• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конференция Транслирование педагогичского опыта Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы как методики по развитию творческих способностей школьников в условиях внедрения ФГОС

Конференция Транслирование педагогичского опыта Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы как методики по развитию творческих способностей школьников в условиях внедрения ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы как методики по развитию творческих способностей школьников в условиях внедрения ФГОС.
Кичеева Елена Владимировна учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Бортсурманская общеобразовательная школа

В связи с реформированием системы школьного образования задачей внедрения новых образовательных стандартов является переход от школы «информационной» к школе «деятельной», следовательно, одним из современных методов, позволяющих учителю проводить целенаправленную работу по развитию творческих способностей школьников, является метод проектной деятельности, в полной мере соответствующий целям, заданным ФГОС.
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Развитие творческих способностей детей достаточно длительный и трудоемкий процесс. Школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Работа с одаренными детьми направлена на углубление, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Традиционная форма классно-урочной работы не в состоянии решить ее целиком, следовательно, значительную роль в решении данной проблемы при преподавании русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС играет метод проектной деятельности.
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, соответствует целям, поставленным новыми стандартами: повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется при помощи различных форм работы: активно используется форма беседы, дискуссии, организация "круглого стола", консультация, семинар, лабораторная и групповая работа, ролевые игры; основополагающим аспектом проектной деятельности школьников на уроках является самостоятельная работа детей, в основе которой лежит совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить поставленную проблему с обязательной презентацией конечного результата.

Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной деятельности, однако, часто возникает проблема отсутствия читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения информации. Интересная работа в группах позволяет ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, и, конечно же, дает возможности для реализации творческого потенциала школьников.
Обращаясь непосредственно к организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС, в первую очередь следует обратить внимание на технологию проектного обучения на уроках, как основополагающего метода работы, позволяющего развивать творческие способности участников образовательного процесса.

Первая задача, стоящая перед нами, - определение темы проекта, при выборе которой мы должны ориентироваться на ее актуальность и предполагаемую значимость результатов исследования, не забывая при этом о том, что работа над проектом является творческим процессом, позволяющим ребятам раскрыть свой потенциал, выразить свое «я». Так же учитываем способность обучающихся работать в группе, то есть взять на себя ответственность не только за себя, но и за других. Именно эти критерии являются формирующей основой для развития компетенций нового государственного стандарта образования: социализации и воспитания личности.
К тому же, выбранная нами тема, должна быть представлена в школьном курсе односторонне, давать только общие представления о каком-то явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике.
Что же может стать содержанием исследования по литературе?
Мы можем сопоставить творчество различных писателей, дать анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучить новаторство и традиции в художественном произведении, рассмотреть связь исторических событий с их литературным отображением, эволюцию художественного метода, поиски в области формы и прочее.
Одной из современных методик преподавания литературы, дающей широкие возможности развития творческого потенциала ребят, является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети интернет и новейших информационных технологий.
Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, следовательно, обучающиеся воспринимают язык как явление застывшее, закрепленное в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется так же тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват.
Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.
Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, может быть использование проектной методики в канве урока, что позволит увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе, а так же дает возможность сделать работу с одаренными детьми более эффективной, давая при этом возможность, используя классическую урочную систему, повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, акцентируя внимание на развитии творческих способностей личности. К тому же, проектная работа позволяет реализовать межпредметные связи в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, являющиеся целью школьного образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.

На мой взгляд, применение метода проектной деятельности на уроках русского языка и литературы при обобщении, повторении и закреплении учебного материала, позволяет вырабатывать навыки и умения его практического применения, и, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных методик при работе с одаренными детьми, позволяя в полной мере развивать и реализовывать творческий потенциал обучающихся. При этом достигается главная цель образовательного процесса: ориентация школьников на результат работы, что в свою очередь способствует развитию ЗУН, которыми должен обладать ученик по новым стандартам образования.


© 2010-2022