Статья Творческая судьба Джона Фаулза

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая судьба Джона Фаулза

«Я не хочу, чтобы мои идеи нравились только потому,

что они привлекательно поданы;

я хочу, чтобы они нравились сами по себе».

Джон Фаулз

Джон Фаулз - уникальное явление в литературе XX в.: ему удалось завоевать массовую читательскую аудиторию и снискать славу писателя-интеллек-туала.

Джон Роберт Фаулз родился 31 марта 1926 в Ли-он-Си (графство Эссекс) на юго-востоке Англии.

Его отец Роберт перед Первой мировой войной готовился к деятельности поверенного, но вынужден был взяться за семейный бизнес по продаже табака, в котором преуспел.

Его мать Глэдис была школьной учительницей. Фаулз учился в школе Алейн Корт и престижной школе в Бедфорде. Хотя позднее он и жаловался на жестокость последней (Джон вспоминал с сожалением, как в школе издевался над младшими школьниками), но был, по-видимому, способным учеником и отличным игроком в крикет.

В 1944 году он поступает в университет Эдинбурга. В 1945-1946 годах Фаулз служит лейтенантом Королевской морской пехоты - опыт, к которому он испытывает отвращение. В 1947 году возобновил свое обучение в Нью-Колледже, в Оксфорде, где изучал немецкий и французский языки, а также историю литературы этих двух стран. Во время учебы в Оксфорде Фаулз испытал влияние французского экзистенциализма, самого модного на тот момент философского течения.

После получения в 1950 степени бакалавра гуманитарных наук, Фаулз работает преподавателем в университете г. Пуатье во Франции, а позже в гимназии для мальчиков в колледже Анаргириос на греческом острове Спецес. Это событие изменило всю его жизнь. Здесь он влюбился в Элизабет Уиттон, жену коллеги-учителя. Элизабет бросает ради Фаулза своего мужа и, с болью и сожалением, свою двухлетнюю дочь Анну, возвращается в 1953 году в Лондон и через некоторое время становится женой Фаулза. Она была не только женой, но и его музой - вдохновительницей образов прелестных, в большинстве своем непостигаемых, загадочных женщин в его беллетристике и безжалостным редактором его работ. В Англии Фаулз преподает в колледже Эшбридж (1953-54) и в колледже Сент-Годрик (1954-63). В то же время он работает над несколькими романами, в том числе над «Волхвом», который переписывал в течение 13 лет.

Дебютным романом Фаулза стал триллер «Коллекционер»/«TheCollector», вышедший в свет в 1963 году. ДжудКинберг и Джон Кон, сценаристы с телевидения, выкупили права на сценарий книги до ее публикации. Вильям Вайлер согласился снимать фильм.

До конца 1960-х годов вышли в свет еще два романа, крупных по объему и дерзких по замыслу, - «Маг» /«TheMagus», русский перевод «Волхв» (1965; переработан в 1977) и «Любовница французского лейтенанта» / «TheFrenchLieutenant'sWoman» (1969), а также два издания книги «Аристос» / «TheAristos» (1964; переработанное издание 1968), подзаголовок которой - «Автопортрет в идеях». В этих произведениях внимание автора сосредоточено на проблеме человеческой свободы (ее природа, пределы и связанное с нею чувство ответственности), а также на основополагающем соотношении любви, самопознания и свободы выбора. По сути, эти проблемы определяют тематику всех произведений Фаулза.

К тому времени Фаулз и его жена жили в Дорсете, сперва в Ундерхилл-Фарм, в полутора милях вдоль побережья от Лайм-Реджиса, с превосходным видом на море. Однажды, возвращаясь из поездки в Лондон, они обнаружили, что одна из их лужаек и ряд деревьев пропали; они соскользнули в море. Элизабет ненавидела Дорсет. Зимой она чувствовала себя одинокой и угнетенной. Фаулз хотел переехать во Францию (его учеба во Франции помогла сформировать его, и он всегда думал, что является европейским романистом в большей степени, чем английским), но вместо этого супруги купили «Бунтерский замок» - просторный дом в Лайм-Реджисе с фасадом конца 18 века и с подозрительной репутацией в прошлом, обнесенный огромными стенами и садом, который зарос лесом. Они переехали в него в 1968 году.

Все последующие книги Фаулза: романы «Дэниел Мартин» / «DanielMartin» (1977), «Мантисса» / «Mantissa» (1982), сборник новелл «Башня из черного дерева» / «TheEbonyTower» (1974), «Червь» / «A Maggot» (1985), сборник «Стихотворения» / «Poems» (1973) - в разные годы повторили успех, создав вкупе удивительный, многоликий и многообразный мир Фаулза, в котором занимательность сюжета дополняют сложные, подчас достаточно путаные философские рассуждения. Многое в его романах остается до конца «нерасшифрованным», Фаулз никогда не предстает в облике некоего всеведущего мудрого автора, предлагая читателю вместе с ним разгадывать тайны человеческого подсознания. Как истинный постмодернист, он не столько пишет романы, сколько играет с самим жанром. Произведения Фаулза тонко и изысканно балансируют между миром подлинным и множеством его зеркальных отражений - мирами воображаемыми.

Заглавная история сборника рассказов «Башня из черного дерева» позже, в 1984 году , была экранизирована в телевизионном фильме с участием звезд Оливье Лоуренса и Греты Скакки.

Большую часть жизни он провел в своем доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Он ревностно заботится о сохранении своего уединения. В 1979 г. писатель возглавил городской музей в Лайм-Реджисе и занимал этот пост в течение десяти лет.

Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988. Элизабет Фаулз умерла от рака в 1990 году, через неделю после постановки диагноза. Ее смерть была для Фаулза тяжелой потерей. Он не пишет целый год.

В 1998 году Фаулз публикует сборник эссе «Кротовые норы»/«Wormholes: EssaysandOccasionalWritings». Писатель размышляет о проблеме эволюции, об утрате человеком своих изначальных «корней», о состоянии утраты как всеобщем состоянии человечества, о своем неприятии постиндустриального общества вирутальной реальности и информационных технологий, о хаотичности и роли случая в истории, наконец, о своих политических убеждениях и поддержке движения зелёных. В этом же году он женится на друге семьи Саре Смит, которая берет его под свою опеку и проявляет заботу о нем в течение всей его болезни.

Перу писателя также принадлежит ряд великолепных переводов с французского языка; киносценарии; литературно-критические статьи; множество других книг и статей, не относящихся к собственно художественной литературе и затрагивающих столь разные темы, как Стонхендж и домашнее консервирование, феминизм и игра в крокет.

Его последняя работа, предназначенная для публикации, «Дневники» / «TheJournals» (2003 г.) была наиболее личной. Фаулз заметил: «Я надеюсь, что они создадут четкую картину того, чем я являлся… Сам же я не могу "познать самого себя"».

В последние годы жизни Джон Фаулз был тяжело болен. 5 ноября 2005 года на 80-м году жизни писатель скончался.





© 2010-2022