- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Буквы О и А в корнях –кос-и - кас –
Буквы О и А в корнях –кос-и - кас –
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курилова Т.В. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы О и А в корнях -кос- и - кас -
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред.
Т.А. Ладыженской
Цель:
подвести учащихся к пониманию условий выбора написания корней -кос- - - кас - в словах; обеспечить формирование умения правильного выбора данной орфограммы;
формировать умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, умение применения полученного знания, делать выводы, , решать проблему
воспитывать у учащихся ценностное отношения к родному языку и русскому слову.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, карточки-задания.
Ход урока:
Мотивирование к учебной деятельности
-
Приветствие учителя.
Запись числа в тетради.
-
Повторение пройденного материала
На доску спроецированы слова (слайд 1):
череда, чередовать,
очередь, очередность
-
Запишите данные слова в тетрадь. Разберите слова по составу.
-
Определите способ образования слов
- Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?
(У них общий корень. Слова однокоренные).
Актуализация знаний
-
Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе? (слайд 2)
-лаг- - -лож-
-раст- - -рос- - - ращ-
Е и И в корнях с чередованием ( -бир- - -бер-; -мир- - -мер-; -пир- - -пер-;
-стил- - -стел-; -тир- - -тер-, -блист- - -блест- и др.)
-
Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:
(слайд 3)
Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.
Соб_раться, заросли, пол_гать, выр_щенный, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть.
Прик_снуться, прик_саться.
Проверка с объяснением до конца первого абзаца.
- Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)
А мы должны уметь правильно писать эти слова?
Значит, должны знать правило? (да)
Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений?
(тоже есть чередование гласных. Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили)
Верно. Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень - кас-.
Овладение новым знанием.
-
Давайте вернемся к словам
прикоснуться, прикасаться.
И добавим еще два:
прикосновение и касание (слайд 5)
-
Проведем наблюдение:
= Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, Если он есть.
= А теперь скажите, что вы заметил?
(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-.
-
Молодцы. Теперь вы готовы сформулировать правило.
Ученики формулируют правило.
Презентация-сказка
Первичное закрепление.
-
Составление алгоритма (слайд 6):
Как не ошибиться в написании букв О и А в корнях -кос- - - кас -
-
Выделить корень.
-
Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.
-
Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши
-кос-.
Работа с текстом (распечатки у каждого на парте) дополнительно слайд 10
Текст
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель - целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Работа с текстом.
Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.
Самостоятельная работа с самопроверкой
(слайд 11)
Тест
-
Найдите слово с корнем кас
А. Касание.
Б. Коснулся.
В. Прикосновение.
Г. Коснется.
-
Найдите слово с корнем кос
А. Касается.
Б. Прикасался.
В. Касательная. .
Г. Коснись.
-
В каком ряду все слова с кос?
А. Касается, коснется, касаться..
Б. Коснулся, прикоснется, прикоснулся..
В. касался, коснись, касается. неприкосновенный.
Г. Коснется, касающийся, безукоснительно.
Ключи (слайд 12):
1. А.
-
Г.
-
Б.
Рефлексия.
-
Чем вам запомнился сегодняшний урок?
-
Какие новые знания вы усвоили?
-
Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
-
Что показалось наиболее интересным?
-
Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
Оцените свои успехи и напишите их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Напишите одну из трех фраз:
Я все понял. Вопросов нет.
Сомневаюсь, что все понял. Остались вопросы.
Ничего не понял. Нужно во всем разобраться (слайд 13)
.Домашнее задание.
Орфограмма № 26 выучить, упр. 138 или упр. 139
Раздаточный материал:
Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.
Картофель - целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.
Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.
Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.
Я все понял. Вопросов нет.
Сомневаюсь, что все понял. Остались вопросы.
Ничего не понял. Нужно во всем разобраться