Литературно-музыкальная композиция Лермонтовский бал

В 2014 - 2015 учебном году отмечалась необычная дата - 200-летие со дня рождения великого поэта, писателя,гения русской классики М.Ю.Лермонтова. Во всех школах разных регионов прошли внеклассные мероприятия,литературно-музыкальные композиции, посвящённые этому великому событию. Данная разработка была не просто составлена,в которой использовались основные жизненные моменты поэта с использованием художественных текстов,презентации,музыкального сопровождения: детство, юные годы, любовь, творческий ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г.Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Внеклассное мероприятие по литературе на тему: "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова".

(Литературный вечер, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова).

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция.


Составитель(автор разработки):

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Шемякина Людмила Владиславовна


г.Грязи

2014 - 2015 уч.год

Внеклассное мероприятие по литературе на тему: "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова".

Цели :

- расширить представление учащихся о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова не только как поэта, писателя-классика, но прежде всего как человека 19 века, всесторонне развитую личность; обобщить уже имеющиеся знания о поэте;

-узнать побольше о некоторых фрагментах жизни поэта, каким он был в жизни, чем увлекался ,какую роль сыграла любовь в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; загадке, так рано ушедшего гения;

-вспомнить не только этого гения в год его 200-летнего юбилея и приближающегося года литературы, но и открыть для каждого как участника, так и гостя мероприятия своего неповторимого Михаила Юрьевича Лермонтова;

-прививать любовь к произведениям М.Ю.Лермонтова, учиться анализировать его произведения исходя из знакомства с "новым Лермонтовым" благодаря литературному вечеру, прививать любовь к чтению классической литературы и к литературе в целом;

-формировать нравственные качества обучающихся.

Форма проведения: литературно - музыкальная композиция

("Лермонтовский бал" - литературный вечер, посвящённый 200 - летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова).

Оборудование:

1. Ноутбук, колонки, проектор, экран для медиапроектора, презентация из 27 слайдов - о жизни и творчестве поэта(4 слайда из 27 - №8"детские годы"; №17 - "молодолсть,любовь,1-ая дуэль"; № 23 - "у гадалки"; № 25 - "дуэль и гибель Лермонтова" - вставлены фрагменты жизни Лермонтова из видеофильма - вырезки художественного фильма).

по ходу мероприятия используется музыкальное сопровождение:

1).Музыка для слайдов "Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова";

2).Музыкальное сопровождение для исполнения уч-ся романса,

чтения некоторых стихотворений;

3). Вальс для инсценировок;

-Видеофильм(отрывки из художественного фильма"Лермонтов"Мосфильм, 1986г.вставлены в презентацию как слайды), можно использовать отрывки фильма отдельно.

2. Оформление рекреации(зала), где проходит мероприятие.

  • Столики со скатертью, на столиках томики книг с произведениями М.Ю.Лермонтова, фотографиями Лермонтова, его семьи, близких для него людей.

  • Литературная газета ,посвящённая жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова, выполненная учащимися 8 класса, которая располагается недалеко от экрана перед столиками , предназначенными для выступающих и гостей.

  • Зал красочно украшен осенними листьями, шариками. На окнах тёмные шторы, создающие полумрак, на стенах плакат - газета к 200 - летию поэта.

Возрастной контингент учащихся: предназначено для уч-ся 7-9 классов.

Выступающие: уч-ся 8 классов в костюмах стиля 19 века (по сценарию в зависимости от ролей) и несколько уч-ся 2 класса.

Время проведения: 45 - 60 минут.

Ход литературного вечера.

I.Оргмомент. Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия(литературного вечера).

В центр зала перед собравшимися выходит учитель(за столиками, оформленными для балов в стиле 19 века уже сидят гости: педагоги, учащиеся, родители; за столиками - ближе к сцене - выступающие "ученики-артисты").

Учитель.

-Здравствуйте, дорогие гости: уважаемые коллеги, родители, ребята!

Сегодня в такой необычной обстановке - в стиле 19 века - собрались мы с вами неспроста. Вспомним великого гения, поэта, писателя 19 века и просто необычного, довольно интересного человека - М.Ю.Лермонтова. Тем более в этом учебном году у него юбилей - 200 лет со дня рождения. И я очень надеюсь, что этот Лермонтовский бал для каждого из нас откроет нового Михаила Юрьевича Лермонтова, возможно, мы узнаем и почувствуем много нового из жизни этого великого гения. (Слайд №1 презентации).

II.Литературный вечер.

"Слово о Лермонтове".

На фоне музыки( можно вальса 19 века) звучит стихотворение , которое является эпиграфом к вечеру, оно же открывает презентацию.(Слайд №2)

Чтец (красиво читает стихотворение).Тут же показ слайдов с портретом Лермонтова, его семьи, жизни и творчества).

Вверху одна

Горит звезда,

Мой взор она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечёт

И с высоты

Меня зовёт.

М.Лермонтов.

На фоне музыки (вальса) звучат слова ведущих.

Ведущий 1.

Добрый день , дорогие друзья, гости! Мы приветствуем всех вас на литературном вечере, посвящённом 200-летию со дня рождения гения русской и мировой культуры М. Ю. Лермонтова.

Ведущий 2.

С детства нам знакомы строки" Скажи -ка, дядя...", " Белеет парус одинокий". А что мы знаем об их авторе, его жизни, его переживаниях? Насколько для нас, людей 21 века, Лермонтов остаётся Героем времени?

Ведущий 1.

Жизнь поэта была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошёл весь круг жизни со взлётами вдохновения и горечью разочарований. Лермонтова мы всегда представляем одиноким. Одиночество сопровождало его на протяжении всей жизни. Лукавство, холод высшего общества не принимало чуткое сердце поэта и человека.

Ведущий 2.(Слайд №6)

Уже при рождении мальчика предрекли, что он не умрёт своей смертью. Гоголь верно сказал о нём: "Какая - то несчастная звезда".А Л.Н.Толстой считал, что если бы этот юноша, этот мальчик дожил до преклонных лет, то ему нечего было бы делать в литературе. Это был гений из гениев.

Ведущий 1.

Но всё же он был молод, душа его стремилась к любви, свободе!

Ведущий 2.

Чтобы окунуться в атмосферу 19 века, в атмосферу романтизма, музыки, поэзии, мы приглашаем вас на бал!

Ведущий 1.

Мелодия любви зовёт и манит,

Сиянием опускается с небес.

И обаянием своим дурманит ,

Сердца соединяет полонез!

Звучит вальс Е.Доги из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь"(можно другую мелодию использовать, сначала громко, затем остаётся фоном - и под музыку слова чтеца).

ЧТЕЦ.

Как в прошлый век, печально и светло

Слетает лист берёзы в день осенний,

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

Но лист коснулся гробовой плиты,

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из тлена суеты
Вот в этот день к живым и мёртвым душам.

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

Мятущийся, как парус над волной,

И жаждущий неистовствующей бури,

Он оборвал на взлёте голос свой,

Шагнув навстречу смертоносной пуле!

Ведущий 2.

За окнами сейчас осень...По - разному мы её называем: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной. Но как бы там ни было , осень прекрасна, хотя бы потому , что в один из осенних дней - 15октября 200 лет назад родился великий русский поэт, писатель М.Ю.Лермонтов. Окунёмся в головокружительный бал тех времён и те творения, что он создал.

III. Инсценировка отрывка из романа М.Ю.Лермонтова"Герой нашего времени".

Отрывок(инсценировка бала) из романа М.Ю.Лермонтова" Герой нашего времени".

Звучит вальс, 3 пары танцуют, кружатся в танце.

Инсценировка отрывка из романа"Герой нашего времени".

(участники: Печорин, княжна Мери, пьяный господин, княгиня Лиговская).

Герои - актёры представляются:

-Григорий Печорин

-княжна Мери

-княгиня Лиговская

-господин на балу.

Участники-герои отходят, остаётся Печорин.

на сцене- за столом с тетрадкой в руке сидит Печорин.

..Печорин(читает):

"21 мая. Прошла почти неделя, а я ещё не познакомился с Лиговскими. Жду удобного случая. Грушницкий, как тень, везде следует за княжной .Их разговоры бесконечны. Когда же он ей наскучит? Однако я подметил 2-3 нежных взгляда...Надо этому положить конец! "(кладёт тетрадь).

Кстати: завтра бал в зале ресторации , и я буду танцевать с княжной (уходит).

Звучит вальс, проходят через сцену пары танцующих.

(Появляется Печорин, через сцену быстро проходит княжна Мери. Печорин преграждает ей путь, изысканно кланяется).

Печорин.

Пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами, позвольте пригласить вас на вальс.

(Мери протягивает Печорину руку , и они вальсируют).

..Мери. (останавливается) Мерси, мсье...(присаживается на стул,

рядом - на другом стуле присаживается Печорин, музыка замолкает).

Печорин.

Я слышал, княжна, что будучи вам вовсе не знаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость...что вы меня нашли дерзким. Неужели это правда?

Мери( с иронией).

И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?

Печорин.

Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь ещё большую дерзость просить у вас прощения. И я бы очень желал доказать вам, что вы насчёт меня ошибались.

Мери. Вам это будет довольно трудно.

Печорин. Отчего же?

Мери(насмешливо). Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.

Печорин( с досадой). Знаете, княжна, никогда не нужно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее.(Кланяется и отходит).

(Звучит музыка вальса, заложив руки за спину, пошатываясь, к Мери подходит пьяный господин ,говорит хриплым голосом, приставая к Мери).

Пьяный господин(заложив руки за спину, хрипло).

Пермете...Ну, да что тут!...Просто ангажирую вас на вальс...

Мери(испуганно) . Что вам угодно?

Пьяный господин.

Разве вам не угодно? Я - таки опять имею честь вас ангажировать цур вальс. Вы ,может, думаете, что я пьян? Это ничего! Гораздо свободнее, могу вас уверить...

Печорин(подходит к пьяному вплотную).

Прошу вас удалиться! Княжна давно уж обещалась танцевать со мной!

Пьяный господин(засмеявшись).

Ну, нечего делать! В другой раз!(Уходит).

Появляется княгиня Лиговская, Мери подбегает к ней, взволнованно рассказывает:

Мери .Маман, этот пьяный господин, я так благодарна мсье Григорию Печорину...он просто меня спас...

Лиговская(подходит к Печорину).

Благодарю вас, мсье Печорин! Благодарю! А ведь я знала вашу матушку и была дружна с вашими тётушками! Не знаю, почему мы с вами до сих пор не знакомы. Признайтесь, вы один этому виною, вы всех дичитесь. Надеюсь, мы подружимся. Не правда ли?

Печорин(кланяясь). Весьма польщён, княгиня.

(Лиговская уходит, Печорин и Мери присаживаются на стульях на сцене).

Печорин.

Должен вам признаться, княжна. Я давно за вами наблюдаю , и это доставляет мне удовольствие. Вы очень мило шутите, ваш разговор остёр, без притязания на остроту, жив и свободен. Ваши замечания иногда так глубоки...

Мери(принуждённо смеётся). Вы - странный человек!

Печорин. Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.

Мери. Вы напрасно боялись! Они все - прескучные...

Печорин. Все! Неужели все?

Мери( пристально взглянув на Печорина). Все!

Печорин. Даже мой друг Грушницкий?

Мери. А он ваш друг?

Печорин. Да.

Мери. Он, конечно, не входит в разряд скучных...

Печорин( с улыбкой). Но в разряд несчастных!

Мери. Конечно! А вам смешно? Я б желала, чтоб вы были на его месте.

Печорин. Что ж? Я был сам некогда юнкером, и это самое лучшее время моей жизни!

Мери. А разве он юнкер? А я думала...

Печорин. Что вы думали?

Мери. Ничего!..(Встаёт со стула, за ней встаёт и Печорин).

Кажется, разъезжаются. До свидания...

(Печорин кланяется, Мери уходит).

IV.Тайна жизни М.Ю.Лермонтова.

Чтец.(Стихотворение "Погиб поэт").

Погиб поэт! - невольник чести-

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!...к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь...-он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Ведущий 1(обращаясь к ведущему 2)

-Вы знаете автора этих произведений?

Ведущий 2.

-А как же! Это поручик лейб - гвардии -Лермонтов.

Презентация(слайды №3 - 7 до1-го отрывка фильма о детских годах М.Ю.Лермонтова ,слова ведущих).

Ведущий 2.

- О! Мы ещё услышим о нём...

Талантом обладал необыкновенным. Пушкина и его поэзию сравнивают с равнинной рекой, а поэзию Лермонтова - с горной, стеснённой скалистыми берегами.

Ведущий 1.

Он владел французским, немецким, английским, читал по-латыни, на Кавказе изучал"татарский",то есть азербайджанский язык, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм дал грузинское название - "Мцыри". Он помнил тысячи строк из произведений поэтов великих и малых, но особенно выделял двух авторов: Байрона и Пушкина.

Ведущий 2.

В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая - то тайна, неуловимая определённость, рок. Он страдал более, чем жил.

Ведущий 1.

Вот если б появился он и рассказал хотя бы немного о себе. Так вот же он...

(презентация -видеофильм - слайд №8 - отрывок о детских годах Лермонтова).

Во фрагменте фильма -болезнь мальчика - ЧТЕЦ произносит слова(из зала или из-за кулис, из-за ширмы).

Чтец(медленно, выразительно).

И зачем эти взрослые только ругаются? Что им всем нужно? Постоянные скандалы между бабушкой и отцом ,слёзы матери было просто невыносимо видеть и слышать маленькому Мишеньке. Ведь он их всех так любил! Пока он не понимал причины этих ссор, но порою часто болел из-за этого. И хотел только одного - покоя, мира и любви в семье.

Фрагмент смерти матери в фильме (из-за ширмы появляется ЛЕРМОНТОВ)-в роли М.Ю.Лермонтова - ученик 8 класса,в костюме стиля 19 века.

V.Детские годы.

Лермонтов.

Мать свою я не помню. Я был ребёнком трёх лет, когда её не стало.

Фрагмент похорон в фильме (слова Лермонтова)

Лермонтов.

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя.

От них остался только я.

После фильма выбегают учащиеся 2 класса -" маленькие ангелочки",кружатся в танце под тихую спокойную музыку.

На фоне музыки чтец читает стихотворение.

Чтец.

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел.

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира, печали и слёз.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

Слайд №9 - с изображением бабушки Лермонтова, слова ведущего.

Ведущий 2.

Для бабушки М.Ю.Лермонтова ,Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, её внук , Мишенька , был самым дорогим человеком. Она жила ради него.

"После дочери моей, Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым,-говорилось в завещании,-остался в малолетстве законный её сын, мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, ежели внук мой будет до совершеннолетнего возраста находиться на моём воспитании и попечении. Ежели отец его моего внука истребовает, то я, Арсеньева, всё имение предоставляю в род мой Столыпиных.

Ведущий 1.

Оскорблён был и унижен отец этим завещанием Арсеньевой. Но ради сына проглотил обиду и умолк. Он понимал, что сделала она это из любви к внуку.

Лермонтов.

Однажды получив в подарок от бабушки толстый альбом, я стал писать сочинённые мною стихи. Всё разом просилось в стихи: тоска по матери, вьюга, разыгравшаяся за окном, осень. любовь.

Нравилось мне сочинять музыку, изучать иностранные языки, рисовать.

Чтец о музыкальных способностях поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов - один из самых музыкально одарённых русских поэтов. В заметках 1830 года поэт писал: "Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать".Поэт тонко чувствовал музыку и считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства; звук и образ - нерасторжимы для него. В детстве Михаил Юрьевич учился играть на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Многие стихи поэта напоминают песни и романсы.

Ведущий 2.

А сейчас послушаем стихи М.Ю.Лермонтова:"Парус", "Утёс", "Тучи", "Нищий" в исполнении уч-ся 2 класса и романс на слова Лермонтова "Я к Вам пишу" в исполнении уч-ся 8 класса.

Чтецы стихов -2класс.(Слайды №10 - 13).

VI. Романс под музыку в исполнении уч-ся 8кл.

VII. Юность.

Лермонтов.

Потом будут Московский пансион, университет, кадетский корпус ,дуэли, встречи и расставания, ссылки на Кавказ, любовь и разочарование (Слайды №14 - 16)

Слайды-отрывок видеофильма - увлечения в кадетском корпусе- сцена со шпагами, сцена бала, дуэль с французом.(Слайд № 17);(слайд№ 18).

VIII. Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова.

Лермонтов.(Слайд №19).

Признаюсь, влюблялся не раз.

Слайды с фотографиями(портретами)Екатерины Александровны Сушковой, Наталии Фёдоровны Ивановой, Варвары Александровны Лопухиной.

Звучит вальсовая музыка. Проходят 3 пары(Лермонтов в том числе), танцуют вальс и пары расходятся.

Выходит 1-ая возлюбленная, представляется:

-Сушкова Екатерина Александровна.( Слайд №20)

Лермонтов проходит, берёт её под руку, подводит к стулу, помогает сесть, выходит на середину сцены, читает, обращаясь к Екатерине Сушковой.

Лермонтов.

Из-под таинственной холодной полумаски

Звучал мне голос твой, отрадный, как мечта,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

И создал я тогда в моём воображенье

По лёгким признакам красавицу мою;

И с той поры бесполое виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю .-обращается к Екатерине Сушковой, подходит к ней.

Е.Сушкова(обращаясь к Лермонтову).

Я относилась к влюблённому мальчику немного свысока, но уже тогда пророчила "великого человека",одарённого незаурядным поэтическим талантом.

(Закончив, улыбается, обращаясь к Лермонтову ,отходит в сторону ,читает далее).

Но в душе я хранила строки, обращённые ко мне:

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный - всё бог!

На последних словах - -звучит музыка, Лермонтов предлагает даме руку и уводит её из зала(со сцены).

Выходит 2-ая возлюбленная, представляется:

-Иванова Наталия Фёдоровна.( Слайд №21)

Лермонтов подходит к ней, берёт её за руку, проходит с ней по сцене,"любимая" остаётся в одном конце зала на стуле, а Лермонтов стоит за спиной.

Наталия Иванова.

Мы впервые встретились с Лермонтовым в 1830 году, потом было ещё несколько встреч. Мне льстила любовь юного поэта, мне нравилось, что именно я - адресат его любовных посланий.

(Заканчивая слова, она обмахивается веером, кокетливо посматривая на Лермонтова).


Лермонтов на последних словах Н.Ивановой поворачивается, делает 2 шага по направлению к ней, протягивает руки, читает.

Звучит вальс из "Маскарада", на фоне музыки читает

Лермонтов.

Окончив труд дневных работ,

Я часто о тебе мечтаю,

Бродя вблизи пустынных вод,

Вечерним выстрелам внимаю.

И между тем, как чередой,

Глушит волнами их седыми.

Я плачу, я томим тоской,

Я умереть желаю с ними...

(Закончив, Лермонтов закрывает лицо руками, как бы в отчаянии).

Н.Иванова насмешливо, с гордостью:

Мне, отчасти ,посвятил Лермонтов драму "Маскарад".

После этих слов Иванова одевает маску, Лермонтов приглашает её на вальс, они танцуют, и он уводит её со сцены.

Лермонтов.

Но самым важным было, пожалуй, и глубоким чувство у меня к Варваре Александровне Лопухиной.

Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые чёрные глаза, родинка над бровью...В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость...

Я смотрел на неё, и во мне, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.

Выходит 3-я возлюбленная поэта - Варвара Александровна Лопухина. Она представляется:

-Варвара Александровна Лопухина.(Приседая, кланяется). - Слайд №22

Лермонтов подходит, берёт её под руку, она смотрит на него , улыбаясь, он второй рукой поддерживает её руку. Они обыгрывают влюблённую пару.

Лермонтов отпускает её руку, и они медленно отодвигаются друг от друга.

Звучит вальс"Метель".На фоне этой муз. композиции звучат слова Лермонтова и Вареньки Лопухиной.

Лермонтов(обращаясь к "любимой").

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом, ,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить нам вдвоём!

Варвара Александровна(обращаясь к "любимому")

Так поток весенний отражает

Свод небес далёкий голубой,

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.

Далее читают, постепенно отдаляясь друг от друга.

Лермонтов.

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рождён, чтобы не жить без них.

Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч- путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!

Варвара Александровна.

Люблю тебя нездешней страстью,

Как полюбить не можешь ты,

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты.

Лермонтов и Варвара Лопухина остаются на месте, в это же время звучат слова ведущего(под мелодию вальса).

Ведущий 1.

Их любовь была взаимной. Но Лермонтов уехал в Петербург, прогремел своей историей с Екатериной Сушковой, так и не раскрыв ей сердце. Варваре Александровне показалось, что он её не любит. И она согласилась выйти замуж за Бахметева, человека, которого она никогда не любила и который был старше её на 17 лет.

(После этих слов ведущего Лермонтов и В.Лопухина отворачиваются друг от друга и опускают головы).

Ведущий 2.

Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает.

(Лермонтов и Варенька подходят друг к другу, смотрят друг другу в глаза).

Они долго смотрели в глаза друг другу.

"Я не могу без тебя жить", - говорили её глаза.

"И я без тебя",- читала она в его помрачённом тоской взоре...Они прощались. И чувствовали, что навсегда.

(После этих слов Лермонтов и Варенька подходят ближе друг к другу, берут друг друга за руки и смотрят в глаза, Лермонтов приглашает Вареньку на Вальс, они танцуют и уходят со сцены).

Ведущий 1.

Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова и его последним пристанищем. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех. Но дуэль с сыном французского посла Барантом - и снова ссылка на Кавказ. Но перед отъездом он попал к знаменитой гадалке Киргоф.

(Слайд №23 презентации фрагмент видеофильма - предсказания гадалки).

Ведущий 2.

Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до рокового, страшного дня - 15 июля 1841 года. (Слайд № 24)

IX. Дуэль .Гибель Лермонтова.

Инсценировка гибели Лермонтова.

(Участники: ведущие, Мартынов ,Лермонтов, секунданты).

Ведущий 1( на фоне музыки).

Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла , и все услышали слова "горец с большим кинжалом", сказанные Лермонтовым о своём юнкерском друге Мартынове.

Музыка замолкает.

Ведущий 2.

Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом, в руках держит перчатку, вторая - на руке.

Мартынов.

-Лермонтов, я тобой обижен, моё терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

Лермонтов(смеясь).

-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов ,я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное - промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.

Ведущий 1.

Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.

Мартынов.

-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.

(Бросает в лицо Лермонтова перчатку, разворачивается и уходит).

Ведущий 2.

А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что всё закончится миром.

Ведущий 2.(Слайд № 25 - с фрагментом видеофильма - сцена дуэли, смерть Лермонтова).

Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука. Приближалась гроза, поэтому для поединка полянку выбрали второпях. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на 10 шагах,

дали команду сходиться.

(Выходят секунданты, разыгрывается сцена дуэли).

Лермонтов поднял пистолет и опустил его тут же.

Лермонтов.

Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах...

Ведущий 1.

Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх.(Лермонтов это разыгрывает, обыгрывание выстрела - хлопок).

Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным... Но вдруг раздался оглушительный выстрел...

Лермонтов падает, секунданты замирают. Мартынов стоит с опущенным пистолетом.

Звучит пронзительная молитвенная мелодия.

Выходит девушка - чтец, выполняющая роль судьбы, в белом наряде.

Чтец - молитва.(На фоне мелодии рассказывает стихотворение " Молитва")

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием.

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Тёплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания.

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Девушка-судьба(чтец-молитва)склоняется на колени перед Лермонтовым на последних словах.( Слайд № 26).

Звучит трагическая мелодия(секунданты "уносят" Лермонтова со сцены).

Ведущий 2(на фоне мелодии).

Наконец Михаил Юрьевич Лермонтов получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге. Он и мёртвым ещё почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле.

Ведущий 1.

Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слёз они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все раздала, не в силах видеть вокруг себя что-то напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль.

Ведущий 2.

Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрёл вечный покой.

Ведущий 1.( Слайд № 27).

Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано ушедшего.

Ведущий 2.

Кто-то считал его жестоким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром...Он разный, потому что он гений! А гений остаётся современным во все века.

X. Итог внеклассного мероприятия (вечера, посвящённого творчеству М.Ю.Лермонтова).

Ведущий 1.

Друзья! На этом позвольте проститься с вами и пожелать никогда не прощаться с гениальным творчеством М.Ю.Лермонтова. Многое преходяще, но это, поверьте нам,- вечно. До новых встреч!

Все участники литературного вечера выходят на сцену к зрителям, хором говорят: "Спасибо за внимание!", кланяются.





Литература:

1. Каримова, Р.З. Литературная дуэль / Р.З. Каримова // Читаем, учимся, играем. - 2010. - вып. 7. - С.12-15.

2. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1981

3. Лермонтовский вечер в школе: инсценировки / сост. И вступ. Ст. Р.Л. Красновской; рис. Ю. Смольникова. - М.: Дет. лит., 1987

4. Ломунов, К.Н. М.Ю. Лермонтов: очерки жизни и творчества / К.Н. Ломунов. - М. : Дет. Лит., 1989.

5. Серман, И.З. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. / И.З. Серман. - М. : РГГУ, 2003.

6. Рыжова, С.В. Судьба поэта / С.В. Рыжова, В.А. Рыжов // Читаем, учимся, играем. - 2004. - вып. 7

7. Хаецкая, Е.В. Лермонтов / Е.В. Хаецкая. - М.: Вече, 2011. : ил. - (Великие исторические персоны).

8. Чекалин, С.В. Знакомясь с биографией поэта / С.В. Чекалин. - М. : Знание, 1991

9.Роман М.Ю.Лермонтова"Герой нашего времени".

10.Сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова.

11. Данилова, Н.М. Литературный вечер "Любил и я в былые годы…", посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова. - Режим доступа: Режим доступа: festival.1september.ru/articles/506052/.

12. Дворянские балы XIX века в России. - liveinternet.ru/users/3970050/rubric/1768981/

13. Жукова, О.В., Терещенко, Т.А. Сценарий литературно-музыкальной гостиной, по-священной памяти М.Ю. Лермонтова. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/610576/.

14. Игры в светских гостиных Петербурга в 19 веке. - Режим доступа: elsa555.livejournal.com/106303.html.

15. Лермонтовский альбом: сценарии массовых мероприятий, посвященных 190-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. - google.ru/url?sa

16. «Маскарад»: сценарий по произведениям М.Ю.Лермонтова. - Режим доступа: dramateshka.ru/index.php/literary-scenarios/5833-lmaskaradr-scenariyj-po-proizvedeniyam-myulermontova#ixzz2dKkkmAg.I

17. На балу у Лермонтова. - Режим доступа: rusarhiiv.pohjarannik.ee/article.php?sid=7606

18. Отражение бала. - Режим доступа: olddance.ru/book/export/html/4.

19. Творческий и жизненный путь Лермонтова Михаила Юрьевича. - Режим доступа: lit-helper.ru/p_Tvorcheskii_i_jiznennii_put-_Lermontova_Mihaila_Yur-evicha

20. lermontov.niv.ru/lermontov/zhivopis-i-grafika/pictures.htm; lermontov.sch1262.ru/75.html.

youtube.com/watch?v=dOuElcIuNbE.

21. Хаецкая, Е.В. Лермонтов / Е.В. Хаецкая. - М. : Вече, 2011. - 480 с. : ил. - (Великие исторические персоны).

22. Чекалин, С.В. Знакомясь с биографией поэта / С.В. Чекалин. - М. : Знание, 1991.

23. lermontov.niv.ru/lermontov/bio/hudozhnik.htm

lermontov.sch1262.ru/71.html

club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp126/rabot/40/7.html

Музыкальное сопровождение:

1.Song from a Secret Garde (к слайдам №1 - 2).

2.Вальс из к/ф"Мой ласковый и нежный зверь"(минусовка).

3.Вальс (Маскарад) Хачатурян.

4.Вальс "Голубой Дунай"Штрауса

5.River Flows ln You Yiruma(фон для стихотворения" По небу полуночи ангел летел...")

6.Я к Вам пишу(Золотая речка) - Микаэл Таривердиев(песни из знаменитых к/ф)

7.Тема Барона( Тот самый Мюнхаузен)-Алексея Рыбникова - музыка кино - диск 1(сцена свидания Лермонтова и Вареньки Лопухиной).

8.Вальс(Метель) Свиридова.

9.Реквием - Моцарт-Лакримдт.

10.Si Deus Me Relinguit (Maria Sokolova).

11.Аве Мария Шуберта.

Видеоотрывки из художественного фильма:

Лермонтов(1986) Мосфильм. Видео(МР4).

youtube.com/watch?v=caYecHOMcak



© 2010-2022