- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку Буквы З и С на конце приставок (5 класс, ФГОС)
Конспект урока по русскому языку Буквы З и С на конце приставок (5 класс, ФГОС)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ключко Н.М. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
составила
Ключко Наталия Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №13 города Армавира Краснодарского края,
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. - М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи. Буквы з и с на конце приставок.
Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок»
Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о правописании приставок на з, с.
Планируемые результаты:
предметные: закрепление знаний о правописании приставок на з, с; закрепление умения правильного выбора букв з, с на конце приставок; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи средств художественной выразительности; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, учебник.
Литература:
-
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
-
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 1997
Ресурсы сети Интернет:
-
Сайт фестиваля педагогических идей (festival.1september.ru)
-
Русский урок (rusurok.ru/index.php)
-
Сообщество взаимопомощи учителей (pedsovet.su)
Ход урока
Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала урока
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
Учитель:
-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Мотивация к учебной деятельности
личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебная ситуация
«Посещение художественной галереи»
Делают вывод о том, что слово позволяет наиболее полно передать мысль.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Определение темы.
Слово учителя:
-Ребята, сегодня приглашаю вас посетить картинную галерею и познакомиться с полотнами великих русских художников. Перед вами картина знаменитого мариниста И.К.Айвазовского «Приближение бури». (Слайд 1) Что вы видите на ней?
1. Работа с текстом.
А теперь послушайте стихотворение К.Д.Бальмонта (Слайд 2)
Ветер. Взморье. Вздохи ветра,
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Понимание текста.
- Какая картина предстает перед глазами после прочтения стихотворения? (Короткими мазками рисуется целая картина вечернего морского пейзажа. И за словами следуют звуки, пережитые эмоции)
-Удается ли нам услышать звуки приближающейся бури, плеск волн?
Поэт использует звукопись (аллитерацию и ассонанс), чтобы усилить выразительность речи.
Значение какого слова вам непонятно? (Чёлн - лодочка - однодеревка. Словарь В.И.Даля) (Запись на доске)
2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
- Слова какой части речи помогают нам представить эту картину? (Имена существительные.)
- Какова же тема нашего урока? (Верно, тема нашего урока «Имя существительное как часть речи»)
Словесное рисование (учащиеся описывают картину)
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетради определение слова.
Записывают текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Отвечают на проблемный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь
Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения
Открытие нового знания
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
-
Работа с учебником
Откройте учебник на с.113 упр.13. Прочитайте стихотворение.
-Я слово удивительное,-
Сказало Существительное,-
Обозначаю я предмет,
Всему опора - спору нет:
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города,
Заводы, люди и планеты -
Всё это разные предметы.
(П.Чесноков)
-Согласны ли вы с таким определением имени существительного?
- В стихотворении К.Д.Бальмонта мы видим только предметы? Чувствуем ли мы динамику действия?
-Таким образом, мы можем сказать, что существительное обозначает не только предмет, но и действие, признак, отвлеченные явления, то есть предметность.
4. Знакомство с правилом на с. 115.
5. Определите синтаксическую роль имен существительных в тексте стихотворения К.Д.Бальмонта.
Аналитическое чтение
Решение проблемной ситуации.
Аналитическое чтение: выделение компонентов в определении
Физ. минутка (пауза релаксации)
6. Физкультминутка
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте.
2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.
Закрепление полученных знаний
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7. Организация самостоятельной
дифференцированной работы:
1 вариант - ответить на вопросы 1-3 на с.113 к упражнению 13:
-
Какие существительные в тексте образуют словосочетания с прилагательными? Подберите подходящие по смыслу прилагательные к остальным существительным в тексте. Запишите все словосочетания. Может ли одно и то же прилагательное изменяться по родам? А существительное?
-
Определите ,какими членами предложения являются выделенные существительные.
2 вариант - вопрос на с. 114:
Подберите примеры к каждому пункту правила. Прочитайте текст, вставляя примеры, и перескажите правило.
8. Коллективная работа. Упражнение 15.
1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках рядом с каждым существительным укажите, в какой форме числа и падежа оно употреблено.
Я п..знакомился с дятлом. Шёл по тихой тр..пинке и вдруг услышал стук. На засохшей в..ршине2 сидел дятел и стуч..л, разбивая ш..шку.4 Иногда он переворачивал ш..шку, отдыхал или перебирал пёрышки на спине.
Каждую осень я прихожу к сухой с..сне и встр..чаю на ней знакомого дятла.
(Н.Сладков)
2) Работа в паре. Выберите правильные ответы.
В данном тексте количество
-
разных имён существительных: а) 12; б) 9; в) 15;
-
разных одушевлённых существительных: а) 1; б) 3; в) 4;
-
разных существительных мужского рода: а) 1; б) 2; в) 4;
-
разных существительных женского рода: а) 4; б) 5; в) 6.
- Какая из предложенных картин, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста упражнения? (Слайды 3-4)
Самостоятельная дифференцированная работа по вариантам
(выполнение заданий, самооценка, коллективный контроль )
Выполняют развернутый анализ текста.
Составляют устное высказывание на эстетическую тему
(подготовка к восприятию произведения искусства).
Взамопроверка
Дают развёрнутый ответ на вопрос
Обобщение
Беседа.
Итак, над какой темой мы работали сегодня?
Что нового мы узнали о существительном как о части речи?
Какую функцию выполняет существительное в тексте?
Слово учителя.
Таким образом, мы увидели, что слово - наиболее емкая единица, которая позволяет наиболее полно выразить мысли, чувства, настроение человека.
Домашнее задание
Дифференцированное домашнее задание.
Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана «Лето» и выполните задания по выбору:
-
Составьте 5 предложений на тему «Лето».
-
Найдите художественные тексты, соответствующие настроению картины.
-
Напишите сочинение-миниатюру по данному началу: «Когда я смотрю на картину И.Левитана,..»
Записывают
задания в дневники.
Рефлексия
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Вспомните, какие картины вы видели сегодня и скажите, настроение какой из них соответствует вашему состоянию на уроке?
Итоговый комментарий.
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»