Урок литературы на тему «Духовное взросление героя в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе на тему


«Духовное взросление героя в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель:

  • Помочь учащимся определить необходимые условия духовно - нравственного развития

  • формировать этические ценности: духовной стойкости, порядочности, совестливости

  • способствовать формированию исследовательской культуры личности

  • развивать речевую культуру учащихся

Форма: Урок - размышление на основе исследования

Ход урока

I Подготовка к восприятию темы через обращение к личному опыту учащихся

?? Скажите, ребята, взрослеть легко? Всегда ли вас понимают взрослые, а вы их? (ответы учащихся)

Взросление - процесс непростой. Можно развиваться физически, а в плане духовного развития стоять на месте.

?? А как вы понимаете слова «духовное взросление»? (это приобретение определённых духовно - нравственных внутренних качеств)

Назовите те, какие вы считаете важнейшими

(После ответов - слайд или файл на доске :


  • доброта

  • порядочность

  • ответственность

  • прощение

  • великодушие

Как развить в себе эти качества? Конечно, важную роль здесь сыграют взрослые близкие люди. Но есть ещё один умный учитель - книга. Вдумчивое чтение поможет ответить на вопрос: чему следует учиться в период духовного развития. Запишите тему урока.

II Работа по теме урока


  1. Беседа - размышление, определение цели урока

?? Всех ли взрослых героев рассказа можно назвать духовно зрелыми людьми? Дайте аргументированный ответ.

?? Какой вывод можно сделать исходя из темы урока?

(Зрелый возраст - не показатель духовной зрелости)

?? Когда нужно начинать работу над своим духовным совершенствованием?

(Никогда не поздно, но подростковый период самый оптимальный)

?? Попробуйте определить цель нашего урока

(Проникнув в сложный внутренний мир героя рассказа, понять, какие этические ценности необходимо приобрести уже в детстве.)


  1. Исследовательская групповая работа

Группа 1

Перечитайте эпизод на странице 176 - 177 со слов «Вскоре братья Левонтьевы…» до слов «Ладно». Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте

(Возможный вариант: «Слабо?»)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Какие риторические фигуры и с какой целью использовал автор в отрывке?

4.Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации? (духовная стойкость)

Группа II

Перечитайте эпизод на странице 178 - 180 со слов «Тихо…» до слов «про всё, про всё»

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте (Возможный вариант:»Обман»: герой, обманув бабушку, испытывает угрызения совести)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Найдите на стр. 179 и до конца странице просторечные слова. С какой целью употребляет их автор.

4 Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

(Нужно учиться вовремя признавать свои ошибки, быть к себе требовательным)

Группа III

Перечитайте эпизод на странице 185 - 186 со слов «Я зарылся в половик…» до конца стр. 186

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте(«Раскаяние»)


  1. Приведите примеры различных способов выражения внутреннего состояния героя

  • через описание окружающей среды (стр. 185 1 - 6 абзацы)

  • с помощью олицетворения

  • с помощью фразеологического оборота

4. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести? (искренним раскаянием и готовностью покаяться)

3.Коллективная работа над эпизодом (стр. 182 - 183)

Работа ведётся перед ответом 3 группы

  1. Прочитайте отрывок, озаглавьте его («Жалость к самому себе»)

  2. Почему герой начинает жалеть себя? Чем опасна эта жалость?

IIIОбобщение выводов ( по мере ответов демонстрация слайдов (файлов)

Нравственные устои личности

  • Духовная стойкость

  • Своевременное признание ошибок

  • Требовательность к себе

  • Искреннее раскаяние, покаяние

IY Рефлексия

Полезным ли стал этот урок для тебя?

Y Дом. задание «Нравственные уроки рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Приложение

Групповые задания

Группа 1

Перечитайте эпизод на странице 176 - 177 со слов «Вскоре братья Левонтьевы…» до слов «Ладно». Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте

(Возможный вариант: «Слабо?»)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Какие риторические фигуры и с какой целью использовал автор в отрывке?

4.Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации? (духовная стойкость)

Группа II

Перечитайте эпизод на странице 178 - 180 со слов «Тихо…» до слов «про всё, про всё»

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте (Возможный вариант:»Обман»: герой, обманув бабушку, испытывает угрызения совести)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Найдите на стр. 179 и до конца странице просторечные слова. С какой целью употребляет их автор.

4 Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

(Нужно учиться вовремя признавать свои ошибки, быть к себе требовательным)



Группа III

Перечитайте эпизод на странице 185 - 186 со слов «Я зарылся в половик…» до конца стр. 186

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте(«Раскаяние»)


  1. Приведите примеры различных способов выражения внутреннего состояния героя

  • через описание окружающей среды (стр. 185 1 - 6 абзацы)

  • с помощью олицетворения

  • с помощью фразеологического оборота

4. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести? (искренним раскаянием и готовностью покаяться)


© 2010-2022