Урок литературы по рассказу Леонида Андреева Кусакана тему «Те, кого мы приручаем…» (5класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Те, кого мы приручаем…»

Урок литературы по рассказу Леонида Андреева «Кусака»

Эпиграф: «… не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Оборудование: стенд с иллюстрациями учащихся к рассказу Л.Андреева «Кусака»

Ход урока.

Мы прочитали рассказ Л. Андреева «Кусака». Это горькое повествование о собаке, которую жестоко обидели люди. Вы, читая, чувствовали и жалость к Кусаке, и стыд за Лелю и ее маму, и возмущение против жестокосердия людей в целом. Все эти чувства и эмоции пробудил в вас писатель Леонид Андреев. А вот как он это сумел сделать, мы попробуем сегодня разобраться.

Что мы знаем о Кусаке?

  1. Какова была жизнь бездомной Кусаки? Чего она была лишена? Как относилась к людям?

  2. Как происходило приручение Кусаки? (найдите и зачитайте этот эпизод). Охарактеризуйте поведение собаки. Что с ней произошло, когда ее впервые погладили, приласкали? Почему она уже никогда не сможет укусить человека?

  3. Кусака и хозяева дачи. Как изменился внешний вид Кусаки и ее внутренний мир? Как собака выражала свою признательность? Как к ней относились хозяева дачи?

  4. Отъезд дачников. Что происходит с Кусакой? Зачитайте этот эпизод.

Те, кто приручил…

  1. Отношение детей и взрослых к бездомной Кусаке до приезда дачников.

  2. Отношение к Кусаке дачников.

  3. Кусака - игрушка для людей. ( докажите примерами из текста)

  4. Почему дачники оставили Кусаку?

  • Проследите по тексту, как меняется настроение Лели, когда она узнает о предстоящей разлуке с Кусакой. Почему Леля смирилась с расставанием?

  • Сравните поведение Лели во время приезда(2 глава) и во время отъезда (4 глава). Чем вы можете объяснить перемену настроения Лели?

  • В чем причина отречения Лели от Кусаки?

Работа с планом, составленным по рассказу. (план составляется на предыдущем уроке или как вариант домашнего задания)

  1. Бездомная собака.

  2. Приручили.

  3. «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака»// Собачье счастье.

  4. Брошенная собака.

В чем заключается собачье счастье?

Есть ли разница между понятиями «бездомная» и «брошенная»? В чем состоит эта разница?

Прослушайте стихотворение Э.Асадова «Стихи о рыжей дворняге».


  1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

  2. Как оно связано с рассказом Л.Андреева?

  3. Как вы понимаете слова эпиграфа? В чем должна состоять ответственность человека перед прирученным животным? Только ли к прирученным животным можно отнести эти слова?

  4. Вы подготовили к уроку рисунки. Какие эпизоды вы проиллюстрировали и почему?

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение- рассуждение «Как я понимаю слова Антуана де Сент -Экзюпери»

  2. Составьте правила для людей, приручающих животных.


© 2010-2022