ПРОФЕССИИ. СЛОВА ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ ЧТО ДЕЛАЛ?ЧТО ДЕЛАЕТ?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «СОШ п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»







«Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС»

1 «Б» класс

«Профессии. Слова , отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»

Автор учебника: С.В Иванов, А.О.Евдокимова(2011 год)






Учитель начальных классов

МОУ «СОШ п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»

Лукьянова Светлана Николаевна

1 квалификационная категория

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык (обучение грамоте)

Класс: 1 «Б»

Автор учебника: С.В Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока :Профессии. Слова , отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель:

Уметь распознавать слова отвечающие на вопросы что делать? что делает? что делал?

развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- привитие интереса к профессиям людей, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;

- умение культурно общаться, давать собственную оценку.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; умения выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

П: развитие умения отличать новое от уже известного с помощью учителя, умения видеть проблему и находить пути решения проблемных вопросов, умения классифицировать, делать выводы в результате совместной работы класса.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; развитие умения работать в группе, дискутировать, планировать учебное сотрудничество.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

учить умению в речевой ситуации указывать профессии родителей, учить точности формулирования вопроса; знакомить со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?» и т.п.; отработать навык постановки вопросов к словам.

Методы: проблемный, частично-поисковый.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в паре, работа в группе

Средства обучения: тетрадь №1 «Русский язык»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия


1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)

Слайд №1

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто-то не очень.

У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.

Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Подготовка класса к работе.

3-4 учеников читают стихотворение:

На уроке будь старательным.

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный

Личностные УУД

(положительное отношение к учению).

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. Определение темы и постановка целей

Слайд №2.

Чтение стихотворения учителем

На сегодняшнем уроке мы отправимся в полет,

А поможет в этом деле, нам - волшебный самолет.(слайд1)

В самолете пассажиры необычные летят, они варят, они лечат, учат строят и творят.

С ними вместе мы на остров интересный попадем, много нового узнаем о профессиях на нем, мы ответим на вопросы: кто?что делает? Зачем?, поиграем и попишем трудности преодолев.

- Кто оказался самым внимательным? О чем будем говорить? Чем заниматься? (Слайд 2)

- Что нам поможет узнать новое на уроке?

- Какая тема нашего урока?(слайд 3)

- Что такое профессия?

В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: «Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности, требующий специальной подготовки»(читает Маша)(слайд4)

-Молодцы

Ставят цели, формулируют тему урока.



Правила успешного обучения

Сегодня мы будем говорить о профессиях.

Будем учиться ставить вопросы что делает?, что делал? К словам

Коммуникативные УУД выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью

Регулятивные УУД волевая саморегуляция в затруднении

3.Постановка учебной задачи.

Минутка чистописания


Слайд №3

Слайд№4


Слайд №5.

Постановка учебной задачи: прописывание линий сложной конфигурации.

- Ребята, а кто управляет самолетом?(слайд5)

- Пилот с помощью самолета рисует в небе красивые линии и ведет аккуратные записи в специальном журнале - бортовом.

Упр 1 на 58 Дорисуй

- Представим себе виражи, которые может совершать спортивный самолёт (упр. 2)

- Представляете, как это сложно? Сейчас вы будете пилотами своих мыслей, своих ручек.

- Но сначала вспомните правила посадки при письме: Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь. За работу я берусь.(слайд 6)

- Откройте свои бортовые тетради, на стр 58 упр 2пропишите аккуратно линии по 5 на двух строчках. Линию нужно писать за один приём, не отрывая ручки от листа тетради. Следите за точками пересечения петель с линиями рабочей строки.

- Поменяйтесь тетрадями и подчеркните у своего соседа самую удавшуюся линию.

- При написании каких букв нам пригодятся эти элементы?

Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой в. (Он согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым, парный)

- Напишите по одной такой букве на строке.(слайд 7)

Выполнение работы в тетрадях.





Взаимопроверка и работа в парах

в, з, у, д



Регулятивные УУД (целеполагание),

Коммуникативные УУД (постановка вопросов)




Рефлексия деятельности: под руководством учителя оценивает правильность выполнения задания (самоопределение)

4. Постановка проекта выхода из затруднения(открытия детьми нового знания)

Слайд №6



Подведение к выводу через проблемный вопрос.

Слайд№7

Словарно-орфографическая работа

Слайд № 9.

- Ребята, посмотрите на наши цели, с какой из них мы справились?

- пока мы совершали виражи, наш самолет достиг острова. (слайд 8)Сейчас вам предстоит узнать нечто важное.

- Открываем бортовые учебники на стр. 56. Послушайте разговор ребят.

Вадим прочтет нам текст упражнения №1.

- какие профессии прозвучали в стихотворении?

Чем занимаются представители этих профессий?

- А какие профессии родителей знаете вы?

- Ребята нашего класса хотят рассказать о некоторых из них. А вы, пока будите слушать подумайте - какая из профессий самая важная? Почему?

- Какая же из профессий самая важная? Почему? Какой же вывод делаем?(слайд 9)

- Отгадайте еще одну важную профессию

Буквы знать, уметь читать,

Честным быть, трудолюбивым.

Кто же это учит вас

Быть и умным, и счастливым?(слайд 10)

Словарная работа: учитель

- Какое задание можно выполнить с этим словом?

Работа в тетради по чистописанию.

- _дежурный , обясните правила работы в тетради(от оценки отступаем одну строчку и в середине строки записываем число, на следующей строке в середине строки записываем классная работа)

- Записываем слово учитель

- сколько в этом слове букв? звуков? Почему?

-Какое это слово?(словарное)

-А что значит словарное слово?(запомнить как пишется)

-Где в этом слове опасное место?

- Подчеркните орфограмму?какую?(Е)

- Вы предложили очень много заданий , которое можно выполнить с этим словом, мы их все выполнять не бкдем, а только некоторые

1 учащийся разделит это слово на слоги у доски, а 2 учащийся выполнит звукобуквенный анализ этого слова.

- а все остальные, в тетрадочки запишут это слово, как его можно перенести и устно составят с этим словом предложение.

Проверка работающих у доски(ладошки), в тетради меняются тетрадями по парте и проверяют.

- Кто составил предложение.

Запишите предложение (на доске и в тетради) Учитель учит ребят.

-проговорите правила на письме.

- найдите слово которое отвечает на вопрос кто? или что?

-На какой вопрос отвечает это слово?

Почему?

Как будем подчеркивать?

-Какой частью речи это слово является?(именем существительным)

- Найдите слово в этом предложение , которое обозначает действие предмета(учит)

_ А кто скажет какой частью речи является это слово?(глаголом)

- Как подчеркнем это слово?

- что мы с вами записали, (Предложение)какое оно по цели высказывании(повествовательное)

- А может оно быть вопросительным?(да)

--Докажите

- Какой знак поставим в конце такого предложения?(?)

- Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Профессий очень много, и с некоторыми вы уже познакомились.

- (Слайд 11 ) Ребята , а вам знакомы такие выражения, как работать «спустя рукава», «засучив рукава»?

(Слайд 12 ) - Зародились эти выражения в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин - до 95 см, а у женщин - до 40 см. (Показ иллюстрации.)

-(Слайд 13 ) - В одежде с такими рукавами работать было очень неудобно. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ это приметил и стал говорить о людях, которые работают лениво, что они работают спустя рукава. Об умелом же работнике и сейчас говорят, что он работает засучив рукава.

Вывод: чтобы стать хорошим специалистом, надо много знать и уметь, а для этого необходимо хорошо… учиться (Л.)… и отдыхать (Слайд 14 )

Физминутка «Профессии»

Ученик читает отрывок из стихотворения С. Михалкова


(Лётчик, милиционер, повар, инженер.)

Дети отвечают

Выступление (Байрамалиев Р, Смук.)

Дети отвечают

Обсуждение, дискуссия

Дети предлагают свои задания

Записать слово в тетрадь

Поставить ударение

Разделить на слоги

Разделить для переноса;

-Составить предложение со словом учитель;

Сделать звукобуквенный анализ слова

Познавательные УУД (извлечение нужной информации).


Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Пальчиковая гимнастика

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Упр.3, стр.58 Наблюдение над словами, отвечающие на вопрос что делает?

Прочитайте отрывок из стихотворения С.Михалкова: (Катя)

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо!

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные важны.

Мамы разные нужны,

-Какой вопрос ты задашь к выделенным словам?(слайд 15)

Вопросы для выбора:»кто?,что? Какой7 Что делает? слайд 16

А теперь мы можем обратиться к рубрике «тайны языка», с. 58., которую мы раскрыли. (Слайд 17 )

- как вы понимаете эти слова?


Познавательные УУД. Извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД Построение логической цепи рассуждений и доказательств

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работаем в нашей бортовой тетради на стр 59упр 4

Найди слова, которые нужно добавить , чтобы в каждой строчке было по три слова

Что? Какой? Что делать?

мороз

светлый

радоваться

тепло

больной

Слова-подсказки: болеть, тёплый, боль, радость, свет, морозить, светить, радостный, теплеть, морозный.

- поставьте ударение в словах

- запишите две любые строчки в рабочую тетрадь

- В каких словах вы не поставили ударение? Почему?

В словах свет и боль один слог

Слово тёплый, т.к. ё всегда ударная.(слайд 18)

Проверь себя (слайд 19)

Коммуникативные УУД выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью

7. Включение в систему знаний и повторения

Работа в группах На столах у вас лежит текст.

1 группа

Вам нужно его прочитать, найти слова, которые отвечают на вопрос что делать? что делает? что делал? и подчеркнуть их.

Рано утром просыпается,
Себе, людям улыбается,
Ты зарядкой занимался,
Обливался, вытирался,
Всегда правильно питаться,
Аккуратно одеваться,
В школу смело отправляться!

2 группа

Вам нужно прочитать текст и найти слова, которые обозначают профессии

Любое дело выполнят,

Что им не поручи.

Портные и сапожники,

Шофёры и врачи.

Учитель обязательно,

Придёт наутро в класс.

А пекари старательно,

Хлеб испекут для вас.

Мы все семьёю дружною,

В одной стране живём,

И каждый честно трудится,

На месте на своём!

3 группа

Вам даны пословицы, вы прочитайте их и выберите ту пословицу , которая подходит к нашему уроку

Глаза страшатся, а руки делают.

Умелые руки не знают скуки.

Все профессии нужны, все профессии важны.

Все профессии нужны, все профессии важны!.

- Слушаем результаты работы групп

- Вы согласны с выводом группы?(ладошки)

Работают в группах

Личностные: самоопределение.

8.Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке

-Ребята, вы наверное сейчас уже мечтаете кем то быть, я вам предлагаю заполнить вот такие карточки кем бы вы хотели быть и почему и мы их вложим в конверт и запечатаем , а откроем этот конверт только в 11 классе.

Помните, все профессии хороши, выбирай на вкус. Неважно, какую

профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал

себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него золотые руки. Я желаю вам правильно выбрать свой путь. А чтобы быть мастером своего дела, нужно учиться .А учится чему-то новому, мы должны и в школе и дома. Вот мы и дошли с вами до домашнего задания.

-Спросите дома вечером, чем занимаются ваши мамы на работе? Какой вопрос нам в этом поможет?

-Какие чувства вы испытали во время урока?

Давайте вернёмся к нашим «тучкам» и «солнышкам». Возьмите их в руки и покажите то, что соответствует вашему настроению в данный момент. Я вижу, что оно у вас хорошее. Напишите на своих солнышках своё имя и положите его в мой волшебный мешочек. Поделитесь хорошим настроением со мной. У вас остались на столах тучки. Они в начале урока были печальными, но к концу урока глядя на вас, тоже повеселели. Давайте поделимся с ними улыбками. Дорисуйте карандашом им улыбки. Теперь они будут у нас «весёлые тучки». И останутся у вас.

СЛАЙД «Молодцы!»



Пишут и вкладывают в конверт









Что делают?

Коммуникативные УУД Адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УУД Контроль и оценка способов своей деятельности



Оборудование: компьютер, карточки со словами, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран, наглядность «солнышко и тучка»

Используемая литература: proshkolu.ru/

openclass.ru/

© 2010-2022