Урок 3 Комплексный анализ текста. 9класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

МО Староминский район, Краснодарский край


УРОК №3

Тема: Комплексный анализ текста

9 класс

Материал подготовлен:

учитель русского языка и литературы

Рубан Татьяна Ивановна


Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Цели:

Образовательная:

обучение лингвистическому анализу текста,

подготовка к выполнению тестовых заданий ОГЭ,

повторить и обобщить изученный за курс основной школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа;

дать тренировочные упражнения по тестам со 2 по 8 задания.

Развивающая: развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.

Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
Задачи:

1. расширять лексический запас учеников;

2. воспитывать читательскую культуру;

3. выявить систему языковых средств, с помощью которых передаётся идейно - тематическое и эстетическое содержание текста.

Прогнозируемый результат:

предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование умения анализировать текст, опираясь на полученные знания; продуктивная подготовка к ОГЭ.

Оборудование: Карточки с текстом, компьютер

Ход урока:

1.Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Ребята! Тема нашего урока вам уже знакома, на индивидуальных занятиях мы не раз обращались к заданиям, которые будут предложены вам в КИМах на ОГЭ, повторяли материал необходимый для выполнения тестовых заданий по текстам. И сегодня ещё раз обратимся к этой работе, вспомним некоторые разделы русского языка и закрепим наши знания, умения и навыки, подготовимся к КДР.

2.Проверка домашнего задания. «Деловые бумаги. Автобиография»

1) К какому стилю мы относим деловые бумаги?

2) В чём особенность построения текстов официально - делового стиля? (Точность, стандартные обороты речи, отсутствие эмоциональности и изобразительно-выразительных средств)

3) Какие наиболее распространённые деловые бумаги вы знаете? (Заявление, объяснительная, докладная, автобиография ит.д.)

4) Что представляет собой автобиография?

5) Зачитывание нескольких биографий учащимися и их анализ.

3. Работа по теме урока.

Итак, ребята, обратимся к тексту Краевой диагностической рaбoты по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2015г.

1)Чтение текста учителем

(1) Говорят, что самые непримиримые недруги - это бывшие друзья, - сказала нам однажды наша дочь Оля.

(2) Я убедилась, что это так.

(3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси

(4) «Как в доме Ростовых! - поясняла Оленька.

(5) Или Болконских».

(6) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

(8) Какая женщина устоит перед таким обожанием?

(9) Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10) Да и у Люси, признаться, его было не очень много.

(11) Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12) Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

(13) Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля!

(14) Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15) Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16) Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, он, по предложению Оли, носил название «Детский лепет». (17) Неожиданно всё изменилось.

(18) В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи.

(19) Люся высоко чтила этого мастера.

(20) Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным.

(21) И Оленька не смогла провести туда подругу.

(22) Я не нашла для Люси места в зале, - рассказывала в тот вечер Оля.

(23) А она обиделась...

(24) И на что?!

(25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

(26) Я сказала ей: «Ты знаешь его работы.

(27) Значит, ты с ним знакома.

(28) Художник - это его творчество».

(29) А она вернула мою папку с рисунками.

(30) Как говорят, «заберите ваши игрушки».

(31) И что же дальше? - спросила я дочь.

(32) Ну и мерси, дорогая Люси - в рифму пошутила Оленька.

(33) Друзей труднее найти, чем потерять.

(34) Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

(35) Не нашла места в зале? - задумчиво произнесла я.

(36) Если бы ты нашла его у себя в сердце... (По А. Алексину)

Ответами к заданиям 2-14* являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

АНАЛИЗ ТЕКСТА (Ребята, как вы думаете, какова основная мысль данного текста?- настоящая дружба)

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Кого труднее найти, чем потерять?»

1) Оленька стала дружить с Люси, хотя времени на дружбу у неё было мало.

2) Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

3) Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

4) Друзей труднее найти, чем потерять.

Ответ: ______4

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Какие средства выразительности вам известны? Урок 3 Комплексный анализ текста. 9классУрок 3 Комплексный анализ текста. 9классУрок 3 Комплексный анализ текста. 9классУрок 3 Комплексный анализ текста. 9классУрок 3 Комплексный анализ текста. 9класс

3. Среди 8-15 найдите и укажите предложение, в котором средством выразительности речи является устойчивое сочетание.

Ответ: 15 взяла слово

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

О правописании каких приставок вам известно?

1)традиционные

2)приставки на З и С

3)приставки смысловые пре- и при-.

4. Из предложений 22-30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется следующей за ней буквой.

Ответ: рассказывала

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Что знаете о правописании суффиксов?

Суффиксы каких частей речи наиболее часто встречаются в заданиях? (прил.,причастий,наречий)

5. Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса наречия определяется правописанием суффикса имени прилагательного, от которого оно образовано.

Ответ: неожиданно

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

6. Замените слово «таскала» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: носила

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Способы подчинительной связи в словосочетаниях(согласование, управление, примыкание)

7. Замените словосочетание «школьный журнал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____журнал школы

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

-Чем словосочетание отличается от предложения? (незаконченная мысль, нет грамматической основы)

-Что мы называем грамматической основой?

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

Ответ: ты знакома

4. ИТОГ УРОКА.

1) Оценки за работу на уроке

2) Вопросы для повторения стр.94 учебника (необходимы для выполнения заданий с 9 по 14)

3) Что вызвало затруднения во время выполнения анализа текста?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Инд.

1) Обособленные члены предложения:

определения - Алейник А.,

приложения - Костюков А.,

дополнения - Лысенко А.,

обстоятельства - Фоменко Д.,

вводные слова - Желудченко Е.- подготовить презентации

2) Задания тестовые с 1 по 36 вариант (2-8)



© 2010-2022