Конспект урока литературы Тема любви в романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

       О любви мало говорить не приходится, а говорить много можно бесконечно, так и не соединив веревочки вечных вопросов и ответов, начиная от "любит - не любит", "моя первая любовь" и заканчивая "В чем счастье любви".Можно сказать словами Фредди Меркьюри "Лучше один год любви, чем жизнь в одиночестве", а можно просто написать сочинение-рассуждение на тему "Любовь в жизни человека". Просто и от сердца.  Любовь… вспышка света и горсть звёздного сияния, наполняющая смыслом жизнь обыкновенного че...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы Тема любви в романе М.А. Булгакова Мастер и МаргаритаКонспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Цель: Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Учитель: Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и о той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: "За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!"

Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты - явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

Учащиеся перечисляют:

  • Евгений Онегин и Татьяна;

  • Ленский и Ольга;

  • Болконский и Ростова;

  • Безухов и Ростова;

  • Раскольников и С. Мармеладова и т.д.

Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).

  • Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…

И вообразите, внезапно заговорила она.

Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

Мастер: Нет.

Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

Маргарита: А какие?

Мастер: Я розы люблю.

Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

Прослушав инсценированное чтение, учащиеся говорят, что Булгаков использовал контрастную цветовую гамму: желтое на черном.

Знакомые с цветовой гаммой Достоевского, символикой цветов Блока, ученики отмечают, что Булгаков использует традиции предшественников.

Герой произведения сам говорит о том, что желтый - нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!"

- Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории.

Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.

Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.

- Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд - "необыкновенное, никем не виданное одиночество".

Учитель напоминает: А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее?

Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Вспоминают ее слова: "Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью". В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее.

Можно напомнить учащимся стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Путь к любви":

Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства… исключая одного: благодарности.

Благодарность - долг, всякий человек платит свои долги, но любовь - не деньги".

По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.

Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.

Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста".

Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.

Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал "кровью сердца".

  • Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…

Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

  • Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.

Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера.

Итак, возлюбленная по Булгакову - это подруга.

  • Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?

Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева.

То, что возлюбленная - это подруга, мы доказали.

Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое.

Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

И возлюбленная - это королева, ибо каждая женщина - королева, когда ее любят.

При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова:

Показать начало цитаты

Ты - женщина, ты книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум и слов избыток,

В его мечтах безумен каждый стих.

Ты - женщина, ты ведьмовский напиток

Он жжет огнем, едва в уста проник;

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права

От века убрана короной звездной

Ты - в наших безднах образ божества…

По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева - углубляются и конкретизируются:

Возможна демонстрация рисунка с творческим решением этого триединства образа.

  • Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.

Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни.

Она тоже "похудела, побледнела, перестала смеяться". Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе.

В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа.

Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей…

  • Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).

  • А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.

Ученик делает пересказ - анализ эпизода "Погром в квартире Латунского".

Обращаем внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль… - отражающие психологическое состояние героини.

Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка.

Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером.

Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.

  • Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.

Заранее подготовленный учащийся делает пересказ - анализ эпизода "Маргарита на балу у Воланда".

Учащиеся не упускают мысль, что главная задача Маргариты - всех одарить вниманием и любовью. "Если кто-нибудь не понравится… нужно полюбить его, полюбить, королева".

Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа:

"Все люди добры". Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении.

Ведь гости Маргариты - великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

"Только бы выбраться отсюда. - думает Маргарита - А там дойду до реки и утоплюсь".

Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает:

  • Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.

И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

  • Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!

  • Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?

Учащиеся называют Маргариту, приводят доказательства.

А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы.

  • Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

Учащиеся называют Ярославну, в которой есть что-то от ведьмы: "Обернусь я, бедная, кукушкой…" Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря.

Учащиеся называют М. Миронову из "Капитанской дочки".

В ней они видят смелость, решительность и самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного.

Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу.

Возможна аналогия с Олесей Куприна.

Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабош ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: "За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!"

  • Так что же есть любовь по Булгакову?

Учащиеся перечисляют.

Концепция любви по Булгакову

- дружба;

- сотрудничество;

- сопереживание;

- верность;

- самоотверженность;

- борьба;

- самопожертвование;

- счастье.

Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.




© 2010-2022