С. Надсон. Трагическая судьба поэта. (11 класс)

       Трудно, кажется, представить себе жизнь более грустную, чем короткое, 24-летнее существование Семена Яковлевича Надсона. Одинокое, печальное детство, тяжелое отрочество, юность, омраченная беспощадным недугом, и мучительная смерть... Смерть в то самое время, когда его уже окружала почетная известность, а впереди улыбались, быть может, громкий успех и слава! Поистине темная, ужасная картина!      О самом раннем детстве С.Я. известно очень мало.      Нередко, – особенно за последнее время,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С.Надсон. Трагическая судьба поэта.

Список литературы

  1. С. Я. Надсон. Полное собрание сочинений, т. 2. Пг., 1917.

  2. «История новейшей русской литературы» под ред. С.А. Венгерова, 1884. Опубликована: Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т.З.СПб., 1892.

  3. С.Я.Надсон. Полное собрание сочинений. Новая библиотека поэта. Санкт-Петербург: Академический проект, 2001.

  4. С.Я.Надсон. Полное собрание сочинений. Новая библиотека поэта. Санкт-Петербург: Академический проект, 2001.

  5. «Крымская газета» Татьяна Шевченко. «В 1884 г. начал умирать. Затем - честь имею кланяться»; 15 августа 2014.

  6. «Первая крымская» №456, 28 декабря 2012/ 3 января 2013 Владимир Казарин. Юбилей Семена Надсона.

  7. Perekop. info. Ноябрь 2013. Все про Крым. «Семён Надсон в Крыму». Юлия Самарина (по материалам П. Дегтярева и П. Хорошко).

  8. Олег Шустер Еженедельник «Секрет» 7.05.2009. Русский поэт с еврейской душой.

  9. Анализ стихотворения «Заря лениво догорает...»; nsportal.ru/.../analiz-liricheskogo-stikhotvoreniya-syanadson-zarya-leniv.

  10. «Сборник журнальных и газетных статей, посвященных памяти Надсона», СПб, 1887.

  11. Новости литературной деятельности Израиля. (Источник - eholit.ru/news/670/‎) Литературоведение Ольга Прилуцкая

В Крыму, где ярки неба своды,

Он молодые кончил годы,

И скрылись в урне гробовой

Его талант могучий, сильный,

И жар души любвеобильной,

И сны поэзии святой.

И. Бунин

С.Надсон. Трагическая судьба поэта. (11 класс)

В Ялте на высокой горе, с которой открывается потрясающий вид на город, на море, на Ай-Петри, стоит на неприметной улочке под названием Бассейная, 24 небольшой белый домик. Это строение не отличается архитектурными изысками. Рядом с входом в дом вделана в стену мемориальная доска с высеченными словами: « Здесь жил и умер в 1887 году поэт Семен Яковлевич Надсон». Поражает то, что между датами рождения и смерти поэта прошло очень мало времени - всего 24 года.

На полуостров его привела не любовь к крымской земле, а туберкулез. Ялта стала его последним приютом - здесь больному поэту суждено было умереть, а перед этим предстояло прожить очень нелегкую и очень короткую жизнью. Именно «предстояло», так как большая часть из этой жизни была гораздо более горестная, чем можно себе представить. «Жизнь одиночества, жизнь горя и сомнений, - / Что пожалеть мне в ней и что благословить?» - увы, это слова самого поэта, но немногие за столь короткий срок успели прожить так же ярко и сделать так же много…

Неудачи и беды преследовали Надсона едва ли не с самого рождения. Родился он 14 декабря 1862 года в Петербурге, в небогатой чиновничьей семье. Вскоре после рождения сына вся семья переехала в Киев. Отец его был одаренным музыкантом, но «психическая болезнь» свела его в могилу. Тогда Семену исполнилось всего два года. Мама происходила из старинного дворянского рода Мамонтовых, хотя самому роду будто бы и не было особого дела до своих несчастных родственников. Антонина Степановна, по воспоминаниям современников, отличалась редкой красотой и сердечностью. Но не зря говорят «Не родись красивой…». Служила она экономкой и учительницей в семействе некоего Фурсова и своими трудами содержала сына и младшую дочь. Детство Надсона было тяжелое. Недаром в своей автобиографии он сообщал: «История моего детства - история грустная и темная». Когда Надсону было семь лет, мать его, рассорившись с хозяевами, переехала в Петербург и поселилась в семье своего брата Д. С. Мамонтова. В Петербурге Надсон поступил в приготовительный класс гимназии. Вскоре мать его вторично вышла замуж, за киевского чиновника Н. Г. Фомина, вновь переехала с мужем в Киев, и Надсон продолжал учение в одной из киевских гимназий. Но несчастья на этом не закончились. Отчим Надсона был болен тяжелой психической болезнью. Он измучил жену семейными сценами и, наконец, в припадке помешательства покончил жизнь самоубийством. Семья осталась без всяких средств к существованию и жила на скудные подачки «добрых людей» - знакомых и родственников. Другой брат матери Надсона, И. С. Мамонтов, сжалившись над вторично осиротевшей семьей, вызвал Антонину Степановну с детьми в Петербург и определил Надсона пансионером в военную гимназию. Это было в 1872 году, а год спустя Антонина Степановна умерла от чахотки в возрасте 31 года. Семену исполнилось 11 лет. Теперь они с сестрой остались круглыми сиротами. Два маминых брата не находят ничего лучшего, как разлучить их, взяв в разные семьи на воспитание: Надсон остался у дяди, И. С. Мамонтова, сестра его перешла жить к Д. С. Мамонтову. Таким образом, Семен оказался в полном одиночестве, на попечении людей, которые не любили его и нередко оскорбляли жестоко и грубо. Мальчик тяжело переживал и смерть мамы, становился замкнутым, погруженным в себя. Нередко он горько плакал, забиваясь в дальние углы. А над ним смеялись: "Опять ломает свою жидовскую комедию!". Об этом впоследствии он с горечью вспоминал в автобиографических заметках.

В гимназии Семену тоже было нелегко. Отношения с товарищами не складывались.. Самолюбивый, гордый мальчишка, не желал ни под кого подстраиваться и уступать кому бы то ни было. Не однажды ему приходилось неделями ходить с синяками после самоутверждения в рукопашную. «Меня не любили в корпусе, так как я чувствовал себя развитее товарищей, чего не мог им не показать из болезненно-развитого самолюбия…», - писал Надсон в своей автобиографии. Впрочем, скоро одноклассники поняли, что с ним лучше дружить - предельно честный и справедливый, по-рыцарски добрый и не злопамятный, Семен был верным товарищем, выручавшим не раз любого и каждого за счет своей эрудиции, знаний и способностей. Он писал за друзей сочинения по литературе и истории. Писал просто так, потому что хотел им помочь. И еще, ему самому было интересно, к примеру, написать девять сочинений в день, чтобы одно не походило на другое и каждое стало отличным! Иного не позволяло его честолюбие!

Ярким впечатлением в гимназический период жизни Надсона была его горячая любовь к Наталье Михайловне Дешевовой, сестре товарища по гимназии. Она тоже отвечает ему взаимным трепетным, девичьим чувством. Девушка стала для него самым близким в мире человеком. Ей посвящал он свои стихи, с нею делился планами на будущее. Вот, кажется, и счастье пришло! В доброй, хорошей Наташиной семье юному поэту советуют попытаться напечататься. Несколько стихотворений он отправляет на свой страх и риск в журнал, и одно из них печатают! Тут же конечно мечты: буду печататься, первым делом на гонорары куплю часы и отдам починить скрипку; потом куплю американские коньки и постепенно стану приобретать книги всех русских классиков… Но снова жесточайший удар. От скоротечной чахотки внезапно умирает его любимая Наташенька. Свет меркнет в глазах, рвется из души вопль, рвутся стихи…

Поэт вновь остался одиноким, им овладело полное отчаяние. Он сумел победить его самозабвенным творчеством. Семнадцатилетний юноша создал маленький трагический шедевр - стихотворение «Над свежей могилой. (Памяти Н.М.Д.)»:

Я вновь один - и вновь кругом

Все та же ночь и мрак унылый,

И я в раздумье роковом

Стою над свежею могилой.

Чего мне ждать, к чему мне жить,

К чему бороться и трудиться -

Мне больше некого любить,

Мне больше некому молиться!

В 1879 году Надсон окончил гимназию и по настоянию своего опекуна И.С.Мамонтова поступил в Павловское военное училище (единственное место, где ни за что не надо платить). Но куда ему в лагеря? Здоровье не располагало к строевым занятиям на плацу в холода в одних мундирах… Вскоре он простудился на ученье, и врачи констатировали начало чахотки. Надсона на казённый счет отправили в Тифлис, где он провел год.

В 1882 году он окончил училище и вышел подпоручиком в Каспийский полк, расквартированный в Кронштадте.

Военная служба не привлекала Надсона нисколько. В училище он был определен против своей воли. Ему страстно хотелось поступить в университет или в консерваторию: он недурно играл на скрипке и на рояле и горячо любил музыку. Более всего привлекала литературная деятельность.

Писать стихи начал очень рано, еще в детском возрасте. В 1878 году он решился отнести свое стихотворение "На заре" в журнал Н. П. Вагнера "Свет", и оно было принято. Надсон с нетерпением ждал появления номера журнала. В дневнике появилась такая патетическая запись: "Я вступил теперь на дорогу, назад поздно, да и незачем: даль являет такой заманчивый призрак Славы, невидимый голос шепчет: "Иди вперед, вперед", и я пойду вперед".

Судьба Надсона, таким образом, определилась: он стал профессиональным литератором, поэтом. Его стихи начали появляться в толстых журналах: "Свет", "Мысль", "Слово", "Русская речь", "Дело" и в других.

1882 год ознаменовался самым важным событием в литературной судьбе Надсона - поэт А. Н. Плещеев пригласил его в лучший демократический журнал того времени «Отечественные записки», где Надсон дебютировал «Тремя стихотворениями». Плещеев помог молодому поэту своим участием, расположением и литературными советами. «Его я считаю своим литературным крёстным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу», - писал Надсон в своей автобиографии. Стихи Надсона, напечатанные в «Отечественных записках» в январе 1882 года, привлекли к себе внимание любителей поэзии, имя молодого поэта приобретает известность, и лучшие журналы («Дело», «Устои», «Русская мысль») наперебой печатают его стихотворения.

В 1884 году Надсон вышел в отставку. Причиной увольнения со службы стала его прогрессирующая болезнь. Помимо слабых легких у поэта на ноге открылась туберкулезная фистула. Он слег, проведя все лето в маленькой комнатке душного и пыльного Петербурга, окна которой смотрели на стену соседнего дома. Изредка его навещали товарищи и литераторы, вызывая благодарность в отзывчивой душе юноши, всегда чутко реагировавшего на малейшее внимание к себе. Летом 1884 года Плещеевы пригласили его на свою дачу, где он прожил до июля. Но здоровье не поправлялось, силы иссякали. По совету врачей друзья отправили Семена на лечение за границу, на юг Франции. Деньгами помог Литературный фонд, делались меценатские пожертвования. Это позволило поэту лечиться в течение года. Кстати, все деньги Надсон вернул сполна тем, кто его выручил в трудную минуту. И все же нашелся человек, позволивший себе оклеветать этого талантливого бессребреника. Как правило, подлецы подобного рода ловят момент, когда поливаемый ими грязью человек оказывается беззащитен и уязвим.
Надсон целиком отдался литературной работе. В 1885 году появился сборник его стихотворений. Критика заметила Надсона, читатели узнали и полюбили его, Академия наук удостоила его Пушкинской премии. «Заманчивый призрак Славы» перестал быть призраком и превратился в реальность. Но дни Надсона были уже сочтены. В своей автобиографии он написал: «В 1884 году начал умирать. Затем, - честь имею кланяться». Не помогло Надсону и лечение за границей - в Германии, Швейцарии, на юге Франции. В 1886-м врачи настаивали, чтобы Надсон ехал в Италию. Но их пациент с негодованием отверг подобное предложение, заявив, что не поедет за границу, потому что хочет умереть в России.

В последние месяцы своей жизни поэт стал предметом издевательских нападок со стороны реакционного критика В. П. Буренина, сотрудника газеты «Новое время». Буренин мстил Надсону за то, что тот задел его в одном из критических фельетонов в «Заре». В ряде своих фельетонов Буренин, не называя Надсона по имени, но, уже слишком прозрачно намекая, всячески глумился над больным поэтом и главным образом над его посвящением книги своей Н. М. Д. (Наталье Михайловне Дешевовой). Буренин дошёл до того, что обвинил мучительно умиравшего поэта в том, что он «паразит, представляющийся больным, калекой, умирающим, чтобы жить на счет частной благотворительности». Умирающий поэт, глубоко пораженный этим обвинением, собирался ехать в Петербург и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. Через несколько времени нападки возобновились с новой силой; последний направленный против Надсона фельетон «Нового времени» пришел в Ялту уже после его смерти. Современники поэта были уверены, что именно фельетоны фактически добили Надсона. Лечащий врач Семена Ф. Т. Штангеев после этого счел своим долгом написать письмо в газету «Новости», в котором сказал «в назидание современникам и потомкам несколько слов по поводу нравственных страданий, отравивших последние дни жизни моего пациента и вызвавших преждевременную смерть его… Я убежден, что умерший безвременно С. Я. Надсон, несмотря на безнадежность его болезни, мог бы прожить по меньшей мере до весны, или даже осени, если бы вышеупомянутый фельетон г.Буренина не был напечатан».

19 (31 по новому стилю) января 1887 года Надсона не стало. Всего три месяца поэт успел прожить в Ялте. Рядом с умирающим поэтом день и ночь находилась Мария Валентиновна Ватсон. Отпевали его по православному обычаю в ялтинской церкви Св.Иоанна Златоуста, как подпоручика С.Я.Надсона, о чем есть запись в метрической книге. Когда скончавшегося поэта везли из Крыма в Петербург, прощаться с ним по дороге вышли очень и очень многие. Так было в Одессе, куда тело С. Я. Надсона доставили из Ялты на пароходе «Пушкин». Так было на вокзале в Санкт-Петербурге. В столице молодежь понесет свинцовый гроб поэта на Волково кладбище на руках. Могила его на долгие годы станет местом поклонения, на ней всегда будут свежие цветы. Слава его и после смерти будет расти и шириться.

Семен Надсон был очень щепетильным человеком. Всю свою литературную собственность завещал «Обществу для пособия нуждающимся литераторам и ученым» - литературному фонду, который когда-то выделил ему 500 рублей для лечения за границей. После смерти поэта за неполные 20 лет сборник его стихотворений был переиздан почти 30 раз общим тиражом более 210000 экземпляров и принес фонду огромную прибыль в 50000 рублей. Можно сказать, что многие годы после смерти Семен Надсон продолжал помогать малоимущим писателям.
Незадолго до смерти поэт написал стихотворение из четырех строк, которое, как моцартовский «Реквием», оказалось адресовано ему самому:
Не говорите мне «он умер». Он живет!
Пусть жертвенник разбит - огонь еще пылает,
Пусть роза сорвана - она еще цветет,
Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает!..

Творчество поэта

Творчество Надсона относится к так называемой эпохе «безвременья» конца 19-го века. Современники поэта, а также и позднейшие исследователи его творчества отмечали, что лирика Надсона испытала заметное влияние М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. Этих поэтов сам Надсон очень ценил. «Что ни говорите, а лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях», - записал Надсон в своём дневнике в 1878 году. С Лермонтовым Надсона роднит мотив романтического страдания личности, которая пришлась не ко времени и чужда обществу. С Некрасовым - гражданское направление, лишенное, однако, признаков какой-либо конкретной доктрины и слишком отвлеченное.

Идея общественного долга Надсона перед народом выражена в лучших стихотворениях о поэте и поэзии: «Певец» (1881), «Милый друг, я знаю, я глубоко знаю» (1882), «Грезы» (1883), «Певец, восстань!., мы ждем тебя, восстань» (1884), «В ответ» (1886) и другие. Поэт не должен молчать, когда вокруг «звучат рыданья», его долг - петь о страданиях забытого брата. Лучшим в этом цикле является напечатанное в «Отечественных записках» стихотворение «Грезы», очень высоко оцененное Салтыковым-Щедриным и Плещеевым.

Мотивы революционного подвига и верности гражданскому долгу, борьбы и протеста против существующего строя, обличения буржуазной действительности повторяются во многих стихах: «Полдороги» (1880-81), «Ни звука в угрюмой тиши каземата» (1882), «По смутным признакам, доступным для немногих» (1885), «Из песен о невольниках» (1884), «Не хотел он идти, затерявшись в толпе» (1885), «На могиле Герцена» (1885-86) и другие Надсон ярко показывает страдания за народ революционеров-одиночек. Но одно из ключевых слов в поэтическом лексиконе Надсона, «борьба», находится в одном ряду с «сомнением», «тоской», «мглой». Оно неизменно и красноречиво сопровождается определениями: «тяжкая», «напрасная», «трудная», «роковая», «жестокая», «неравная», «безумная», «непосильная», «долгая», «суровая». Борьба для Надсона тесно связана со страданием. «Мой стих я посвятил страданью и борьбе», - писал поэт («С тех пор как я прозрел, разбуженный грозою…»). Отсюда - мятежное, святое, чистое, прекрасное страданье; это и «страдальческий образ отчизны далекой», и мотив сострадания к ближнему.

В последние годы поэт все чаще обращается к теме трагической гибели человека: «Гаснет жизнь, разрушается заживо тело», «Червяк, раздавленный судьбою» (1883), «Умерла моя муза» (1885), «Да, молодость прошла» (1885) и другие. Эти произведения наиболее мрачны и безнадежны по своему настроению. Однако в них поэт с потрясающей силой рисует жизнь той эпохи, которая губит в человеке все прекрасное и благородное, уничтожает его физически. В этом глубокий смысл романтического образа гибнущего человека в лирике Надсона. Пессимизм поэта был вызван не столько личными слабостями поэта, сколько историческими условиями, т. е. явился выражением общей болезни «поколенья, проклятого богом», болезни, охватившей значительную часть русской интеллигенции после поражения «Народной воли». Недаром лирический герой поэта оправдывается: «Не вини меня, друг мой, я сын наших дней, сын раздумья, тревог и сомнений».

Мотивами грусти окрашена любовная и пейзажная лирика: «Из песен любви», 1883; «Весна, весна идет!..», 1886. Любовным и пейзажным стихотворениям присущи напевность и музыкальность. Благодаря этому свыше 100 стихотворений Надсона положено на музыку: «В тени задумчивого сада» (1879), «В роще зеленой, над тихой рекой» (1880) и другие. И хотя шедевров вокальной лирики на слова Надсона не создано, примечательно, что к его произведениям обращались такие выдающиеся композиторы, как Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейн, С.В. Рахманинов, Э.Ф. Направник.

Анализ лирического стихотворения «Заря лениво догорает...»

Пейзажная лирика с элементом любовной лирики. 1.Тема: описание летней ночи. Идея: восхищение красотой ночи («Какая ночь!»), любовь к родной природе, желанье счастья и любви. «Природа - как вечно живой источник красоты, покоя и блаженства».

2. Размер стихотворения - четырёхстопный ямб. Стихотворная форма: четверостишие или катрен. Схема рифмования: АВАВ (перекрёстная рифма). Чередование ЖМЖМ (женской рифмы и мужской рифмы) создают неповторимую напевность, музыкальность стихотворения.

3. Средства выразительности:

Художественно - выразительные

средства

Лексические средства

выразительности

Сравнение:

деревья, как великаны.

Эпитеты:

в ночи голубой; в глубокой мгле;

изумрудные поляны; с отрадой жадной, в капризных странных очертаньях, в роскошных сочетаньях.

Олицетворения:

заря лениво село засыпает; песня, замирая, звучит; ручеёк, играя, бежит; деревья стоят; поляны спят; несутся тучки; свет с тьмой лежит; закипает желанье; грудь вдыхает;

Метафоры:

в уснувшем воздухе; деревья сонные.

Антонимы:

свет с тьмой.

Историзм:

с отрадой ( с радостью,

удовольствием)

Фонетические средства выразительности

Звукопись (аллитерация)

частое повторение звуков [c]-[з]

Начало строк - в основном предлоги и союзы

В стихотворении нет НИ одной точки! (только ; …)

Композиция Стихотворение делится на 2 части. В первой части (1, 2,3, 4 катрены) разворачивается тема красоты природы - летней ночи. Мир природы у С. Я.Надсона живет полной жизнью. Во второй части (5 катрен) читатель вместе с лирическим героем переживает гармонию нахлынувших чувств, явленная человеку в природе, яркие сердечные интонации.

Способ выражения авторского сознания: - лирический герой: созерцание природы, чувство восхищения ею становятся импульсом к переживанию, эмоциональному отклику, желанье счастья и любви; - предметный мир представлен в описании летней ночи;

- ролевая лирика: авторское «я» скрытое.

Ритм стихотворения

В этом стихотворении чередуются двустишия, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (9-8, 9-8 и т. д.), одинаковое число ударений - по 3 в каждой строке. Ударения эти находятся на одних и тех же слогах в каждой строке (2-4-8 слоги), на всех четных строках ударение падает на последний слог, на всех нечетных - на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц.

Анализ стихотворения «На заре» (1878)

Произведение начинается романтическим, слегка тревожным изображением природы:
Нежными цветами убраны богато,
Тучки утопают в ясной тишине...
Лирический герой восхищается гармонией природы, но одновременно в нем зреют тяжелые мысли о том, что человек, подобно природе, не может быть счастлив в этом мире:
Только ты не знаешь неги и покоя,
Грудь моя больная, полная тоской.
После революционно-демократических взлетов духа, которыми был отмечен XIX век, собственно никаких глобальных изменений в нравственном отношении в обществе не произошло. Поэт это видел и переживал. Общество вновь ввергалось в прозябание духа. В голову лезли печальные мысли о целесообразности вообще всяких социальных потрясений. Лучше - замкнутый мир наслаждений и примитивных страстей.
Но душа, в которой нравственность велика, все равно ностальгически тоскует о высших устремлениях.
Что ж тебя волнует? Грустное ль былое
Иль надежд разбитых безотрадный рой?
Заползали ль змеею злобные сомненья,
Отравили веру в счастье и людей.
Страсти ли мятежной грезы и волненья
Вспыхнули нежданно в глубине твоей?
Здесь поэт как раз добивается совпадения нравственных переживаний с читателями. Как я уже отмечала - это передовая молодежь того времени. Передовая не в смысле революционная, а в смысле образованности, тонкости натуры, стремления к искренности в чувствах. Поэт дает им надежду:
Полно, успокойся, сбрось печали бремя:
Не пройдет бесплодно тяжкая борьба,
И зарею ясной запылает время,
Время светлой мысли, правды и труда.

Эти нравственные устои поэзии Надсона стали живой и действенной силой, поддерживающей в условиях общественного уныния искры гражданских чувств. В этом и состоит главная нравственная ценность стихов рыцарей поэзии эпохи безвременья.

Особенно большой популярностью у современников пользовалось стихотворение Семена Яковлевича «Друг мой, брат мой, усталых!, страдающих! брат» (1880), полное веры в то, что настанет пора, когда не будет на свете «ни слез, ни вражды».

Одно из лучших стихотворений Надсона начинается словами:

Не вини меня, друг мой, - я сын наших дней, -

Сын раздумья, тревог и сомнений...

И в самом деле, герой Надсона подвергает сомнению все: светлые надежды юности, веру в братство, в борьбу, свое право на любовь и самое чувство любви. Уже в самых ранних стихотворениях Надсона появляется образ человека, сломленного жизнью, уставшего, отказавшегося от "дерзких мечтаний", от былых надежд.

Строки его стихов современны и актуальны сегодняшнему дню, несмотря на то, что с его рождения прошло сто пятьдесят лет и со дня смерти - сто семьдесят пять. Он - классик, Семен Яковлевич Надсон.
Интересные факты: В честь Надсона названа улица Надсоновская в городе Пушкино (интересно, что название этой улицы произносится с ударением на второй слог).

Лирическому герою поэта - сыну своего времени (стихотворение «Наше поколенье юности не знает»), совестливому интеллигенту, свойственно трагическое мироощущение: испытывая острое чувство гражданской скорби, поэт хочет вызвать в безвестном «страдающем брате» (стихотворении «Друг мой, брат мой...») «боль за идеал и слезы о свободе» (стихотворение «Милый друг, я знаю...»). Надсон предостерегал современников от соблазна пойти на компромисс, остановиться на полдороге (стихотворение «Полдороги», «Вперед!»). Однако, относя себя к «борцам поруганной свободы» (стихотворение «Грезы»), он остался далеким от революционного отношения к жизни (стихотворение «Не вини меня, друг мой»). Тяготея к гражданской лирике некрасовской школы, поэзия Надсона все же лишена социальной конкретности, для нее характерна отвлеченно-книжная образность.

У Надсона есть всего одно стихотворение на еврейскую тему «Я рос тебе чужим, отверженный народ...» (1885), и когда С. Венгеров в 1884 году попросил поэта написать автобиографию, Надсон достаточно туманно говорил о своем еврейском происхождении: «Начнем с начала, если это для кого-нибудь интересно. История моего рода, до моего появления на свет, для меня - область очень малоизвестная. Подозреваю, что мой прадед или прапрадед был еврей. Деда и отца помню очень мало».

С.С. Михайлова-Штерн объясняла нежелание Надсона признать свое еврейское происхождение иными причинами, нежели плохая память. В своей неопубликованной биографии Надсона она пишет о том, что Надсон, после того как осиротел и поселился в доме своего дяди И.С. Мамонтова, неоднократно становился жертвой антисемитских настроений родственников. Дядя Надсона считал оба брака его матери «неудачными, а первый из них, с каким-то жидовским выкрестом, даже позорным». От тети Надсону нередко приходилось слышать, что ей надоели его «жидовские комедии» и «жидовская невоспитанность». И тетя, и дядя Надсона восхищались консервативным критиком и журналистом М.Н. Катковым и часто цитировали поэту статьи из газеты «Московские ведомости» или из откровенно «погромных» газет, в которых утверждалось, что «революцию делают подлые жиды, что они портят славного русского мужика и др.». Собственно, Мамонтовы и убедили Надсона, что «позорное пятно еврейства он сможет смыть только военной службой, что это для него единственный исход...».

В памяти читателей сохранился образ поэта, безвременно погибшего от злой чахотки на заре своей деятельности, начавшейся шумным успехом. В стихотворениях Надсона часто шла речь о тяжком недуге, о тоске увядания, о близкой гибели. Разумеется, все понимали, что это не узко биографические мотивы, что Надсон говорит не только о своей личной судьбе, но и о "болезнях" целого поколения. Признания и жалобы больного поэта приобрели широкий смысл, но они сохранили при этом личные ноты, задушевность и лиризм.

С.Надсон. Трагическая судьба поэта. (11 класс) Фото дома Надсона в Ялте: allcrimea.net


© 2010-2022