предложении В Мещёрском крае можно увидеть / лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. (Паустовский) тема-рематическое членение предложения выражено, наряду с порядком слов, также и рядом однородных членов. Предложение отвечает на вопрос: Что можно увидеть в Мещёрском крае? Можно увидеть - тема, однородные дополнения - озера, болота, избы, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и звезды - рема высказывания .

Однородные члены предложения как маркер актуального членения важны в предложениях с неоднозначной квалификацией членов предложения. Так в предложениях типа Небо ясное вне контекста сложно однозначно сказать: односоставное или двусоставное предложение. В предложении Облака кудрявые, целые, дырявые, лёгкие, воздушные...( С.В. Михалков) тема-рематическое членение предложения выражено порядком слов и рядом однородных членов, которые усиливают характеристику предмета речи. Предложение, содержащее ответ на вопрос Какие облака?, является двусоставным с семантикой характеризации. Облака - подлежащее, в котором выражена тема, кудрявые, целые, дырявые, лёгкие, воздушные - однородные сказуемые, в которых выражена рема.

В предложении, грамматическая основа которого включает инфинитив и слово на -о, однородные члены предложения также служат дополнительным средством выражения актуального членения: Мне / радостно и горестно смотреть, как этот мир легко преобразится: вчера готов на век был умереть, а нынче смог из праха возродиться. ( Б.Илюхин). Однородные члены предложения перетягивают на себя логическое ударение, внимание читателя или слушателя акцентируется на состоянии субъекта. Мне - тема, радостно и горестно смотреть, как этот мир легко преобразится: вчера готов на век был умереть, а нынче смог из праха возродиться - рема данного предложения.

В выделенном предложении Я знаю, что он святой. Такие - угодники бывают. А лицо / розовое, как у херувима, от чистоты (И.С.Шмелев) говорящий сообщает нечто о лице, а именно - что оно розовое. Предложение содержит ответ на вопрос: Какое лицо? Актуальное членение предложения выражено наряду с порядком слов союзом а, который оформляет сопоставительно-уступительные отношения между самостоятельными предложениями. Выделенное предложение - двусоставное, между словами предикативные отношения. Лицо - подлежащее, в котором выражена тема, розовое - сказуемое, в котором выражена рема. См. также выделенное предложение Сестра у тебя - зверь злой... про мужа про ее - и сказать нечего: хуже всяких слов старик… и вся эта здешняя жизнь... Куда тебе идти? А парень /- крепкий… (М.Горький). В нём средством выражения актуального членения выступает союз а, соединяющий предложения с сопоставительно-противительным значением.

В качестве маркеров тема-рематического членения предложения могут выступать и второстепенные члены. Так, например, в предложении Да, но провести еще две ночи в Коломбо мне очень трудно….(И.Бунин. Братья) говорящий сообщает нечто проведении двух ночей в Коломбо, а именно то, что это ему было очень трудно. Подлежащее провести вместе с обстоятельствами (еще две ночи в Коломбо) и дополнением (мне) выражает тему, а сказуемое трудно с обстоятельством очень - рему. См.также: Говорить ей всё же было трудно, она поневоле умолкла. (В.Распутин. Последний срок). Второстепенные члены в данном типе предложения выступают в роли средства выражения тема-рематического членения предложения, а также помогают определить двусоставную структуру предложения.

Таким образом, говорящий может ставить перед собой разные коммуникативные задачи в зависимости от конкретной ситуации общения. Поэтому актуальное членение предложения в разных вариантах предложения различно. Учитывать тема-рематическое членение предложения необходимо в первую очередь при решении вопросов культуры речи, а именно: выразительного чтения, сценической речи, ораторского искусства.

Литература

  1. Бабайцева В.В. Отражение многоаспектности предложения в практике обучения русскому языку в школе. // Бабайцева В.В. Избранное1955-2005: сборник научных и научно-методических статей/ Под ред.профессора К.Э. Штайн. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 520с.

  2. Бабайцева В.В. О синтаксических единицах. // Бабайцева В.В. Избранное1955-2005: сборник научных и научно-методических статей/ Под ред.профессора К.Э. Штайн. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 520с.

  3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник
    М.: Агар, 2000. 416 с.

  4. Даниленко В.П. У истоков учения об актуальном членении предложения (период до Анри Вейля) // Филологические науки. - 1990, №5. - С.82-89

  5. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

  6. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения: Учебное пособие.Изд.2-е, стереотипное.- М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240с.

  7. Крушельницкая К.Т. К вопросу о смысловом членении предложения Вопросы языкознания.-1956/ 5. - С. 55-67.

  8. Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения// Матезиус.В. Избранные труды по языкознанию: Пер.с чеш.,англ./Закл.ст.Д.В.Сичинавы. Изд.2-е. - М.:Едиториал УРСС,2010. - 232с.

  9. Распопов И.П. Актуальное членение предложения (На материале простого повествования преимущественно в монологиче6ской речи). - Уфа,1961. - 162 с.

  1. Сиротинина О.Б.Лекции по синтаксису русского языка. Изд.3 2006. 144 с.

8


© 2010-2022