Конспект урока по русскому языку Буквы З и С на конце приставок (5 класс, ФГОС)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

составила

Ключко Наталия Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №13 города Армавира Краснодарского края,

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский]. - М.: Просвещение, 2012.

Название раздела, темы: Морфемика. Орфография. Культура речи. Буквы з и с на конце приставок.

Тема урока: «Буквы з и с на конце приставок»

Цель: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о правописании приставок на з, с.

Планируемые результаты:

предметные: закрепление знаний о правописании приставок на з, с; закрепление умения правильного выбора букв з, с на конце приставок; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи средств художественной выразительности; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД: эстетическое, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, учебник.

Литература:

  1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. - М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

  2. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 1997

Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт фестиваля педагогических идей (festival.1september.ru)

  2. Русский урок (rusurok.ru/index.php)

  3. Сообщество взаимопомощи учителей (pedsovet.su)




Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебная ситуация

«Посещение художественной галереи»

Делают вывод о том, что слово позволяет наиболее полно передать мысль.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности







































познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.







Определение темы.

Слово учителя:

-Ребята, сегодня приглашаю вас посетить картинную галерею и познакомиться с полотнами великих русских художников. Перед вами картина знаменитого мариниста И.К.Айвазовского «Приближение бури». (Слайд 1) Что вы видите на ней?

1. Работа с текстом.

А теперь послушайте стихотворение К.Д.Бальмонта (Слайд 2)

Ветер. Взморье. Вздохи ветра,

Величавый возглас волн.

Буря близко. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Понимание текста.

- Какая картина предстает перед глазами после прочтения стихотворения? (Короткими мазками рисуется целая картина вечернего морского пейзажа. И за словами следуют звуки, пережитые эмоции)

-Удается ли нам услышать звуки приближающейся бури, плеск волн?

Поэт использует звукопись (аллитерацию и ассонанс), чтобы усилить выразительность речи.

Значение какого слова вам непонятно? (Чёлн - лодочка - однодеревка. Словарь В.И.Даля) (Запись на доске)

2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

- Слова какой части речи помогают нам представить эту картину? (Имена существительные.)

- Какова же тема нашего урока? (Верно, тема нашего урока «Имя существительное как часть речи»)




Словесное рисование (учащиеся описывают картину)


Отвечают на вопросы.




Записывают в тетради определение слова.

Записывают текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Отвечают на проблемный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь

Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения





Открытие нового знания

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


  1. Работа с учебником

Откройте учебник на с.113 упр.13. Прочитайте стихотворение.

-Я слово удивительное,-

Сказало Существительное,-

Обозначаю я предмет,

Всему опора - спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города,

Заводы, люди и планеты -

Всё это разные предметы.

(П.Чесноков)

-Согласны ли вы с таким определением имени существительного?

- В стихотворении К.Д.Бальмонта мы видим только предметы? Чувствуем ли мы динамику действия?

-Таким образом, мы можем сказать, что существительное обозначает не только предмет, но и действие, признак, отвлеченные явления, то есть предметность.

4. Знакомство с правилом на с. 115.

5. Определите синтаксическую роль имен существительных в тексте стихотворения К.Д.Бальмонта.

Аналитическое чтение



Решение проблемной ситуации.



Аналитическое чтение: выделение компонентов в определении

Физ. минутка (пауза релаксации)


6. Физкультминутка

1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте.

2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.


Закрепление полученных знаний

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Организация самостоятельной

дифференцированной работы:

1 вариант - ответить на вопросы 1-3 на с.113 к упражнению 13:

  1. Какие существительные в тексте образуют словосочетания с прилагательными? Подберите подходящие по смыслу прилагательные к остальным существительным в тексте. Запишите все словосочетания. Может ли одно и то же прилагательное изменяться по родам? А существительное?

  2. Определите ,какими членами предложения являются выделенные существительные.

2 вариант - вопрос на с. 114:

Подберите примеры к каждому пункту правила. Прочитайте текст, вставляя примеры, и перескажите правило.

8. Коллективная работа. Упражнение 15.

1) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках рядом с каждым существительным укажите, в какой форме числа и падежа оно употреблено.

Я п..знакомился с дятлом. Шёл по тихой тр..пинке и вдруг услышал стук. На засохшей в..ршине2 сидел дятел и стуч..л, разбивая ш..шку.4 Иногда он переворачивал ш..шку, отдыхал или перебирал пёрышки на спине.

Каждую осень я прихожу к сухой с..сне и встр..чаю на ней знакомого дятла.

(Н.Сладков)

2) Работа в паре. Выберите правильные ответы.

В данном тексте количество

  • разных имён существительных: а) 12; б) 9; в) 15;

  • разных одушевлённых существительных: а) 1; б) 3; в) 4;

  • разных существительных мужского рода: а) 1; б) 2; в) 4;

  • разных существительных женского рода: а) 4; б) 5; в) 6.

- Какая из предложенных картин, на ваш взгляд, соответствует содержанию текста упражнения? (Слайды 3-4)

Самостоятельная дифференцированная работа по вариантам

(выполнение заданий, самооценка, коллективный контроль )


























Выполняют развернутый анализ текста.

Составляют устное высказывание на эстетическую тему

(подготовка к восприятию произведения искусства).








Взамопроверка














Дают развёрнутый ответ на вопрос


Обобщение


Беседа.

Итак, над какой темой мы работали сегодня?

Что нового мы узнали о существительном как о части речи?

Какую функцию выполняет существительное в тексте?

Слово учителя.

Таким образом, мы увидели, что слово - наиболее емкая единица, которая позволяет наиболее полно выразить мысли, чувства, настроение человека.


Домашнее задание


Дифференцированное домашнее задание.

Рассмотрите репродукцию картины И.Левитана «Лето» и выполните задания по выбору:

  1. Составьте 5 предложений на тему «Лето».

  2. Найдите художественные тексты, соответствующие настроению картины.

  3. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу: «Когда я смотрю на картину И.Левитана,..»

Записывают

задания в дневники.

Рефлексия


регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вспомните, какие картины вы видели сегодня и скажите, настроение какой из них соответствует вашему состоянию на уроке?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»


© 2010-2022