- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»
Урок литературы «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Диденко О.Б. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературы «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»
Цель: обобщить материал по трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» с помощью методов и приемов интегрированного обучения;
раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия;
дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем тайна их образов и любви?»:
показать воплощение темы трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» в разных видах искусства: живописи и музыке, балете и кинематографии и т.д.
Задачи:
Образовательные:
- обучать анализировать поэтическое произведение;
- вести диалог, отстаивая собственную точку зрения;
- сопоставлять факты, события, тексты;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, умение видеть в персонажах живых людей, оценивать их поступки;
- формировать представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)
- развивать познавательную активность;
Воспитательные:
- приобщение к мировым культурным ценностям;
- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся.
Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Межпредметные связи - музыка, балет, живопись, кинематография
Опережающие индивидуальные и групповые задания:
1.Сообщение
2.Презентация «Тема Ромео и Джульетты в живописи»
3.Презентация «Тема Ромео и Джульетты в музыке и балете»
4.Презентация «Тема Ромео и Джульетты в кинематографе»
Теория литературы: пьеса, трагедия, конфликт, «вечная тема»
Оборудование:
Презентация в PowerPoint.
Фильм Ф.Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» (версия видео или DVD).
Медиапроектор.
Интернет-ресурсы.
Персональный компьютер.
Эпиграф к уроку:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца!
Микеланджело (итальянский поэт,
скульптор, живописец эпохи Возрождения)
Ход урока:
1. Слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас заключительный урок по пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
- Я предлагаю вам, просмотрев финальную сцену фильма «Ромео и Джульетта», попробовать определить тему урока.
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?
(Дети предлагают свои версии, затем на слайде появляется тема урока: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».)
-Итак, тема урока «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте».
- Вильям Шекспир, Ромео и Джульетта… Нет, наверное, в мире ни одного человека, который бы не слышал эти имена. Как только кто-то произносит их, сразу понятно, что речь идет о Любви - любви с большой буквы, о вечной любви, которая не умерла даже со смертью героев.
- Давайте попробуем, исходя из названия темы урока, сформулировать проблемный вопрос, а затем решить его путем исследования и доказательств.
-Как вы думаете, каким может быть проблемный вопрос?
- Проблемный вопрос: Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем тайна их образов и любви?
В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.
- Каковы же будут наши задачи? Давайте вместе их сформулируем.
- вспомнить сюжет произведения,
-обобщить полученные знания,
-научиться отстаивать свою точку зрения,
-уметь приводить доказательства,
уметь работать в группах, сообща.
- Сегодня мы поговорим с вами о том, как трагедия В.Шекспира отразилась в разных видах искусства: в литературе, в живописи, музыке. Для этого у нас на уроке будут работать литературоведы, искусствоведы, экскурсоводы, журналисты.
2. Проверка домашнего задания. Знание сюжета.
- Давайте вспомним, к какому жанру относится пьеса Шекспира?
- Что характерно для данного жанра?
(Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала)
- Докажите, что «Ромео и Джульетта» - это трагедия.
- Давайте освежим в памяти сюжет произведения Шекспира с помощью викторины.
Виторина:
1.Какого цвета костюмы клана Монтекки? Преобладает синий.
2.После драки между враждующими семьями кого из отцов семейств Принц Вероны позвал к себе первым? Капулетти
3.Кто сообщил Ромео новость о том, что Джульетта умерла? Бальтазар (слуга Ромео)
4.Что сделала Джульетта перед тем, как принять снадобье отца Лоренцо?
Поговорила по душам с Кормилицей
5.Сколько полных лет было Джульетте? 13
6.Где впервые мы видим Ромео и Джульетту? На балу
7.Кто из клана Капулетти узнал Ромео на балу? Тибальт
8.Что делал Меркуцио, когда к нему подошел Тибальт, ища Ромео, чтобы бросить ему вызов? Шел по улице
9.К кому пошел Ромео, после того, как узнал, что его изгнали из Вероны?
К отцу Лоренцо
10.Где Джульетта взяла кинжал, которым заколола себя? У Ромео - это его кинжал
11.Каким образом отец Лоренцо привел Ромео в чувство, когда тот пытался себя заколоть из-за того, что его изгнали? Ударил
12.Как Джульетта стала приходить в себя после принятия яда отца Лоренцо?
Начала открывать глаза
13.Что сделала Джульетта, когда Ромео заговорил с ней у балкона, подслушав ее признание?
Замерла и прислушалась
14.Кого из персонажей пьесы "Ромео и Джульетта" сеньора Капулетти характеризует как "наилучший цветок в цветниках Вероны"? Париса.
15.Кому из героев трагедии принадлежат эти слова? Лишь твое имя - мой враг злой; А ты - это ты... Джульетте.
Учитель:
- Тема Ромео и Джульетты перешла в ряд «вечных тем». Трагедия влюбленных до сих пор волнует многих известных писателей и поэтов, музыкантов и художников.
- Я предлагаю вам вернуться к проблемному вопросу нашего урока: что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем тайна их образов и любви? Нам нужно ответить на этот вопрос, доказывая и аргументируя свое мнение.
-У вас было опережающее домашнее задание: подготовить небольшие исследования о развитии темы Ромео и Джульетты в различных видах искусства. Сейчас мы с вами на некоторое время станем журналистами, литераторами, искусствоведами, экскурсоводами. С помощью наших выступлений постараемся дать ответ на волнующий нас проблемный вопрос.
I.Выступление журналистов.
- Представьте себе, что вы все журналисты, вездесущие, все знающие, задающие провокационные вопросы. Я предлагаю вам разделиться на две группы:
1 группа журналистов - мальчики, защищающие образ Ромео,
2 группа журналистов - девочки, защищающие образ Джульетты.
Дома вы подготовили по четыре вопроса, которые должны заставить ваших соперников поволноваться, поразмышлять, дать логический ответ.
- Итак, начнем. Первым предоставим слово журналистам-девочкам.
Ваши вопросы.
Вопросы:
1.До встречи с Джульеттой Ромео был влюблен в Розалинду, как казалось, очень серьезно. А тут вдруг увидел Джульетту и уже забыл о Розалинде? Почему?
2.Почему у Ромео «слишком быстро все происходит: увидел, полюбил, объяснился на балконе и женился!»?
3. Представьте, что Ромео получил письмо брата Лоренцо. Повлиял бы этот факт на финал трагедии? Каким образом?
4. Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!» Почему он произносит эти слова?
Отрывок:
Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне.
- Что показывают эти слова?
Учитель: Мальчики, ваш вывод об образе Ромео. Каков он вначале, и каким он становится потом?
Примерное содержание вывода:
Вначале, до встречи с Джульеттой, это наивный юноша, еще сам не понимающий своей натуры и своих душевных запросов. Он внушает себе, что влюблен в Розалинду, по которой томно вздыхает. На самом деле, это надуманное увлечение, которое не затрагивает по-настоящему его сердца. Но, увидев Джульетту, Ромео сразу перерождается. Он мгновенно чувствует, что она - его избранница, что с ней связана его участь. Ромео становится взрослым, зрелым человеком, который не просто мечтает, но уже действует, борется за свое живое чувство. С этой минуты все его слова и поступки полны энергии и решительности. Ромео приобретает ту проницательность и мудрость, ту объективность, которые свойственны иногда старым людям, многое испытавшим и продумавшим.
Учитель: А теперь предоставляем слово мальчикам - журналистам.
1. Представьте, что Джульетта согласилась и стала женой графа Париса. И вдруг на балу встречает Ромео… Смогла бы она побороть свои чувства к Ромео или ответила бы ему?
2. К Джульетте любовь пришла в юном возрасте. Как вы думаете, не было ли ей страшно, что такое огромное чувство заполнило ее сердце?
3. А если бы обстоятельства сложились по - другому, и Джульетта с Ромео остались вместе, неужели она никогда бы не упрекнула его в убийстве Тибальта?
4. Джульетте было ужасно страшно, когда она решила принять зелье, приготовленное братом Лоренцо. Скажите, как ей удалось побороть себя, что помогло?
отрывок:
Чтоб замуж за Париса не идти,
Я лучше брошусь с башни, присосежусь
К разбойникам, я к змеям заберусь
И дам себя сковать вдвоем с медведем.
Я вместо свадьбы лучше соглашусь
Заночевать в мертвецкой или лягу
В разрытую могилу. Все, о чем
Я прежде слышать не могла без дрожи,
Теперь я, не колеблясь, совершу,
Чтоб не нарушить верности Ромео.
- О чем свидетельствуют эти слова?
Учитель: Делают вывод девочки. Что значит любовь для Джульетты?
Примерное содержание вывода:
Для Джульетты любовь - подвиг. Она выступила против установленных правил, бросила вызов законам кровной мести. Смелость и мудрость Джульетты проявились в том, что она стала выше вековой распри двух семейств. Полюбив Ромео, отвергла жестокие установки общественных традиций. Не боится пойти против воли своих родителей, которые прочат ей в женихи блестящего Париса. Ею движет искреннее и глубокое чувство к изгнаннику Ромео. Из наивной девочки, полюбив Ромео, она вырастает в прекрасную в своей преданности женщину. В любви раскрывается красота души героини, Джульетта привлекает своей искренностью, умом и нежностью.
Учитель: Мы немного устали от словесных баталий, давайте отдохнем и представим себе, что мы на балу. Сейчас зазвучит музыка, мальчики приглашают девочек на танец.
(Звучит музыка, проводится физминутка. Танец)
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Предоставляем слово литературоведу, которая расскажет о возникновении в мировой литературе произведений, связанных с образами Ромео и Джульетты.
II. Выступление литературоведа.
Итальянцы относят историю Ромео и Джульетты к периоду правления веронского сеньора Бартоломео I Дела Скала к 1301-1304 годам. Доподлинно известно, что в Вероне жили в этот период семьи с похожими фамилиями: Даль Капелло и Монтиколли. Долгая и жестокая борьба между политическими группировками заканчивалась победой то одной, то другой стороны. И вот на фоне этой борьбы - реальная гибель юноши из благородного рода и его возлюбленной. Вполне возможно, что Ромео и Джульетта жили на самом деле или же за именами литературных персонажей скрываются действительные лица. Поэтому вполне естественно, что первыми в литературе воплотили этот сюжет именно итальянцы.
Впервые в литературу ввел образы Ромео и Джульетты писатель Луиджи Да Порто, который создал новеллу «Новонайденная история двух благородных влюбленных и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Далла Скала». Позднее историей о двух несчастных возлюбленных вдохновился выдающийся новеллист Италии эпохи Возрождения Маттео Мария Банделло. Именно в произведении Банделло впервые появляется кормилица Джульетты и близкий друг Ромео, впервые дается имя Парис графу, за которого хотели выдать замуж Джульетту.
Позднее история Ромео и Джульетты привлекла внимание итальянца Герардо Больери. Этот сюжет заинтересовал также Мазуччо Салернитано; эта же тема легла в основу трагедии Луиджи Грото «Адриана».
Сюжет о двух влюбленных выходит за пределы Италии - во Франции к нему обращается Адриан Севин, в Испании - знаменитый драматург Лопе де Вега, в Англии - Вильям Пейтнер переводит новеллу Банделло, а Артур Брук пишет поэму «Трагическая история Ромеуса и Джульетты».
Наконец, к легендарному сюжету обращается великий Вильям Шекспир (1564-1616). Шекспировская пьеса стала восторженным гимном и похоронной песней вечной любви.
Однако Шекспир не был последним в литературной цепочке: благодаря этому «вечному» сюжету в Англии была создана драма Томаса Отвея «Каиус Мариус» (1689). Во Франции - жестокая версия Жана Франсуа Дюки «Ромео и Джульетта» (1772), а в Германии - драма Генриха фон Клейста «Семейство Шроффенштейн» (1803). В Австрии - новелла Готфрида Келлера «Сельский Ромео и Джульетта» (1862) и в Америке - пьеса Артура Лоренца «Вестсайдская история» (1957).
В России Григорий Горин в 1993 г. создал трагикомедию «Чума на оба ваши дома».
-Что ты можешь сказать о своем сообщении?
Слово учителя. Мы перевернули страничку нашего урока. Теперь искусствоведы расскажут о том, как отразилась тема Ромео и Джульетты в живописи и музыке.
III. Выступление искусствоведов.
Живопись.
Тема Ромео и Джульетты не оставила равнодушными многих известных художников, которые иллюстрировали различные эпизоды трагедии Шекспира. Перечислим только некоторых из них: «Ромео в склепе Джульетты» Де Лакруа, «Джульетта» Джона Ватерхауза, серия работ Франчески Айеца - «Прощание Ромео и Джульетты на балконе» и «Венчание», «Похороны Джульетты» Сципионе Ваннутелли.
Многие художники - русские и зарубежные - до сих пор продолжают обращаться в живописи к теме жертвенной любви Ромео и Джульетты. Уже стали классикой иллюстрации к трагедии советского художника Дмитрия Шмаринова и русского художника Саввы Бродского.
Рисуют героев Шекспира и современные художники, привнося свое решение в эту тему и свое видение образов Ромео и Джульетты: иллюстрации Я.Касса (1964), Людмилы Варламовой (2008) и других. Это лишь немногие их картин, посвященных Ромео и Джульетте. Все эти картины доказывают, что образы Ромео и Джульетты остаются вечными.
Музыка.
- Легендарный сюжет стал благодатной почвой как для зарубежных композиторов, так и для русских. Знаменитый итальянский композитор Винченцо Беллини в 1830 году создал оперу «Капулетти и Монтекки», которая впервые прозвучала в Венеции и сразу стала популярной. Одаренный крупнейший французский композитор-романтик Гектор Берлиоз создал драматическую симфонию с участием солистов и хора «Ромео и Джульетта» (1839) позднее стала основой для постановки балетных спектаклей. Еще один известный французский композитор Шарль Гуно написал в 1867 году оперу «Ромео и Джульетта», которая создана в духе лирической драмы.
Не остались в стороне и наши соотечественники. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, откликнувшись на предложение Балакирева, создает в 1869 году увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Музыка из этого произведения сразу же становится всемирно известной. И сегодня это произведение пользуется огромной популярностью.
(Звучит фрагмент из увертюры П.Чайковского «Ромео и Джульетта»).
Нельзя не сказать еще об одном музыкальном произведении - о балете «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева, созданном в 1935году и принесшем автору огромный успех. До сих пор это сочинение ставится на сценах лучших театров мира.
(Звучит музыкальный фрагмент из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»).
Особенно хочется сказать о музыке к фильму «Ромео и Джульетта» Франка Дзеффирелли , без которой он не имел бы такого успеха. Режиссер пригласил прекрасного композитора Нино Рота, которому удалось написать мелодию удивительной простоты и свежести. Ставшая своеобразным музыкальным символом любви Ромео и Джульетты, эта прекрасная музыка, любимая всеми, живет уже самостоятельной жизнью отдельно от фильма.
(Слушание музыкального фрагмента композитора Нино Рота)
Слово учителя.
Мы приближаемся к концу нашего разговора о влиянии трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта» на музыку и живопись. Теперь совершим виртуальное путешествие в Верону, к нашим бессмертным героям. Слово экскурсоводу.
IV. Выступление группы экскурсовода.
Мы сейчас мысленно перенесемся в Италию, в Верону, которая стала символом последнего пристанища наших героев - Ромео и Джульетты.
Для многих людей мира этот чудесный итальянский город, расположившийся под защитой Альп и живописно разделенный пополам рекой Адидже, является городом Ромео и Джульетты.
«Бессчетные, как ни в каком другом городе, балконы в этом городе Ромео и
Джульетты», говорил о Вероне Павел Муратов в своей книге «Образы Италии»
В современной Вероне существуют и тщательно сохраняются места, напоминающие об истории шекспировских влюблённых. В числе средневековых построек были выявлены два здания, (13 век) принадлежавшие известным веронским семьям Монтеколи (Монтеки) и Даль Капелло (Капулетти).
На виа Арке Скалигере расположен несколько обветшалый, но внушительный старинный дворец, который издавна считается в народе Домом Ромео - «Casa di Romeo». Осмотреть его можно только с внешней стороны. Внутри это строение, бывшее прежде более протяжным, имеет красивый дворик с арочной галереей. Наружная зубчатая стена говорит о том, что дом использовался ещё и как крепость.
Музейная судьбы легендарного Дома Джульетты - «Casa di Giulietta» - сложились более счастливо. После основательной реконструкции родовой дворец Капулетти был открыт для посещения. Над входной аркой, во дворике этого небольшого дворца, можно увидеть старинное мраморное изваяние в виде шляпы - герб рода Даль Капелло (Капелло - шляпа по-итальянски). Каждый год, 16 сентября, в здании под номером 23 по Виа Капелло празднуется День Рождение Джульетты, а в День Святого Валентина здесь приветствуют и награждают тех, чьи письма к героине были самыми проникновенными.
Основной интерес для посетителей Дома Джульетты сейчас представляет декоративное убранство комнат и, конечно, выход на легендарный Балкон Любви, который стал доступным с марта 1997 года, когда в здании открылся музей шекспировских героев. Поцелуй на Балконе Джульетты - мечта многих влюблённых пар, которые стараются повсюду оставить автографы в виде сплетенных вместе имен и сердечек.
В отличие от окрестностей дома Капулетти, всегда шумных и многолюдных, место, где расположена крипта с гробницей Джульетты - Tomba di Giulietta-, встречает ощущением покоя. Это предмет давнего поколения романтиков. Увитая зеленью аллея - пергола - ведет к немногим сохранившемся постройкам древнего монастыря, основанного орденом Миноритов (францисканцев) в 1230 году.Согласно легенде в монастыре Сан Франческо происходило тайное венчание Ромео и Джульетты, и здесь же они были похоронены.
Гробница Джульетты по-прежнему влечет к себе посетителей. Сюда приходят туристы и молодожены, кладут цветы и маленькие записки, дают клятвы любви. Благородное дело, некогда начатое Этторе Солимани, согодня продолжает Клуб Джульетты, чьи секретари неизменно отвечают всем, кто пишет знаменитой героине!
Все это дорогие места и для веронцев, и для тех, кто приезжает сюда со всех концов мира, чтобы поклониться вечной любви.
Учитель: Ребята, вы выслушали сообщения, посмотрели презентации. Скажите, пожалуйста, с какой целью мы проделали такую большую работу?
Что дала вам эта информация?
- Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствуют ли он содержанию нашего урока? Докажите.
V. Творческое задание «Художники-символисты».
Слово учителя:
-Ребята, я предлагаю вам интересное, на мой взгляд, творческое задание: на время стать художниками-символистами. Пока звучит музыка, нарисовать символические образы Ромео и Джульетты, а затем объяснить, почему вы выбрали такие образы-символы?
(Прослушивание и обсуждение творческого задания: «В каких символических образах я представляю Ромео и Джульетту?» Мотивировка выбора символов).
Ребята представляют героев в виде мотыльков, летящих на пламя; снежинок, вьющихся над горящей свечой; птиц, попавших в грозу; цветов, разделённых колючей проволокой…
Учитель. Пришла пора расстаться с вечно юными и бессмертными Ромео и Джульеттой, героями трагедии Шекспира.
По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.
Что бы вы изменили в данных строках?
Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
- Давайте подведем итог нашей работе.
- Выскажите свое мнение и докажите, что поставленные задачи нами выполнены. Можно использовать подсказку.
«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;
«Я похвалил бы себя…»;
«Особенно мне понравилось…»;
«После урока мне захотелось…»;
«Я мечтаю о …»;
«Сегодня мне удалось…»;
«Я сумел…»;
«Было интересно…»;
«Было трудно…»;
«Я понял, что…»;
«Теперь я могу…»;
«Я почувствовал, что…»;
«Я научился…»;
«Меня удивило…» и т.п.
Рефлексия.
У вас на столах лежат листы самооценки
«Для меня сегодняшний урок…»
(Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям).
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
- Ребята, я думаю, образы Ромео и Джульетты навсегда останутся в наших сердцах как символ бесконечной любви!
Я предлагаю вам посмотреть выступление Кабалоевой Дианы. В ее исполнении прозвучит песня «Ромео и Джульетта».
- Это доказывает, что имена Ромео и Джульетты будут волновать сердца людей еще не раз.
Домашнее задание. Написать сочинение
«Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте».
Выставление оценок.
10