Урок по русскому языку на тему Изложение (7 класс)

Связная речь обучающихся с особыми образовательными потребностями скудна и однообразна. Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря на уроках русского языка, в курсе изучения грамматики, осуществляется учителем, как на обычных уроках, так и специально отведенных в рамках программы: обучению написания изложения, сочинения, рассказа, делового письма. Целью, представленного урока, является формирование  умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.А, именно, ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Изложение».

Цель урока: формирование умений передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.

Задачи урока:

Образовательные: формирование умений и навыков последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти, точного употребления слов в речи.

Коррекционно-развивающие: коррекция связной речи; развитие орфографической зоркости, активизация и обогащение словаря, навыков самоконтроля.

Воспитательные: воспитание ценностных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, любви и сострадания, доверия, внимания, доброты; эмоциональной отзывчивости.

Ход урока:

I. Организационный момент: 1. Приветствие учителя. (правила поведения)

2. К а л е н д а р ь ( для 4гр.-сигнальные цветовые карточки)

3. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).

4. Упражнения для мелкой моторики рук.

5. Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.

-На каких уроках изучаются явления природы? Геометрические фигуры и счет?

2.Проверка домашнего задания: провести работу над ошибками в изложении. Кто выполнил, поднимите руку. У кого были затруднения подойдите после уроков.

3. Повторение:

-Чему учились на предыдущем уроке?

-Описанием какого животного занимались?

- На каких уроках вы получаете информацию о животных?

4. Сообщение темы и цели урока:

-Сегодня на уроке будем продолжать формировать умения и навыки последовательного, в соответствии с планом, воспроизведения текста по памяти в устной и письменной форме, точного употребления слов в речи.

5.Актуализация знаний:

5.1-Что такое изложение?(письменный пересказ текста своими словами)

-Какие умения развиваем при обучении изложению?

5.2. Посмотрите на экран. (На экране - слайд с изображением лосей и стаи волков, на доске записана тема урока.) Прочитайте тему нашего урока, рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, каким образом иллюстрации относятся к теме урока? (Обучающиеся высказывают свои предположения.) Запишите в тетрадь дату, тему урока.

Послушаем сообщение о лосях.

Примерный текст сообщения: Лось - лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Зимой лоси кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчат только голова и холка, что сокращает теплоотдачу. Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России - рысь, а на Дальнем Востоке - тигр. Спасаясь от голода и опасности, лоси нередко появляются вблизи от проезжих дорог и населенных пунктов, заходя даже на окраины городов.

-Что нового узнали из сообщения?

-Что больше всего запомнилось?

6. Изучение нового:

6.1 .-Кто из вас в жизни видел живого лося?

Сейчас, ребята, вы познакомитесь с текстом изложения. Если на прошлом уроке вы писали изложение описательного характера, то сегодня будете учиться писать текст повествовательного характера замечательного писателя Г.А. Скребицкого.

Чтение текста учителем: Внимательно послушайте текст изложения и подумайте, какова его главная мысль.

Смелый поступок.
Лосиха с лосенком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи.
Послышался хруст снега. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков.

Впереди беглецов - лесная сторожка, ворота раскрыты. Лоси бросились прямо в ворота.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.
По Г.А. Скребицкому.

6.2. Работа над выделением главной мысли:

-Понравился рассказ?

Фронтальная работа (обучающиеся предлагают свои варианты).
Помощь учителя: -О ком или о чем говорится в тексте?

-Что автор хотел сказать своим читателям?

-Какова главная мысль рассказа? (помощь человека «братьям нашим меньшим»)

6.3.Словарная работа: осинник, иней, хруст снега, сторожка, лесник, около.

6.4.Работа по содержанию текста:

-В какое время года происходит действие рассказа?

-Какой момент рассказа вызывает напряжение, тревогу? Почему?

-Как понимаете выражение: "Лоси оправились от испуга…"?

-Что вы можете сказать о Мите: какой это человек?

-Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

6.5.Знакомство с планом изложения. (План записан на доске)

1.Ночевка в осиннике.

2.Лоси в опасности.

3. Лесная сторожка.

4. Помощь мальчика.

Чтение и запись плана в тетрадь.

6.7. Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений).

-Где ночевала лосиха с лосенком?

-Что услышала лосиха?

-Кого увидела лосиха?

-Кто гнался за лосихой и лосенком?

-Что впереди увидела лосиха?

-Что делал Митя у ворот сторожки?

-Как он защитил лосей?

-Что лоси делали дальше?

Физкультминутка.

Коррекция зрения:

Упражнение на дыхание:

- глубокий вдох через нос;

- медленный выдох через рот.

7. Закрепление.

7.1Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Давайте обсудим, как нужно правильно писать эти слова.
Слова на доске с трудным написанием: в густом осиннике, на спине лосихи, около сторожки, разъяренных волков, чуть не сбили его с ног, оправились от испуга.

7.2. Чтение текста учителем.

7.3.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для 1 уровня).

Дифференциация:

7.3.1.Задание для обучающихся 2 уровня: записать ответы на вопросы.

-Где ночевала лосиха с лосенком?

-Что услышала лосиха?

-Кого увидела лосиха?

-Кто гнался за лосихой и лосенком?

-Что впереди увидела лосиха?

-Что делал Митя у ворот сторожки?

-Как он защитил лосей?

-Что лоси делали дальше?

7.3.2. Задание для обучающихся 3 уровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.

Смелый поступок.

Лосиха с (кем?) ночевали в осиннике. Лес стоял (какой?) под снегом. Иней оседал на ветках, на спине (кого?).
Послышался хруст (чего?).. (Кто?) мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по (чему?) в лес. За ними погналась стая (кого?).
Впереди беглецов - (какая?) сторожка, ворота раскрыты.. Лоси бросились прямо в ворота.
Сын лесника Митя разгребал во дворе (что?). Лоси чуть не сбили его с ног. Митя смело замахнулся (чем?) и отогнал волков. Лоси оправились от (от чего?) и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около (около чего?).

7.3.3. Задание для обучающихся 4 уровня: списать текст.

7.4. Чтение учащимися своих работ (по желанию)

8. Домашнее задание: поработать над ошибками.

Дифференциация:

Задание для 3,4 гр. -выписать все слова, в которых допущены ошибки.

Задание для 2гр.-выписать все предложение с допущенной ошибкой, исправив ее.

Задание для 1гр.- выписать все недочеты, исправив ошибки, в соответствие с правилами правописания, подобрать проверочные слова.

9. Оценивание. Каких результатов вы сегодня достигли на уроке:

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке? -Поднимите руку, кому было интересно, легко на уроку, все понятно!

-Поднимите руку, у кого были сомнения, сложности в работе!

-Поднимите руку, кому было не интересно, трудно на уроке!

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

10. Рефлексия.

-Какую учебную задачу вы решали сегодня на уроке?

-Что такое изложение?

-Для чего важно уметь писать изложение?

-О ком или о чем текст изложения?

-Как он называется? Почему он так называется?

-Каким человеком показан мальчик Митя в этом рассказе? (добрым, отзывчивым к чужой беде, смелым, храбрым, сострадательным,…)

-Как вы считаете: нужны ли все эти качества высокоморального человека в жизни?

-А у вас есть эти качества? Подумайте…

11. Итог:

Сегодня мы научились:
1. Воспринимать текст.
2. Выделять главную мысль текста.
3. Излагать содержание текста по плану.
4. Формулировать свои мысли в устной и письменной речи.. А значит, развивать устную и письменную речь.
5. Удерживать логику повествования.
8. Выслушивать мнение товарища.


-На следующем уроке мы проанализируем ваши работы. А также продолжим развивать и обогащать нашу речь при формировании умений и навыков делового письма.

-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень продуктивно поработали на уроке! Всем спасибо за работу!


© 2010-2022