Дидактический материал

Данная система заданий по русскому языку представляет собой разновидность  раздаточного иллюстративного материала для работы на уроках русского языка  в   6 классе  по темам: «Словообразование и орфография»,  «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», « Лексики. Культура речи».     Даная система заданий по формированию оперативных видов ревой деятельности может выполнять разнообразные функции  в учебном процессе: обучающую (совершенствование определенных языковых умений и навыков); воспитательную (эстетическое воспитание, приобщение к культуре  работы с информацией); познавательную (расширение кругозора за счет содержащейся в иллюстративном материале разнообразной информации);  контролирующую и диагностическую  (контроль усвоения знаний и выработки умений и навыков, ан...       В связи с этим многообразны и формы использования   заданий – карточек на уроке русского  языка. Они позволяют закреплять, повторять и систематизировать полученные знания, развивать умения по их использованию в практической деятельности; организовывать разные виды контроля на уроках русского языка и даже нестандартно формулировать домашнее задание. В зависимости от типа урока, его целей учитель может выбрать наиболее целесообразные способы использования заданий на разных этапах урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



« Система заданий с иллюстративным материалом как одна из разновидностей формирования оперативных видов речевой деятельности (говорение, письмо)

на уроках русского языка в 6 классе»





Автор - Сулицая Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МДидактический материалБОУ СОШ № 16

городского округа - город Камышин













Методические рекомендации.

Данная система заданий по русскому языку представляет собой разновидность раздаточного иллюстративного материала для работы на уроках русского языка в 6 классе по темам: «Словообразование и орфография», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», « Лексики. Культура речи».

Современная система школьного образования нацелена на реализацию личностно-ориентированного обучения, на создание условий для свободного проявления творческой активности учащегося. Поэтому, я считаю, что наиболее востребованными сегодня являются те дидактические средства, которые предусматривают совместную творческую деятельность учащегося и учителя и обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса. Такой подход способствует всестороннему развитию способностей учащегося, в том числе речемыслительных.

Безусловно, индивидуализация обучения важна для каждого учебного предмета, но для родного языка она особенно актуальна, так как индивидуальным является сам объект усвоения - речь человека. Как способ выражения и формулирования мысли речь индивидуальна и в содержательно - смысловом плане. Каждый человек выражает в речи самого себя. Это нужно учитывать при отборе эффективных средств обучения, которые, не подменяя учебник, давали бы возможность максимально учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Данный раздаточный иллюстративный материал как очень простое и гибкое в употреблении средство помогает реализации этих задач.

Система заданий с иллюстрациями позволяет также формировать такие оперативные виды речевой деятельности, как говорение и письмо. Подобранный материал помогает на уроках русского языка формировать систему общеучебных умений: коммуникативных (владении всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменно речи, использование языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения), интеллектуальных ( сравнение и сопоставление, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, оценивание и классификация), информационных (извлечение информации из различных источников, работа с текстом), организационных ( формулирование цели деятельности, планирование ее, самоконтроль, самооценка, самокоррекция).

Предлагаемая система заданий с иллюстрациями - не совсем обычный дидактический материал, они редко используются при обучении русскому языку в школе. Как правило, на данном этапе обучения наглядность сводится к применению схем, таблиц, которые предъявляют теоретический материал в структурированном виде, что облегчает учащимся восприятие и понимание сути изучаемых языковых явлений. При этом, я думаю, явно недооцениваются рисунки, фотографии, фотоколлаж, сюжетнее картинки и др. Данная система заданий расширяет возможности при употреблении современных средств наглядности.

Современный процесс обучения русскому языку предполагает системно- деятельностный подход: отработку умений и навыков, связанных с поведением разных видов языкового анализа, совершенствование речетворческих способностей, развитие воображения и коммуникативных навыков в процессе учебной деятельности. Данная система заданий с иллюстрациями как раз и способствует реализации на практике такого подхода.

Расширяя информационно- коммуникативное пространство при обучении родному языку, данный материал активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельную работу, а учителю дает возможность реализовать на практике индивидуальный подход, организовать разные виды контроля. Чередовать виды учебной деятельности (коллективная, индивидуальная, устная, письменная), воспитывать культуру общения.

Даная система заданий по формированию оперативных видов ревой деятельности может выполнять разнообразные функции в учебном процессе: обучающую (совершенствование определенных языковых умений и навыков); воспитательную (эстетическое воспитание, приобщение к культуре работы с информацией); познавательную (расширение кругозора за счет содержащейся в иллюстративном материале разнообразной информации); контролирующую и диагностическую (контроль усвоения знаний и выработки умений и навыков, анализ допущенных ошибок и организационные выводы).

В связи с этим многообразны и формы использования заданий - карточек на уроке русского языка. Они позволяют закреплять, повторять и систематизировать полученные знания, развивать умения по их использованию в практической деятельности; организовывать разные виды контроля на уроках русского языка и даже нестандартно формулировать домашнее задание. В зависимости от типа урока, его целей учитель может выбрать наиболее целесообразные способы использования заданий на разных этапах урока.

Карточки - задания составлены по следующим темам:

1. «Словообразование и орфография» - 9 карточек

2. «Имя существительное» - 4 карточки

3. «Глагол» - 4 карточки

4. «Имя прилагательное» - 2 карточки

5. « Лексики. Культура речи» - 2 карточки



Задания по теме: «Словообразование и орфография»

Карточка № 1

Тема: «Однокоренные слова»

Формирование и проверка умений

- учитывая лексическое значение, различать слова с омонимичными корнями;

- подбирать однокоренные слова с учетом их лексического значения;

-Дидактический материалопределять способ образования слов.

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материал



Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунки и на их основе объясните различие в значении слов: проводник - подводник, паводок - поводок, подвода - водоем. Являются ли они однокоренными? Одинаков ли способ образования слов в каждой пары? Ответы аргументируйте.

  2. Запишите указанные слова, распределяя их по группам однокоренных слов. Каждую группу дополните тремя примерами. К какой группе вы отнесете слово водопроводчик?

Комментарии.

Омонимы( гр. Homos»одинаковый2 + onuma «имя»)- слова, имеющие одинаковое звучание, нависание, но различное значение: коса (орудие для косьбы) и коса (из волос). Омонимичными могут быть не только слова, но и морфемы. В русском языке немало корней -омонимов: летоисчисление - летательный, целовать - исцеление, жесты - жестянка и т.п. На рисунках данной карточки обыгрывается лексическое значение пар слов с корнями - омонимами - вод- (водный) и -вод- (водитель); проводник, поводок - подводник, паводок. Слово водопроводчик одновременно относится и к той и к другой группе однокоренных слов.

Приведем небольшой перечень слов, в которых есть корни-омонимы.

Затопить (печь) - утопить в (воде), жестикулировать - жестяной, графика - графиня - графин, летопись - по-летнему - летательный, лечь ( на землю) -лечебный, горевать - горный - пригоревший, пылесос - пылающий и др.

Способы словообразования указанных слов:

Проводник - проводить ( суффиксальный)

Подводник - вода (приставочно-суффиксальный)

Паводок - вода (приставочно-суффиксальный)

Поводок - водить (приставочно-суффиксальный)

Карточка № 2

Тема: «Чередующиеся корни»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с корнем -гор- -гар-;

-сопоставлять правописание слов с чередующимися гласными в корне;

-характеризуя речевую ситуацию, показанную на рисунке, употреблять указанный орфографический материал;

-графически объяснять правильный выбор написания.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал



Дидактический материалДидактический материал



Вопросы задания

На основе рисунка составьте и запишите предложения, употребляя слова с корнем -гор- и - гар- графически объясните правописание этих слов.

Комментарии.

На основе данного рисунка можно употреблять следующие слова корнем -гор-, гар-: пригореть, подгореть, подгорелый, горелый, горела, пригар, пригарь, сгореть др.

Карточка № 3

Тема: «Чередующиеся корни»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с корнем -гор- -гар-;

-сопоставлять правописание слов с чередующимися гласными в корне;

-характеризуя речевую ситуацию, показанную на рисунке, употреблять указанный орфографический материал;

-графически объяснять правильный выбор написания.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материал

Дидактический материал

Вопросы задания

На основе рисунка составьте и запишите предложения, употребляя слова с корнем -гор- и - гар- графически объясните правописание этих слов.

Комментарии.

На основе данного рисунка можно употреблять следующие слова корнем -гор-, гар-: загореть, загорать, загар, загоревший, обгоревший, обгореть и др.



Карточка № 4

Тема: «Чередующиеся корни»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с корнем -зор- -зар-;

-сопоставлять правописание слов с чередующимися гласными в корне;

-характеризуя речевую ситуацию, показанную на рисунке, употреблять указанный орфографический материал;

-графически объяснять правильный выбор написания.

Дидактический материалДидактический материал





Вопросы задания

На основе рисунка составьте и запишите предложения, употребляя слова с корнем -зор- и - зар- графически объясните правописание этих слов.

Комментарии.

На основе данного рисунка можно употреблять следующие слова корнем -зор-, зар-: зорька, заря, зоревать, зарница и др.

Карточка № 5

Тема: «Правописание приставок при- и пре

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с приставками при- и пре-;

-сопоставлять правописание слов с приставками при- и пре-, учитывая значение этих морфем;

-характеризуя речевую ситуацию, показанную на рисунке, употреблять указанный орфографический материал;

-графически объяснять правильный выбор написания;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материал



Вопросы задания

  1. Придумайте и запишите название рисунка.

  2. К даным словам подберите однокоренные с приставками при- и пре- или пред-. Выберите из этого списка слова к рисунку и объясните их правописание. Придумайте словосочетания с ними.

Клеить, готовить, готовить, лепить, крепкий, коснуться, думать, сесть, гнуться, увлечь, праздник, излагать.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова с приставками при-, пре-, пред-: прикрепить, приклеить., прилепить, прикоснуться, приготовить, придумать, присесть, пригнуться, привлеченный, предпраздничный, предлагать и др.

Карточка № 6

Тема: «Правописание приставок при- и пре

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с приставками при- и пре-;

-сопоставлять правописание слов с приставками при- и пре-, учитывая значение этих морфем;

-характеризуя речевую ситуацию, показанную на рисунке, употреблять указанный орфографический материал;

-графически объяснять правильный выбор написания;

-Дидактический материалДидактический материалпредлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке.





Вопросы задания

  1. Придумайте и запишите название рисунка.

  2. К словам первой группы подберите однокоренные с приставами при- и пре- или пред-. В словах второй группы вставьте пропущенные буквы и или е. Затем со словами первой и второй группы составьте по рисунку словосочетания и запишите их.

  1. Тормозить, близкий, смотреть, гнуться, вокзальный, ехать, бывать ходить.

  2. Пр…ветсвовать, пр..бытие, пр…езд,пр…дстоящий, пр…дыдуий, пр…дупреждающий, пр…обладать, пр…шедший.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова с приставками при- и пре-, пред-: притормаживать, приближаться, присматриваться, пригнувшись, приветствовать, привокзальный, приезжать, приезд, приезжающий, прибытие, прибывать, предстоящий, предыдущий, преобладать, приходящий, пришедший и др.

Карточка № 7

Тема: «Правописание приставок при- и пре

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с приставками при- и пре-;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-сопоставлять правописание слов с приставками при- и пре-, учитывая значение этих морфем;

-создавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу;

-Дидактический материалДидактический материалсопоставлять буквенный и звуковой состав слова.

Дидактический материалДидактический материал





Вопросы задания

  1. Придумайте и запишите название рисунка.

  2. Объясните лексическое значение слова пр…пятсвие, подобрав синонимы и вспомнив значение приставки пре-. С каждым синонимом составьте и запишите предложения. С помощью фонетической транскрипции покажите, какие звуки предают выделенные буквы в слове пр…пяТСТВие.

  3. Опишите рисунок, используя слова с приставками пре-, при-. Объясните правописание этих приставок. Запишите свой небольшой рассказ.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова с приставками при- и пре-: прикасаться, преграда, препятствие, преодолевать, приближаться, пригнувшись, прибежать и др.

Карточка № 8

Тема: «Правописание приставок при- и пре

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с приставками при- и пре-;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-сопоставлять правописание слов с приставками при- и пре-, учитывая значение этих морфем;

-создавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу;

-сопоставлять буквенный и звуковой состав слова.

Дидактический материал

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материал





Вопросы задания

  1. Придумайте и запишите названия к рисункам. Письменно перечислите имена прилагательные, с помощью которых можно описать выражения лиц поваров.

  2. Сочините текст на основе рисунка, используя как можно больше слов с приставками при-, пре-, пред-.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова с приставками при- и пре-: превкусная, приготовить, предвкушение, пригнувшись, приподняв, превосходить, предобеденный, предполагать, преисполненный, присолить и др.

Карточка № 9

Тема: «Правописание приставок при- и пре

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило написания слов с приставками при- и пре-;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-сопоставлять правописание слов с приставками при- и пре-, учитывая значение этих морфем;

-создавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу.

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материал

Дидактический материалДидактический материал





Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунок, придумайте им общее название.

  2. Сочините текст к рисункам, используя как можно больше слов с приставками при-, пре-, пред-.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова с приставками при- и пре-, пред-: причудливый, пренебрегать, превосходство, предвкушать, пригнувшись, приподняв и др.

Задания по теме: «Имя существительное»

Карточка № 1

Тема: «Правописание суффиксов -ок- и -ек- после шипящих»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило правописания суффиксов -ок- и -ек- после шипящих;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-сопоставлять правописание слов с суффиксами -ок- и -ек- после шипящих;

-Дидактический материалсоздавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу.

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материал



Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунок и придумайте для него общее название.

  2. Опишите рисунок, используя как можно больше слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом -ок- или -ек- после шипящих. Объясните написание этих морфем.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие существительные с суффиксами -ок- или -ек- после шипящих: каблучок, ремешок, башмачок, фартучек, колпачок, кармашек, сапожок, воротничок, пиджачок, платочек, подарочек, носочек и др.

Карточка № 2

Тема: «Правописание не с именами существительными и прилагательными»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило о слитном и раздельном написании не с именами существительными и прилагательными;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-создавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу.

Дидактический материал

Дидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал

Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунки. Что, по-вашему, случилось с ребенком? О чем говорят глаза, поза? Придумайте и запишите название для рисунка.

  2. Опишите детей, используя как можно больше существительных и прилагательных с приставкой не- или частицей не. Графически объясните слитное и раздельное написание не.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова: (не)доверчивый, (не)довольный, (не)веселый. (не)подвижный, (не)доразумение, (не)исправимый, (не)ловкость, (не)поседа, (не)послушный, (не)сговорчивый, (не)счастный, (не)угомонный и др.

Карточка № 3

Тема: «Правописание о (е) после шипящих в суффиксах имен существительных»

Формирование и проверка умений

-образовывать слова по заданной словообразовательной модели;

-определять значение словообразующих морфем;

- правильно писать букву о или е после шипящих и ц в суффиксах имен существительных;

-Дидактический материалсоставлять словосочетания по заданной схеме.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материал

Вопросы задания

  1. НДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материала основе рисунка образуйте и запишите имена существительные с суффиксом -онок- (-енок-). Какое значение придает эта морфема словам?

ОДидактический материалбразец записи: тигр+ -енок- = тигренок

  1. Дополните список слов с суффиксом -онок- (-енок-). Объяснимте правописание о или е после шипящих.

  2. СДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал каждым из слов составьте и запишите словосочетания

Прил. + сущ.

Комментарии.

Учащиеся должны записать слова: зайчонок, мышонок, лягушонок, медвежонок, лисенок. По данной словообразовательной модели образованы также слова: волчонок, тигренок, козленок, поросенок, крольчонок, верблюжонок и др.

Значение суффикса -онок- (-енок-): выделяются в существительных, обозначающих детей и детенышей животных и имеющих уменьшительно-ласкательное значение.

Карточка № 4

Тема: « Имена существительные общего рода»

Формирование и проверка умений

-опознавать группу имен существительных общего рода;

-объяснять грамматическую специфику существительных общего рода;

-Дидактический материал правильно употреблять в речи существительные общего рода.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материал

Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунки и запишите существительные общего рода, которыми можно назвать изображенные пары. Составьте и запишите по два предложения с каждым из слов, используя их сначала для характеристики лиц мужского пола, а затем - лиц женского пола.

  2. Дополните список имен существительных общего рода.

КДидактический материаломментарии.

На рисунке изображены пары девочка + мальчик, о которых можно сказать одним словом общего рода: неряха (грязнуля), кривляка (воображуля), плакса (рева).

К существительным общего рода относятся существительные с окончаниями -а (-я): брюзга, вредина, зевака, недоучка, зубрила, привереда, плакса и др.

Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным: Этот простофиля способен перевернуть все на свете (о мужчине); Эта соня спит целыми днями (о женщине).

Имена существительные общего рода - эмоционально окрашенные слова с ярко выраженным оценочным значением. Они употребляются, главным образом, в разговорной речи, поэтому не характерны для научного и официально-делового стилей речи. Кроме подобных слов, к существительным общего рода могут быть отнесены:1) неизменяемые фамилии: Макарченко, Малых, Дефьев и т. п. 2) разговорные формы некоторых имен собственных: Саша, Валя, Женя.

Задания по теме: «Глагол»

Карточка № 1

Тема: «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило правописания суффиксов -ова- (-ева-), - ыва- (-ива-) в глаголах;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-Дидактический материалсоздавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу.

Дидактический материалДидактический материал





Дидактический материалДидактический материал









Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунки и придумайте название вашего рассказа.

  2. Опишите действия людей, используя как можно больше глаголов с суффиксами -ова- (-ева-), - ыва- (-ива-). Графически объясните написание этих слов.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие глаголы и глагольные формы с суффиксами -ова- (-ева-), - ыва- (-ива-): разглаживать, расчесывать, укладывать, рассматривать, отутюживать, проглаживать, примеривать, надевать, подвязывать, зашнуровывать, застегиваться, любоваться, радоваться, разглядывать и др.

Карточка № 2

Тема: «Правописание гласных в суффиксах глаголов»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило правописания суффиксов -ова- (-ева-), - ыва- (-ива-) в глаголах;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-создавать связное высказывание на основе рисунка и с использованием слов, соответствующих указанному орфографическому правилу.

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал

Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунки и придумайте им название.

  2. Составьте и запишите предложения по рисункам, используя как можно больше глаголов с суффиксами -ова- (-ева-), - ыва- (-ива-).

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие глаголы и глагольные формы с суффиксами -ова- (-ева-), - ыва- (-ива-): разворачивать, радоваться, разбаловаться, отскакивать, подпрыгивать, подшучивать, передразнивать. успокаивать, разглядывать, придерживать и др.

Карточка № 3

Тема: «Условное наклонение глагола»

Формирование и проверка умений

-изучив рисунок, отражать его основное содержание в названии;

-правильно образовывать и употреблять формы условного наклонения глагола;

-проводить морфемно - грамматический разбор глаголов в форме условного наклонения;

-Дидактический материалДидактический материалпередавать содержание рисунка, употребляя в речи заданную морфологическую категорию.

Дидактический материал

Дидактический материал

Дидактический материалДидактический материал



Вопросы задания

  1. О чем мечтает мальчик? Рассмотрите рисунок и придумайте название каждой его мечте. Запишите эти названия.

  2. На основе рисунка составьте и запишите предложения, включив в них глаголы условного наклонения (разберите эти глаголы по составу).

  3. Почему глаголы условного наклонения не изменяются по временам? Дайте письменное объяснение.

Комментарии.

Глаголы условного наклонения не изменяются по временам, потому что действие на самом деле не происходит ни в каком времени.

Карточка № 4

Тема: «Условное наклонение глагола»

Формирование и проверка умений

-строить устное (письменное) высказывание на лингвистическую тему (объясните лексическое значение слова -термина);

-правильно образовывать и употреблять формы повелительного наклонения глагола;

-проводить морфемно - грамматический разбор глаголов в форме повелительного наклонения;

-Дидактический материалпередавать содержание условного знака, употребляя в речи заданную морфологическую категорию - глаголы повелительного наклонения.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал



Вопросы задания

  1. Рассмотрите знаки. Почему они называются запрещающими? Дайте письменное объяснение.

  2. На основе каждого из знаков составьте и запишите предложения, используя в них глаголы повелительного наклонения. Разберите по составу эти глаголы.

Комментарии.

Значение запрещающих знаков:

-Запрещается курить (не курите).

-Запрещается разбрызгивать воду (не разбрызгивайте воду).

-Запрещается прикасаться ( не прикасайся).

-Запрещается использовать в качестве питьевой воды (не используйте воду для питья, не пейте эту воду).

-Запрещается загромождать проходы или складировать (не загромождайте проходы, не складируйте товары).

-Запрещается пользоваться мобильными телефонами или переносной рацией (не пользуйтесь мобильными телефонами или мобильной рацией, выключите мобильные телефоны или переносную рацию).

Задания по теме: «Имя прилагательное»

Карточка № 1

Тема: «Слитное и дефисное написание сложных имен прилагательных»

Формирование и проверка умений

-употреблять орфографическое правило о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-Дидактический материалнаходить слова, с помощью которых можно точно описать цветы и их оттенки.

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал



Вопросы задания

Рассмотрите фотографии. С помощью каких сложных прилагательных можно описать разнообразие цвета и оттенков данных растений? Запишите как можно больше таких прилагательных, объясняя их написание.

Комментарии.

На основе рисунка можно употребить следующие слова, соответствующие следующим моделям бледно-…, ярко-…, густо-…,…-зеленый, светло-…, изжелта-…. и др.

Карточка № 2

Тема: «Разряды имен прилагательных»

Формирование и проверка умений

-находить прилагательные для обозначения того, что изображено на фотографии;

-предлагать название для фотографий, которое точно и выразительно обозначало бы то, что на ней изображено;

-правильно и уместно использовать в речи прилагательные разных разрядов;

-различать имена прилагательные разных разрядов;

-Дидактический материалопределять принадлежность имени прилагательного тому или иному разряду.

Дидактический материалДидактический материал

Дидактический материал

Вопросы задания

  1. Рассмотрите фотографии, придумайте и запишите название для каждой из них.

  2. К каждой фотографии подберите и запишите имена прилагательные, распределяя их по трем группам: 1) качественные, 2) относительные, 3) притяжательные.

Задания по теме: «Лексика. Культура речи»

Карточка № 1

Тема: «Омонимы»

Формирование и проверка умений

-правильно употреблять строчные и прописные буквы в словах - омофонах типа Рома - роман;

-предлагать названия, точно и выразительно обозначая то, что изображено на рисунке;

-подбирать языковой материал, иллюстрирующий данное орфографическое правило.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материалДидактический материал

Вопросы задания

  1. Докажите, что подписи под рисунками двусмысленны. Придумайте предложения, в которых указанные слова имели бы разное написание.

  2. Приведите примеры подобных пар слов, которые в зависимости от значения пишутся с прописной или строчной буквы.

Комментарии.

На рисунках обыгрываются слова Роза-роза, Роман-роман, Полька- полька. Подобные пары слов: Орел - орел, Десна- десна, Василек- василек, Петрушка - петрушка, Сережка - сережка и др.



Карточка № 2

Тема: « Прямое и переносное значение слова»

Формирование и проверка умений

- учитывать многозначность слова при употреблении его в речи;

-пользоваться толковым словарем при определении значений слова ;

-составлять предложения с указанным словом, учитывая его разные значения;

-по картинке определять, какие значения многозначного слова в ней переданы.

Дидактический материалДидактический материалДидактический материал

Дидактический материалДидактический материал



Вопросы задания

  1. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идти употреблялся бы в разных значениях.

Комментарии.

То, что изображено на рисунке, можно описать словами: идет человек, идет поезд, идет дым из трубы, идет учиться и т. д.

Работая с карточкой, нужно иметь виду следующие значения слова идти.

  1. ИДТИ. 1. Передвигаться, перемещаться в пространстве. Человек идет. 2. Направляться, отправляться куда-либо с какой-либо целью. Идти гулять. 3. Перен. Приступить к какой-либо службе, деятельности. Идти учиться. 4. Распространяться, исходить, источаться. Дым идет из трубы. 5. Приближаться, появляться. Поезд идет. 6. Разг. Находить сбыт, быть покупаемым. Торговля идет хорошо. 7. Разг. Поступать, выдаваться (обычно регулярно, постоянно). 8. Простираться. Пролегать, иметь то или иное направление. Идут рядами вековые деревья.9. находиться в действии ( о механизме, машинах…) Часы идут точно. 10. Лить, падать (об осадках). Идет снег. 11. Протекать, проходить. День и ночь проходят медленно. 12. Длиться, продолжаться. Идет две тысячи двенадцатый год.13. Происходить, совершаться. Идет экзамен. 14. Подходить, соответствовать, быть к лицу. Ей идет это платье.



Список литературы

  1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка Издательство: Русский язык, 1976 г.

  2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Русский язык 6 класс.-М.: Просвещение, 2010

  3. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.- 2000. - № 6. -С. 130-131.

  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1981.

  5. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. - 2000, №4. - С.10-18.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: Проект. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.

  7. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990.-494 с.

  8. Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М. Т. Баранова и др. / авт.-сост. С. С. Колчанова. - Волгоград: Учитель, 2009.

  9. Русский язык. 5-6 классы: поурочные планы по учебникам М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. Компакт-диск для компьютера

  10. . Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011

  11. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. - 2000. - № 8. - С. 77-87.

  12. И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.

Интернет - ресурсы:

Справочные, научные материалы:

  1. ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

  2. etymolog.ruslang.ru/- Этимология и история русского языка

  3. mapryal.org/ - МАПРЯЛ - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

Федеральный портал «Российское образование»:

  1. edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/ - Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:

  1. window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ - Ресурсы по русскому языку

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):



© 2010-2022