«Три склонения имён существительных»

Разработанный мною материал к уроку демонстрировался в государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Спасской школе-интернате 8 вида. Урок проходил для учащихся 5 класса с целью закрепления знаний в определении склонения имён существительных.Структура урока, образовательные, развивающие и воспитательные задачи соответствовали структуре урока развивающего обучения. На протяжении урока применялась ИКТ ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Андрошина И.А
Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: закрепление ЗУН

Форма урока: урок с применением ИКТ.

Тема

«Три склонения имен существительных»

Цель

Закрепление у учащихся знаний в определении склонения имен существительных.

Задачи

Образовательные: отрабатывать умения и навыки в определении склонения имен существительных необходимые для выполнения в дальнейшем самостоятельной работы по теме.

Развивающие: продолжать развивать орфографическую зоркость, самостоятельность, зрительную память, развивать и исправлять недостатки психических процессов: внимания и мышления.
Воспитательные: воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, ответственность, понимание значимости результата, мотивацию и познавательный интерес учащихся.

УУД

Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению,

осознание личностного желания учиться.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения приходить к общему решению в совместной деятельности, но и учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь выражать свои мысли и овладевать диалогической формой речи.

Познавательные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, построение речевых высказываний, использование знаково-символических средств.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать склонение имён существительных.

Уметь определять склонение имён существительных.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; воспитывать умение работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
Метапредметные: свободно ориентироваться в учебной книге, работать с текстом, словарём, с интерактивной доской.

Основные понятия

склонение

Межпредметные связи

литература

Ресурсы: основные

  • дополнительные

Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 класс.

Проектор, интерактивная доска, индивидуальные карточки, магнитная доска.

Формы урока

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, Г - групповая, С - самостоятельная работа

Технология

развивающее обучение, ИКТ - технология

ХОД УРОКА


I. Организационный момент

1. Мотивация к учебной деятельности - психологический настрой учащихся.

Учитель: Слайд 1.

- Наш урок мы начнём с пословицы. Прочитайте её.

«Кто получит знания, тот не будет жить в нужде»

- Объясните, как вы её понимаете? (Ответы детей) - Только знания делают человека великим, грамотным и духовно богатым, а для этого вы должны особенно учить правила русского языка.

Учитель:

2. Сообщение темы и цели урока.

- На протяжении многих уроков русского языка мы знакомились с увлекательной частью речи - существительное. Слайд 2. Многое рассказала о себе эта часть речи. Но недавно мы узнали об интереснейшем факте. Посмотрите на доску из того что предложено вам определите тему урока - приём «Яркое пятно»: через зрительное восприятие найти нужное, обосновывая свой выбор. (Ответы детей) Тема урока - «Три типа склонения». А как вы думаете, что будет целью нашего урока?

Приём «Домысливание» - Учитель: с помощью слов-помощников попробуйте сформулировать цель, что будем весь урок делать:

изучать…

закреплять …

обобщать …

- Конечно же, закреплять знания, умения и навыки в определении склонения имён существительных. Но для того чтобы уметь определять склонение, надо знать несколько правил по этой теме.

II. Актуализация знаний.

Воспроизведение учащимися знаний, которые потребуются для выполнения предложенных заданий в дальнейшем. Устный опрос в форме - экзамена.

Учитель:

- С опроса, который пройдёт сейчас в форме - экзамена мы, и начнём наш урок. Что означает само слово - экзамен? Давайте прочитаем. Экзамен - 1. Испытание, задавание вопросов для определения степени чьих-либо познаний. 2. Проверка знаний, навыков по какому-нибудь учебному предмету или по какой-либо теме.

- Сейчас каждый из вас подойдёт ко мне и вытянет счастливый билет с вопросом, на который он затем ответит.

Вопросы для экзамена:

  1. Что называется склонением?

  2. Как определить склонение у существительного?

  3. Что значит просклонять имя существительное?

  4. Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назови.

  5. Какие имена существительные относятся к 2 склонению? Назови.

  6. Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назови.

  7. Сколько падежей в русском языке?

Слабые ученики: выполняют работу по индивидуальным карточкам.

III. Закрепление ЗУН.

Выполнение учащимися различных заданий и упражнений по цели урока. Слайд 3.

Учитель:

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. 2014 год Президентом В.В. Путиным объявлен Годом культуры. Культура означает не только правильное поведение. Это всё что написано на картинке. Это ещё и - Спорт, наука, живопись, балет, авиация, танцы.

Задание № 1. - Записать слова существительные в алфавитном порядке, определить склонение. Если кто-то знает и уверен, что сделает правильно, то может выполнять самостоятельно в тетрадях.

Учитель:

- Почему в слове танцы нет склонения? (Ответы детей - правило)

Учитель:

- Год культуры, ребята, проводится с целью "…сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Вы знаете, что в феврале уже прошло одно большое культурное событие - 22 зимние Олимпийские игры. Мы показали всем и в первую очередь себе, что умеем побеждать. И вы сейчас покажите свои победные умения в определении склонения существительных. Упражнение "Найди свое слово". Работать будете командами. Каждая команда получает карточку со словом-прилагательным.

Задание № 2. - Образовать от этого слова три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонения. После того как выполните коллективно это задание, один человек от команды выйдет к доске и запишет свои слова.

Учитель:

- Важность задания заключается не в том кто вперёд, а кто правильно выполнит.

Команда 1 Команда 2

старый бедный

1 скл. - старушка беднота, бедняга

2 скл. - старик, старец бедняк

3 скл. - старость бедность

Учитель:

- Разберите слова по составу: 1 команда разбирает существительное первого скл., 2 команда - сущ. 3 скл.


Проверка выполненной работы на интерактивной доске. Слайд 4.

Учитель:

А) Работа с таблицей.

- Ребята, в этом месяце исполнится 205 лет со дня выхода первой книги Ивана Андреевича Крылова, великого баснописца - автора басен. Герои его басен в основном - животные и предметы быта. Сейчас каждый из вас будет работать с таблицей и выполнит самостоятельно на нэтбуках упражнение, которое называется "Ловушка". В таблице записаны с ошибками имена существительные-герои басен Крылова.

Задание № 3. - В каждом столбике найти ошибки. Правильно перетащить имена существительные по типам склонения.


1 скл.

2 скл.

3 скл.

пчела

скворец

мышь

сирень

медведь

тень

синица

змея

лошадь

зеркало

сапожник

журавль

свинья

стрекоза

лань

Проверка выполненной работы. Слайд 4.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Физминутка

Учитель:

- Басни Крылова являются важнейшим источником фразеологизмов в русском языке. Слайд 5. Фразеологизмы - это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение. И вы, ребята, не раз уже слышали их от кого-либо, прочтите несколько фразеологизмов и их значения.


Фразеологизм

Значение фразеологизма

Душа в пятки ушла

Испугаться. Испугавшийся человек.

Скатертью дорога

Уходи, без тебя обойдемся.

На седьмом небе

Быть в полном восторге. Счастливый человек.

Б) Работа с фразеологизмами (по группам).

Учитель:

Задание № 4. - Посмотрите на фразеологизмы и выпишите все существительные только:

1 группа (среднего уровня) 2 группа (сильного уровня) 3 группа (слабого уровня)

3 склонения 2 склонения 1 склонения скатертью на небе душа

дорога

Проверка выполненной работы. Слайд 5.

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

В) Работа с книгой (с учебником).

стр. 229 упр. № 364

Проверка выполненной работы.

IV. Итог урока.

V. Приём «Рефлексия (вопросы)».

Цель: получение эмоционального отклика личности, адекватной самооценки.


  1. Что на уроке для вас было самым главным?

  2. Что показалось вам сегодня трудным?

  3. Какую пользу вы извлекли из этого урока?

Учитель:

- А теперь оцените себя сами.

Прикрепите на наше «Дерево Знаний» - листик, цветок, плод:


  • плод - всё получалось, работал отлично и плодотворно, на пять - 5;

  • цветок - не совсем удовлетворён своей работой, иногда ошибался, но в целом неплохо, на четыре - 4;

  • листик - недовольны собой, неудовлетворенны работой, что-то сегодня не заладилось, на три - 3 и надо ещё раз повторить эту тему и правила к ней.

VI. Оценки.


© 2010-2022