- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок 3 Комплексный анализ текста. 9класс
Урок 3 Комплексный анализ текста. 9класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рубан Т.И. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
МО Староминский район, Краснодарский край
УРОК №3
Тема: Комплексный анализ текста
9 класс
Материал подготовлен:
учитель русского языка и литературы
Рубан Татьяна Ивановна
Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Цели:
Образовательная:
обучение лингвистическому анализу текста,
подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ,
повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;
дать тренировочные упражнения по тестам со 2 по 8 задания.
Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.
Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи:
1. расширять лексический запас учеников;
2. воспитывать читательскую культуру;
3. выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно - тематическое и эстетическое содержание текста.
Прогнозируемый результат:
предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование умения анализировать текст, опираясь на полученные знания; продуктивная подготовка к ОГЭ.
Оборудование: Карточки с текстом, компьютер
Ход урока:
1.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.
Ребята! Тема нашего урока вам уже знакома, на индивидуальных занятиях мы не раз обращались к заданиям, которые будут предложены вам в КИМах на ОГЭ, повторяли материал необходимый для выполнения тестовых заданий по текстам. И сегодня ещё раз обратимся к этой работе, вспомним некоторые разделы русского языка и закрепим наши знания, умения и навыки, подготовимся к КДР.
2.Проверка домашнего задания. «Деловые бумаги. Автобиография»
1) К какому стилю мы относим деловые бумаги?
2) В чём особенность построения текстов официально - делового стиля? (Точность, стандартные обороты речи, отсутствие эмоциональности и изобразительно-выразительных средств)
3) Какие наиболее распространённые деловые бумаги вы знаете? (Заявление, объяснительная, докладная, автобиография ит.д.)
4) Что представляет собой автобиография?
5) Зачитывание нескольких биографий учащимися и их анализ.
3. Работа по теме урока.
Итак, ребята, обратимся к тексту Краевой диагностической рaбoты по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015г.
1)Чтение текста учителем
(1) Говорят, что самые непримиримые недруги - это бывшие друзья, - сказала нам однажды наша дочь Оля.
(2) Я убедилась, что это так.
(3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси
(4) «Как в доме Ростовых! - поясняла Оленька.
(5) Или Болконских».
(6) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
(7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
(8) Какая женщина устоит перед таким обожанием?
(9) Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.
(10) Да и у Люси, признаться, его было не очень много.
(11) Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.
(12) Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
(13) Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля!
(14) Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15) Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.
(16) Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, он, по предложению Оли, носил название «Детский лепет». (17) Неожиданно всё изменилось.
(18) В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.
(19) Люся высоко чтила этого мастера.
(20) Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным.
(21) И Оленька не смогла провести туда подругу.
(22) Я не нашла для Люси места в зале, - рассказывала в тот вечер Оля.
(23) А она обиделась...
(24) И на что?!
(25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
(26) Я сказала ей: «Ты знаешь его работы.
(27) Значит, ты с ним знакома.
(28) Художник - это его творчество».
(29) А она вернула мою папку с рисунками.
(30) Как говорят, «заберите ваши игрушки».
(31) И что же дальше? - спросила я дочь.
(32) Ну и мерси, дорогая Люси - в рифму пошутила Оленька.
(33) Друзей труднее найти, чем потерять.
(34) Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
(35) Не нашла места в зале? - задумчиво произнесла я.
(36) Если бы ты нашла его у себя в сердце... (По А. Алексину)
Ответами к заданиям 2-14* являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
АНАЛИЗ ТЕКСТА (Ребята, как вы думаете, какова основная мысль данного текста?- настоящая дружба)
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Кого труднее найти, чем потерять?»
1) Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.
2) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.
3) Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!
4) Друзей труднее найти, чем потерять.
Ответ: ______4
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Какие средства выразительности вам известны?
3. Среди 8-15 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи является устойчивое сочетание.
Ответ: 15 взяла слово
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
О правописании каких приставок вам известно?
1)традиционные
2)приставки на З и С
3)приставки смысловые пре- и при-.
4. Из предложений 22-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется следующей за ней буквой.
Ответ: рассказывала
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Что знаете о правописании суффиксов?
Суффиксы каких частей речи наиболее часто встречаются в заданиях? (прил.,причастий,наречий)
5. Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса наречия определяется правописанием суффикса имени прилагательного, от которого оно образовано.
Ответ: неожиданно
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
6. Замените слово «таскала» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: носила
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Способы подчинительной связи в словосочетаниях(согласование, управление, примыкание)
7. Замените словосочетание «школьный журнал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ____журнал школы
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
-Чем словосочетание отличается от предложения? (незаконченная мысль, нет грамматической основы)
-Что мы называем грамматической основой?
8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.
Ответ: ты знакома
4. ИТОГ УРОКА.
1) Оценки за работу на уроке
2) Вопросы для повторения стр.94 учебника (необходимы для выполнения заданий с 9 по 14)
3) Что вызвало затруднения во время выполнения анализа текста?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Инд.
1) Обособленные члены предложения:
определения - Алейник А.,
приложения - Костюков А.,
дополнения - Лысенко А.,
обстоятельства - Фоменко Д.,
вводные слова - Желудченко Е.- подготовить презентации
2) Задания тестовые с 1 по 36 вариант (2-8)