- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рефлексивный отчёт Сетевое сообщество учителей и учеников как фактор современного образования
Рефлексивный отчёт Сетевое сообщество учителей и учеников как фактор современного образования
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шапорева Т.В. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сетевое сообщество учителей и учеников как условие профессионального роста
/подготовила Шапорева Т. В., учительница русского языка и литературы СОШГ № 1 имени Д. Конаева, сертифицированный слушатель Первого/продвинутого/ уровня ЦПМ города Тараз/
А. Высоцкий считал, что «сетевое педагогическое сообщество - это группа педагогов, которая пытается решать свои профессиональные задачи коллективно с использованием средств Интернет для организации эффективного взаимодействия». Н.Рыхлова считает, что «сетевое сообщество - это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, выстраивающегося индивидуальный образовательный маршрут, включающий интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации».
Что же делать? Что и самое главное - как сделать, чтобы те мероприятия, которые мы проводим, не были формальными и ситуативными. Что и Как мы должны изменить в своей практике, чтобы на самом деле что-то изменить в системе образования. Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история именно так всегда и происходит» Поэтому давайте меняться и мир измениться вместе с нами. А еще Дьюи сказал: «Если хотите изменить мир - идите в школу и начинайте оттуда!»
Профессиональное сетевое сообщество - это формальная или неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Цели сетевого сообщества:
-
создание единого информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
-
организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
-
инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
-
обмен опытом учения-обучения;
-
распространение успешных педагогических практик;
-
поддержка новых образовательных инициатив.
Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
-
Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
-
Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
-
Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
-
Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.
В сетевых педагогических сообществах можно поддерживать активность, используя следующие формы деятельности:
-
Обучающий семинар
-
Виртуальная конференция
-
Конкурс
-
Проект
-
Акция
-
Виртуальная экскурсия
-
"Мастерская" или мастер-класс
-
Опрос
-
Обсуждение в чате
-
Фестиваль проектов
-
Телеконференция
-
Проектировочный семинар
Участвуя в различных педагогических сообществах, учитель имеет возможность:
-
обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
-
получать самую современную информацию по интересующей теме;
-
иметь доступ к методической базе разработок;
-
общаться с коллегами на различных форумах;
-
получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
-
участвовать в работе профессиональных сообществ;
-
публиковать свои материалы;
-
принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
-
участвовать в профессиональных конкурсах и др.
После прохождения курсов 1 /продвинутого/ уровня в ЦПМ города Тараз я задумалась: как же ввести новые подходы в преподавании в свою практику? И поэтому мне показалось логичным создать своё сетевое сообщество.
Каковы основные направления работы моей группы?
-
Повышение мотивации в обучении предмету. Форма открытой группы позволяет ученикам быть увереннее и раскованнее. У каждого свой тип мышления, свой темп работы. Кому - то проще воспринимать материал визуально, кому - то на слух. Кто-то учит днём, кому-то легче запоминать вечером. Задача участников - делиться найденным материалом для лучшего понимания. Электронные пособия позволяют рассмотреть материал различных источников, сравнить их, выделить лучшие, а также обсудить их. С этой целью проводился конкурс на лучший источник для обучения, и учащиеся делились ссылками на электронные ресурсы.
Помимо этого в группе проводятся различные викторины, конкурсы: «Лучшая сказка», «Лучший рассказ». Затем поздравление и поощрение, так как ребёнок, участвуя в таких мероприятиях, получает формативную оценку в виде поощрения, следовательно, его самооценка повышается. Всё это способствует росту самооценки и повышению мотивации.
-
Следующее направление - это подготовка к ЕНТ. Являясь классным руководителем 11 класса, я не могу не беспокоиться о подготовке и проведении тестирования. Поэтому сообщество даёт большие возможности для общения и обсуждения результатов пробных и обычных тестов. Одиннадцатиклассники отлично владеют компьютером, поэтому обменяться мнениями, провести работу над ошибками возможно в любое время суток. Ответы на вопросы повожу в виде обмена сообщениями, удобен скайп, электронная почта. Для подготовки к ЕНТ выложены электронные пособия, скачать которые легко и удобно. Самый большой плюс я вижу в возможности общения и консультаций в удобное для нас время. При подготовке к ЕНТ информация даётся по всем предметам, так как множество мнений и источников обеспечивают хорошее усвоение материала в удобной для каждого ученика форме.
-
Ещё одно направление - это преемственность между классами. Выпуская 11 класс и обучая пятый, я имею возможность прививать пятиклассникам традиции школы через 11 класс. Многие уроки и акции проведены с участием двух классов: 11 - в роли консультанта, 5 - в роли участника, плюс учителя: моя подопечная /менти/, учительница начальных классов и желающие. На сегодняшний день несколько альбомов об этом выложены в группе. Идея коучинга 11 класса для пятиклассников мне очень интересна и близка, потому что доверительные дружеские отношения между учениками разного возраста способны преодолеть многие барьеры в преподавании и обучении.
Работа в плане менторинга и коучинга также отражена группе: это семинары, коучинги, фрагменты уроков коллег.
-
Описание работы группу: «Позитив. Школа. Обучение. Общение и обмен опытом. Общее развитие. Учителя и ученики.» Это позволяет и расширять кругозор учащихся, и обмениваться материалами по всем вопросам от предпочтений во вкусах /любимый фильм, любимое блюдо/ до размышлений на серьёзные темы: «какова роль групповой работы» или «какими чертами должен обладать учитель». На сегодняшний день в группе 134 участника , а начиналось всё с 1. Группа существует с 6 ноября, и работа проходила постепенно методом проб и ошибок. Самое важное, что развиваются и дети, и учителя. Однако ученики активнее учителей, но, я думаю, что все понимают, что сетевое сообщество создать возможно, привлечь единомышленников - решаемая задача, а когда смотришь на результаты работы /пусть пока скромные/, понимаешь, что курсы дали многое для нашего развития.
-
Коллеги не совсем уверены в своих силах, в уровне владения ИКТ, поэтому в группе запланирован цикл коучингов по созданию сообщества. Пусть это будут попытки, но только действия способны принести результат. Есть отзывы о работе группы. Все отзывы объективны, все принимаются. Конструктивная критика принимается, на её основе планируются дальнейшие действия. Решения принимаются коллегиально.
-
В сообществе более 70 тем для обсуждения.
Я приглашаю всех в своё сетевое сообщество «Буква. Буква Т.» ВКонтакте. Но пока самые активные - это ученики 11 и 5 класса. Есть и учителя. К сожалению, для учителей ещё трудно перейти на такую ступень профессионального общения как сетевое сообщество. Но я уверена, что путём коучингов смогу переубедить своих коллег, тем более, что в данный момент я руковожу группой творчески работающих учителей СОШГ № 1 имени Д. Конаева. Я надеюсь, что и вы присоединитесь ко мне. Моё сообщество ориентировано на учеников разных возрастов и учителей, которые осваивают новые подходы в преподавании и обучении. Электронный адрес: vk.com/club60716664
4