Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе. Тема:Языковая и знаковая система. Функции современного русского языка в Казахстане.Цель урока: дать общее представление о языке как системе знаков, служащих для хранения и передачи информации; познакомить с основными функциями русского языка в Казахстане и приобщить к пониманию языковой ситуации в многонациональном государстве. Урок построен в форме беседы с элементами лекции. На уроке создается кластер "Язык - знак" (языковые и не языковые знаки), проводится линг...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 1.

Тема: Язык как знаковая система. Функции современного русского литературного языка в Казахстане.

Цель: дать общее представление о языке как системе знаков; служащей для хранения и передачи информации; познакомить с основными функциями русского языка в Казахстане и приобщить к пониманию языковой ситуации в многонациональном государстве.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Встреча с классом, знакомство с содержанием программы 9 класса

  1. Тема и цель урока.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи. В нем ( в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н.В.Гоголь

* Раскройте суть высказывания великого русского писателя Н.В.Гоголя.

  1. Вступительное слово учителя. Лекция.

История развития человеческого общества характеризуется постоянным ростом знаний и их накоплением. Для хранения и передачи знаний люди используют разные знаковые системы, самой совершенной из которых является ЯЗЫК.

Языковые (звуковые) знаки появились вместе с рождением первого человека на Земле. Это первичные знаки. Для подтверждения важности, хотела рассказать вам древнегреческую легенду.

Легенда.

Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык, значит - сохранить историческую память народа.

Создаем кластер.

ЯЗЫК - ЗНАК

функции языка

* ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКИ ! НЕЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКИ

Хранитель

Культурно- исторической памяти

Коммуника

тивная

Средство общения, связи между людьми

Средство экспрессивности (передачи чувств и эмоций)

Познава

тельная

Средство

обучения и познания

Накопи

тельная

Хранитель знаний о мире и человеке

Инструмент рефлексии (разговор с самим собой)

Язык - знаковая система

Знаки-признаки (дым)

Знаки-сигналы (азбука Морзе, дорожные знаки)

Знаки- символы (лавровый венок), гос. символика


  1. Чтение статьи учебника.

* Какие знаки можно отнести к неязыковым?

Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. Это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Это язык великой русской литературы.

Русский язык - это один из мировых языков, один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, рабочий язык государств - участников СНГ.

В РК статус русского языка определяется статьей 7 Конституции РК: «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется и русский язык»

* Каково значение русского языка в Казахстане?


  1. Лингвистический анализ текста.


  • Записать под диктовку.

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык каждого, пусть даже самого малочисленного, народа - это целый мир, полный прелести и волшебства. (К.Кулиев)

  • Сформулируйте основную мысль текста.

  • Определите ключевые понятия текста.

*язык - мир, * язык - душа, язык - любовь, язык - волшебство

  1. Прочитайте слова К.Паустовского.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

  1. Рефлексия

О чем они заставили тебя задуматься. Напишите эссе «Язык - душа народа».


  1. Дома:

1. В высказывании подчеркните грамматическую основу предложений.

2. Выполните фонетический разбор слов: СВОЕГО, ОБЪЯСНЯЕТСЯ , ЯЗЫК.

3. Выполнить разбор слов по составу: ИСТИННАЯ, НЕМЫСЛИМА, РАВНОДУШНЫЙ, ОБЪЯСНЯЕТСЯ, БЕЗРАЗЛИЧИЕМ.


© 2010-2022