Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Миролюбовская школа»

Красногвардейского района

Республики Крым

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор МБОУ «Миролюбовская школа» по УВР _________________________/Р.Р. Меметов/

__________ / В.В. Самойленко/ Приказ № _____ от _______ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

РУССКИЙ ЯЗЫК

7 класса

уровень: базовый

2015/2016 учебный год

Составлена:

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Миролюбовская школа»

Барановой В.А.

Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено

на заседании школьного МО учителей на заседании педагогического

филологического цикла _____________ совета школы

___________________/А.Я Минаева / Протокол №___ от______20__г.

Протокол №____ от _________20___ г.

Миролюбовка, 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее -БУП), рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2012 № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».

  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  13. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

  14. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2009.

  15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.

  16. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.5-9 классы. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с. (6-11 классы)

  17. Учебный план МБОУ «Миролюбовская школа» на 2015/2016 учебный год.

Цели и задачи программы, её место в учебном процессе

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V - IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания, знающей русский язык и уважающей языковые традиции других народов; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Согласно цели главными задачами изучения русского языка в 7 классе являются:

  • подготовка грамотной личности, с высоким уровнем коммуникативной компетенции:

  • воспитание стойкой мотивации и сознательного стремления к изучению русского языка;

  • ознакомление с языковой системой и формирование на ее основе базовых лексических, грамматических, стилистических, орфоепических и правописных учений и навыков;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Виды контроля:

промежуточный:

  • постановка учебной задачи и выводы,

  • правильность выполнения упражнений и лингвистических задач,

  • монологическая устная и письменная речь,

  • полные ответы на вопросы,

  • составление схем и рассказов по ним,

  • моделирование языковых ситуаций,

  • планирование,

  • индивидуальные задания и сообщения,

  • графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм,

  • фонетический, морфологический, морфемный, синтаксический разборы слов и предложений.

итоговый:

  • проектная деятельность,

  • творческие задания,

  • контрольные работы,

  • изложения,

  • диктанты,

  • сочинения всех видов,

  • языковой анализ текста.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  • Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный).

  • Диктант с грамматическим заданием

  • (основные виды грамматических разборов:

  • фонетический,

  • морфемный,

  • словообразовательный,

  • морфологический,

  • синтаксический,

  • орфографический,

  • пунктуационный,

  • лексический).

  • Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку).

  • Изложение (подробное, выборочное, сжатое).

  • Тесты.

  • Словарный диктант.

  • Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).

Формами контроля развития речи являются контрольное изложение и контрольное

сочинение.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального базисного учебного плана (далее -БУП), примерной программой основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов и авторской программой:

  • Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. - Режим доступа: методкабинет.рф

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и др. 5-9 классы - М.: Просвещение, 112 с.

и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

  • Русский язык. 7 класс. Учебник в 2-х частях / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В. и др. - М. : Просвещение, 2014.

  • Русский язык. Промежуточная аттестация. 7 класс. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону : Легион, 2013.

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную, а также соотносящуюся с последней - кумулятивную), язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Сказанным определяются основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка в основной общеобразовательной школе; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях,

  • отражение всодержании обучениязадач развитияличности,

  • практическойзначимости инаучностисодержания обучения,

  • доступности обучения,

  • соблюдение преемственности.

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная, парная, групповая

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы

Согласно Федеральному базисному учебному плану 2004 года (БУП) для образовательных учреждений Республики Крым предметы «Русский язык» и «Литература» являются обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами.

Базисным учебным планом определяется обязательное изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования.







ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ГОДОВОЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения


Учебные предметы

Количество часов в год

VII


Русский язык

140



ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (НЕДЕЛЬНЫЙ)

для образовательных учреждений РФ с русским языком обучения


Учебные предметы

Количество часов в неделю

VII


Русский язык

4

Данная программа относится к образовательной области «филология», изучается в течении 1 года, реализуется за счет вариативной части и рассчитана на 134 часа (год) по количеству учебных недель - 34.

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Предметные:

  • представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;

  • владение всеми видами речевой деятельности;

  • усвоение основ научных знаний о русском языке;

  • освоение базовых понятий лингвистики;

  • проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания.

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Используются такие формы обучения как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, коллективная, фронтальная; парная; групповая

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Структурные компоненты урока: установка, подготовка, представление, объяснение, тренировка, практика, усвоение.


Требования к уровню подготовленности учащихся

В результате изучения русского языка в 7 классе учащиеся должны

«ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ»:

  • - основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о

  • происхождении этих понятий;

  • - основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватно понимать информацию устного и письменного характера (цели, темы и проч.);

  • - о русском языке как языке русского народа, государственном, средстве межнационального общения;

  • - связи языка и культуры народа;

  • - место языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка;

  • - роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

«УМЕТЬ / ПРИМЕНЯТЬ»:

Речь:

  • - приёмы ознакомительного и изучающего чтения;

  • - создавать текст в письменной форме;

  • - приёмы работы со схемами, таблицами;

  • - сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, навыки фонетического, морфемного, лексического, морфологического, синтаксического разбора;

  • - соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • - владеть техникой чтения;

  • - понимать содержание учебного текста;

  • - выразительно читать художественный текст;

  • - определять тему, основную мысль текста;

  • - подбирать заголовок, выделять главную и второстепенную информацию;

  • - составлять простой и сложный план;

  • - определять стиль и тип речи;

  • - подробно или сжато пересказывать текст;

  • - создавать устные и письменные высказывания.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста текста;

ЧТЕНИЕ:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять главную и второстепенную информацию прочитанного текста;

  • разбивать текст на составные части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

  • владеть ознакомительными и изучающими видами чтения;

ГОВОРЕНИЕ:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных и языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменное высказывание разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать своё отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста

  • исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении

Морфология.

  • - Различать части речи

  • - Знать морфологические признаки глагола, причастия, деепричастия, служебных частей речи, междометия.

  • - Уметь спрягать, склонять, образовывать формы названных частей речи.

Орфография.

  • - Понимать значение письма и правописания для жизни людей;

  • - Видеть структуру слова, определять значение морфем;

  • - Замечать орфограммы и дифференцировать их;

  • - Владеть правилами и применять их на письме.

Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Общение и речь.

  • Речевая ситуация.

  • Виды общения: вербальное и невербальное; контактное и дистантное; межличностное, групповое, массовое; официальное и неофициальное.

  • Ситуация общения. Монологическая и диалогическая речь.

  • Нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения.

  • Несловесные средства общения.

  • Речевой этикет (повторение и углубление знаний).

Виды работ:

Слушание

  • Слушание-понимание художественного текста повествовательного характера, содержащего описание ситуаций общения, включающих диалоги (объём текста - 600-700 слов; время звучания - 6-7 минут)

  • Слушание-понимание научно-популярного текста (объём текста - 500-600 слов; время звучания - 5-6 минут)

Чтение

  • Чтение-понимание (молча и вслух) текстов разных стилей

  • Чтение-понимание научно-популярного текста

Говорение

  • Разыгрывание ситуативного диалога; составление диалога по данной речевой ситуации.

  • Подробный пересказ научно-популярного текста,

  • составление монологического высказывания на лингвистическую тему.

Письмо

  • Сжатое изложение художественного текста повествовательного характера по самостоятельно составленному плану.

  • Сочинение-рассказ на основе данного сюжета.

  • Выборочное изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания внешности человека;

  • подробное изложение текста (художественного или публицистического стиля) с элементами описания процесса труда по данному сложному плану,

  • сочинение-описание внешности человека на основе личных наблюдений или по картине

  • составление сложного плана собственного высказывания с элементами рассуждения

Текст.

  • Текст, его основная и дополнительная информация Ключевые слова и сочетания слов. Заголовок и его функция в тексте. Структура текста. Сложный план текста. Средства связи предложений и абзацев в тексте: повтор, синонимы, антонимы, местоимения, предлоги, союзы, частицы, видо-временные формы глагола, вводные слова, порядок слов, речевые обороты, интонация (повторение и углубление знаний).Тезисы.

Стили и типы речи.

  • Лексические особенности стилей речи. Стилистические пометы в словарях. Художественный стиль (повторение). Особенности описания внешности и поступков человека, процессов труда. Рассуждение в разных стилях речи.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Введение. / 10 ч.

  • Роль языка в жизни общества и государства в современном мире.

  • Место языка в кругу славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка.

  • Основные формы функционирования современного русского языка.

  • Различия разговорной и книжной речи.

  • Языковые средства выразительности

Морфология. / 122 ч.


  • Морфология как раздел грамматики.

  • Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Принципы группировки частей речи.

ПРИЧАСТИЕ / 29 ч.

  • Причастие - особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

  • Действительные и страдательные причастия. Склонение причастий.

  • Правописание безударных падежных окончаний в причастиях

  • Причастный оборот. Его роль в предложении

  • Пунктуация

  • Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (после определяемого слова, выраженного именем существительным)

  • Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

  • Написание суффиксов причастий (-ущ-(-ющ-), -ащ- (-ящ-))

  • Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени

  • Написание суффиксов причастий (-ем-(-ом-), -им-)

  • Полные и краткие причастия

  • Н и нн в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов.

  • Буквы а (я) и е перед нн в страдательных причастиях прошедшего времени.

  • Не с причастиями

ДЕЕПРИЧАСТИЕ / 13 ч.

  • Деепричастие - особая форма глагола (общее значение; морфологические признаки, синтаксическая роль)

  • Не с деепричастиями) Одиночные деепричастия и деепричастия с зависимыми словами

  • Пунктуация

  • Знаки препинания при одиночном деепричастии. Знаки препинания при деепричастном обороте. Деепричастия несовершенного и совершенного вида (образование, употребление в речи

НАРЕЧИЕ / 29 ч.

  • Наречие: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Наречие как средство связи предложений в тексте, а также как способ повышения выразительности речи и выражения оценки

  • Нес наречиями на -о, (-е)

  • Степени сравнения наречий (ознакомление). Ударение в наречиях

  • Способы образования наречий (ознакомление)

  • Не и ни в наречиях.

  • Буквы о, а на конце наречий; буквы о, е после шипящих на конце наречий; буква ь на конце наречий после шипящих.

  • Н и нн в наречиях.

  • Слитное и раздельное написание наречий. Дефис в наречиях

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. МЕЖДОМЕТИЕ / 48 ч.

  • Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

  • Правописание предлогов

  • Союз как служебная часть речи. Общие сведения о сочинительных и подчинительных союзах

  • Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (ознакомление)

  • Междометие, его особенности. Звукоподражательные слова, их назначение в речи

Повторение / 1 ч.


С целью осуществления контроля (промежуточного, итогового) целесообразно проведение следующего количества контрольных работ (из общего количества письменных работ):


Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

С русским языком обучения

6ч/н

6ч/н

4ч/н

3ч/н

2ч/н

Диктант

5

5

4

2

2

Словарный диктант

4

4

4

4

4

Контрольная работа

3

3

3

3

4

Изложение

2

2

2

3

3

Сочинение

2

2

2

3

3








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





№ п.п.



Наименование разделов и тем



Учебные

часы



Контроль ные работы



Практичес

кая часть



1.

Введение



10



1



1



2.

Морфология.



1



--



--



3.

Причастие.



29



2



3



4.

Деепричастие.



13

2(из них 1 контрольный словарный диктант)



1



5.

Наречие.



29

4 (из них 1 контрольный словарный диктант)



3



6.

Предлог.



15

3 (из них 1 контрольный словарный диктант)



-



7.

Союз.



17



1



2



8.

Частица.



13

2(из них 1 контрольный словарный диктант)



3



9.

Междометие.



5



1

___



10.

Резервные уроки



8

___

___


Итого:



140



16 (из них 4 контрольные словарные диктанты)



13


  1. Календарно-тематическое планирование


п\п

Сроки выполнения


Название раздела, тема урока


Практическая

часть


Формы и темы

контроля


Оборудова-ние



П


Ф


1.


01.09



Введение.

Русский язык в современном мире.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

учебник

2.

02.09


Речь. Речевое общение.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи приме ров на доске, учебник

3.

03.09


Речь. Речевое общение.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Наблюде

ние учителя

4.

07.09


Речевой этикет.

Беседа с уч-ся

Выполн. заданий

Устные ответы

Наблюде

ние учителя

раздаточн. дидакт. материал учебник

5.

08.09


Рр Сочинение-рассуждение

Развитие речи

Анализ текстов

уч-ся

учебник

6.

09.09


Функциональные разновидности языка.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал, записи примеров на доске, учебник

7.

10.09


Функциональные разновидности языка.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы


8.


14.09


Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Анализ текста

Устные ответы

Анализ текста

записи примеров на доске, учебник


9.


15.09


Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы

Беседа с уч-ся Выполн. упр. Анализ текста

Устные ответы

Анализ текста

записи примеров на доске, учебник

10.

16.09


Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

Письмо под диктовку

Контроль

ный диктант


КИМы



11.



17.09


Морфология.

Работа над ошибками. Система частей речи в русском языке.

Беседа с уч-ся Выполн. упр., Работы над ошибками

Анализ работы над ошибками

записи примеров на доске, учебник

12.

21.09


Причастие.

Понятие о причастии.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

13.

22.09


Понятие о причастии.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

14.

23.09


Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Сравнение и анализ

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник

15.

28.09


Признаки глагола и прилагательного у причастия.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

Сравнение и анализ

16.

29.09


Причастный оборот.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

Синтакси

ческий разбор

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник

17.

30.09


Причастный оборот.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Синтакси

ческий разбор

18.

01.10


Действительные и страдательные причастия.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

учебник

19.

05.10


Контрольное изложение №1

Анализ текста Самостоятель

ное связное высказывание

Контроль

ное изложение

КИМы

20.

06.10


Контрольное изложение №1

Самостоятель

ное связное высказывание

Контроль

ное изложение

КИМы

21.

07.10


Полные и краткие формы причастий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

22.

08.10


Причастия настоящего и прошедшего времени.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

23.

12.10


Причастия настоящего и прошедшего времени.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик


24.


13.10


Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник


25.


14.10


Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. мат.,опорная схема, записи примеров на доске, учебник


26.


15.10


Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик


27.


19.10


Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник

28.

20.10


Рр Рассуждение и его виды.

Развитие речи

Устные связные высказывания


29.


21.10


Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Анализ материала

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик


30.


22.10


Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

Анализ материала

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик


31.


26.10


Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Анализ материала

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

32.

27.10


Рр Сочинение-рассуждение

Развитие речи

Устные ответы

Анализ текста

учебник

33.

28.10


Морфологичес

кий разбор причастий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Морфолог. разбор

учебник

34.

29.10


Правописание НЕ с причастиями.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник

35.

09.11


Правописание НЕ с причастиями.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Предупр. диктант

36.

10.11


Рр Комплексная работа с текстом.

Развитие речи

Анализ и построение текста

учебник


37.


11.11


Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

38.

12.11


Повторение по теме «Причастие».

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

учебник

39.

16.11


Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.

Письмо под диктовку

Выполн. заданий

Контроль

ный диктант

КИМы

40.

17.11


Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Анализ контр.дик

танта

Контр. тетради уч-ся

41.

18.11


Деепричастие.

Понятие о деепричастии.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

42.

19.11


Деепричастный оборот.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Анализ предложе

ния

записи примеров на доске, ученик

43.

23.11


Деепричастный оборот.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Анализ предложе

ния

записи примеров на доске, ученик

44.

24.11


Рр Тезисный план текста.

Фронт. анализ текста

Устные ответы

Анализ текста

учебник

45.

25.11


Правописание Не с деепричастиями.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик


46.


26.11


Правописание Не с деепричастиями. Контрольный словарный диктант №1

Письмо под диктовку

Контроль

ный словарный диктант

записи примеров на доске, ученик

КИМы

47.

30.11


Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

48.

01.12


Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

49.

02.12


Рр Сочинение-описание картины

Б. Кустодиева «Сирень»

Развитие речи

Устный анализ текста- описания

учебник

50.

03.12


Морфологичес

кий разбор деепричастия.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Самост. морфолог. разбор

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник

51.

07.12


Повторение темы «Деепричастие».

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Фронт. опрос

учебник

52.

08.12


Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием.

Письмо под диктовку

Выполн. заданий

Контроль

ный диктант

КИМы

53.

09.12


Работа над ошибками.

Работа над ошибками

Анализ контр.дик

танта

Контр. тетради уч-ся

54.

10.12


Наречие.

Наречие как часть речи.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Фронт. опрос

записи примеров на доске, учебник

55.

14.12


Наречие как часть речи.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

56.

15.12


Разряды наречий по значению.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

57.

16.12


Разряды наречий по значению.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Наблюде

ния учителя

записи примеров на доске, ученик

58.

17.12


Рр Комплексная работа над текстом.

Развитие речи

Анализ и построение текста

учебник

59.

21.12


Рр Комплексная работа над текстом.

Развитие речи

Анализ и построение текста

учебник

60.

22.12


Степени сравнения наречий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

61.

23.12


Степени сравнения наречий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

62.


24.12


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (е).

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник

63.

28.12


Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (е).

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

64.

11.01


Морфологичес

кий разбор наречия.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

Морф. разбор наречия

учебник

65.

12.01


Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

Письмо под диктовку

Выполн. заданий

Контроль

ный диктант

КИМы

66.

13.01


Одна и две буквы Н в наречиях на -о(е).

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

67.

14.01


Одна и две буквы Н в наречиях на -о(е).

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

68.

18.01


Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

69.

19.01


Буквы о и а на конце наречий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

70.

20.01


Буквы о и а на конце наречий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

71.

21.01


Дефис между частями слова в наречиях.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик

72.

25.01


Дефис между частями слова в наречиях.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик

73.

26.01


Контрольное изложение №2

Построение связного высказывания

Контроль

ное изложение

КИМы


74.


27.01


Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. мат.,опорная схема, записи примеров на доске, ученик


75.


28.01


Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, учебник


76.



01.02


Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Контрольный словарный диктант №2

Беседа с уч-ся Выполн. упр.


Письмо под диктовку

Устные ответы Предупр. диктант

Контроль

ный словарный диктант

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

КИМы

77.

02.02


Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, учебник

78.

03.02


Рр Речевая характеристика героя

Развитие речи

Анализ текста

учебник

79.

04.02


Повторение темы «Наречие».

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Фронт. опрос

записи примеров на доске, учебник

80.

08.02


Повторение темы «Наречие».

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Фронт. опрос

записи примеров на доске, ученик


81.


09.02


Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Наречие».

Письмо под диктовку

Выполн. заданий

Контроль

ный диктант

КИМы

82.

10.02


Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Анализ контр.дик

танта

Контр. тетради уч-ся

83.

11.02


Предлог.

Предлог как часть речи.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

84.

15.02


Предлоги производные и непроизводные.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

85.

16.02


Предлоги производные и непроизводные.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

86.

17.02


Предлоги простые и составные.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик

87.

18.02


Контрольное сочинение №2.

Составление связного высказывания

Контроль

ное сочинение

КИМы

88.

20.02


Контрольное сочинение №2.

Составление связного высказывания

Контроль

ное сочинение

КИМы

89.

24.02


Правописание предлогов.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик

90.

25.02


Правописание предлогов.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

91.

29.02


Правописание предлогов.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик

92.

01.03


Употребление предлогов в речи.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик

93.

02.03


Употребление предлогов в речи.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, ученик


94.


03.03


Морфологичес

кий разбор предлога.

Контрольный словарный диктант №3.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Птсьмо под диктовку

Контроль

ный словарный диктант

записи примеров на доске, учебник

КИМы

95.

09.03


Морфологичес

кий разбор предлога.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Морфологический разбор предлога

записи примеров на доске, учебник

96.

10.03


Повторение темы «Предлог»

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

97.

14.03


Контрольная работа №1 по теме «Предлог».

Выполн. заданий контр. работы

Контроль

ная работа

КИМы


98.


15.03


Союз.

Работа над ошибками. Союз как часть речи.

Беседа с уч-ся Работа над ошибками.

Анализ контр.

работы

раздаточн. дидакт. материал,опорная схема, записи примеров на доске, ученик

99.

16.03


Разряды союзов.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

100.

17.03


Сочинительные союзы.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

101.

21.03


Подчинительные союзы.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

102.

22.03


Подчинительные союзы.

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Фронт. опрос

записи примеров на доске, учебник

103.

23.03


Правописание союзов.

Беседа с уч-ся и Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, учебник

104.

24.03


Правописание союзов.

Беседа с уч-ся и Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, учебник

105.

04.04


Рр Сочинение-рассуждение.

Развитие речи

Анализ структуры текста

учебник

106.

05.04


Союзы и союзные слова.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

опорная схема, записи примеров на доске, ученик

107.

06.04


Союзы и союзные слова.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Анализ предложе

ния

опорная схема, записи примеров на доске, ученик

108.

07.04


Союзы и союзные слова.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Синт.ана

лиз предло жения

опорная схема, записи примеров на доске, ученик

109.

11.04


Союзы в простых и сложных предложениях.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Синт.ана

лиз предло жения

опорная схема, записи примеров на доске, ученик

110.

12.04


Союзы в простых и сложных предложениях.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Синт.ана

лиз предло жения

опорная схема, записи примеров на доске, ученик

111.

13.04


Морфологичес

кий разбор союза.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

Морф. раз бор союза

опорная схема, записи примеров на доске, ученик

112.

14.04


Повторение темы «Союз».

Беседа с уч-ся и выполн. упр.

Устные ответы

Морф. раз бор союза

записи примеров на доске, ученик

113.

18.04


Контрольная работа №2 по теме «Союз».

Выполн. заданий контр. работы

Контроль-ная работа

КИМы

114.

19.04


Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Анализ контр.

работы

Контр. тетради уч-ся

115.

20.04


Частица.

Частица как часть речи.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

116.

21.04


Разряды частиц.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

117.

25.04


Разряды частиц.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

записи примеров на доске, учебник

118.

26.04


Правописание частиц.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, учебник

119.

27.04


Правописание частицы не.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, учебник

120.

28.04


Разграничение частиц не и ни.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, учебник


121.


04.05


Разграничение частиц не и ни.

Контрольный словарный диктант №4.

Выполн. упр.

Письмо под диктовку

Контроль

ный словарный диктант

записи примеров на доске, ученик

КИмы

122.

05.05


Разграничение частиц не и ни.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы Предупр. диктант

записи примеров на доске, ученик

123.

10.05


Рр Сочинение-рассуждение

Развитие речи

Анализ структуры текста

учебник

124.

11.05


Рр Сочинение-рассуждение

Развитие речи

Соблюде

ние структуры текста

учебник

125.

12.05


Повторение темы «Частицы».

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Фронт. опрос

учебник

126.

16.05


Контрольная работа №3 по теме «Служебные части речи».

Выполн. заданий контр. работы

Контроль

ная работа

КИМы

127.

17.05


Работа над ошибками.

Работа над ошибками.

Анализ контр.

работы

Контр. тетради уч-ся

128.

18.05


Междометие.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

учебник записи приме ров на доске

129.

19.05


Междометие.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

учебник записи приме ров на доске

130.

23.05


Междометие.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Устные ответы

учебник записи приме ров на доске

131.

24.05


Итоговая контрольная работа.

Выполн. заданий контр. работы

Итоговая контрольная работа

КИМы


132.


25.05


Работа над ошибками. Повторение.

Беседа с уч-ся Выполн. упр.

Фронт. опрос

учебник записи приме ров на доске

133

-140



Резервные уроки



Критерии оценивания

КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.


Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Критерии оценивания знаний учащихся с помощью ТЕСТОВ

  • Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

  • Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

  • Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

  • Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

  • Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта


Класс

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова

1До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются,

но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий

рекомендуется руководствоваться следующим:

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

  • Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

  • Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

  • Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

  • Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  • ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  • ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  • ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

Класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного

оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • - богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

  • - стилевое единство и выразительность речи;

  • - правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку).

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и

5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК ЗА КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой.

Материалы повторной работы сдаются в учебную часть. При выставлении четвертной, полугодовой оценки учащегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.

Итоговая контрольная работа не может быть поводом к снижению итоговой оценки учащегося за четверть или полугодие




ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.

Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

Отметка за четверть, полугодие может быть выставлена ученику при наличии у него не менее трех отметок за четверть и пять за полугодие. Отметка за четверть не может быть выставлена ученику по одной или двум отметкам, за исключением случаев длительной болезни. Ученик не имеющий или имеющий одну отметку и пропустивший ¾ учебного времени по предмету считается не аттестованным.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК

Условные графические обозначения

С - недочеты в содержании (логические - Л и фактические Ф ошибки).

цитатного материала; -информации.

Р - речевые недочеты. Точность и ясность речи. Под точностью и ясностью речи понимается владение достаточным словарным запасом, разнообразными грамматическими средствами для точного и понятного выражения мысли.

I - орфографические ошибки.

V - пунктуационные ошибки.

Г - грамматические ошибки

Выставление оценок: С - Р 0 - 2 «4»

I - V - Г 4 - 3 - 1 «3»


Наименование учебно-методического обеспечения и

списка рекомендуемой литературы


Программы

  1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. - Режим доступа: методкабинет.рф.


Учебники

  1. Русский язык. 7 класс. Учебник в 2-х частях / Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В. и др. - М. : Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы


  • rusgram.narod.ru - Грамматика русского языка

  • gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  • ruscorpora.ru - национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.

  • fipi.ru - федеральный институ педагогических измерений.

  • ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка.

  • mapryal.org - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

  • ruslang.ru - Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова - (ИРЯ РАН).

  • ruslit.ioso.ru - кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО.

  • ruscenter.ru - центр развития русского языка.

  • philology.ru - филологический портал.

  • slovari.ru - Электронные словари.

  • slovo.zovu.ru - Словарь смыслов русского языка.

  • gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  • teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm - Русский язык.

  • gramma.ru - Русский язык: говорим и пишем правильно.

  • slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения.

  • imena.org - популярно об именах и фамилиях.

  • philol.msu.ru - русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник.

  • gmcit.murmansk.ru - информационные технологии на уроке русского языка

  • gimn13.tl.ru - искусство слова: авторская методика преподавания русского языка.

  • uroki.net - поурочное планирование, конспекты уроков, тесты, презентации к урокам, сценарии литературно-музыкальных вечеров.

  • language.edu.ru - коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала.

  • rusword.org - мир слова русского.

  • yamal.org - опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка.

  • stihi-rus.ru - основные правила грамматики русского языка.

  • likbez.spb.ru - тесты по русскому языку.

  • repetitor.1c.ru/online - репетитор-онлайн. Русский язык и тесты по пунктуации.

  • riash.ru - журнал «Русский язык в школе», «Литература в школе» с приложением «Уроки Литературы»,

  • schoolpress.ru- журнал «Русская словесность».

  • schoolpress.ru - журнал «Русский язык и литература для школьников»

  • nashol.com/knigi-po-russkomu-yaziku - книги по русскому

































ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись
































© 2010-2022