Разработка занятия-тренинга Учимся брать интервью

Изучив потребности наших учеников и родителей, материально-техническую базу школьного учреждения, я создала кружок "Школьная газета". Я ставила перед собой следующие задачи: научить ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, повышать уровень речевого развития, социальной уверенности учащихся. Перед вами конспект одного из занятий, на котором ребята учатся интервьюированию.  Успех или неуспех любого интервью зависит от качества подготовки журнал...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тюменская область

Ишимский район

МАОУ Карасульская СОШ



Занятие - тренинг

«Учимся брать интервью»


Автор: руководитель кружка «Школьная газета»,

учитель русского языка и литературы

Волосянко В.В.






2014 г

План занятия кружка «Школьная газета»

Тема: «Учимся брать интервью»

Цель:

  1. Формирование умений и навыков проведения успешного интервью, открытие творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, повышение интереса учащихся к журналистской деятельности.

  2. Способствовать формированию умения успешно действовать в ситуации выбора, воспитанию воли и настойчивости в достижении целей, доброжелательности, толерантности.

Оборудование:

  • газетные и журнальные публикации, конверты с заданиями для групповой работы, карточки с ситуациями, памятка для работающих в группе, памятка по созданию интервью.

  • технические средства: компьютер, экран, проектор.

  • оформление: тема, эпиграф (мультимедийное сопровождение)

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Учащиеся разбиваются на 3 группы по 4-5 человек. У каждой группы бейджики и материалы на столах своего цвета.

Время проведения: 30 минут.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала. Знакомство с темой и целью занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Для того чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, нам нужно всем вместе решить кроссворд. Кроссворд состоит из слов по горизонтали, а в вертикальном ряду вы прочтете тему нашего занятия.

Задание 1. Решение кроссворда ( мультимедиа) (Слайд 1-2)

1. Как называется интересное, необычное вступление. Лидер-абзац, вводящий читателя в тему. 2. Широкое разъяснение факта, толкование его непонятных или неконкретизированных сторон. 3. Вид прессы. Она бывает ежедневная, еженедельная, ежемесячная. 4. Небольшой рассказ журналиста об одном факте, схваченном, как говорят "на лету". 5. Журналист, который пишет или делает репортажи в СМИ. 6. Составление страниц газеты из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом. 7.Аналитический жанр. Она бывает проблемной, научно-популярной, постановочной. 8. Последовательность и связь описания событий.

Ответы: по горизонтали: 1.Лид. 2. Комментарий 3. Газета. 4. Заметка. 5. Репортер. 6. Верстка. 7. Статья. 8. Сюжет. По вертикали: Интервью.

(коллективная работа, дети определяют ключевое слово «интервью»).

После того, как кроссворд разгадан, дети определяют ключевое слово «интервью» педагог сообщает тему занятия:

Педагог: Действительно, сегодня на занятии мы будем говорить об интервью. Девизом занятия послужат слова философа Сократа «Искусство вести беседу - наверное, самое сложное. Потому что учиться этому приходится всю жизнь».

- Как вы думаете, почему интервью в журналистике считается самым сложным жанром?

уч-ся: Чтобы работать в этом жанре, необходимо уметь общаться с разными людьми, правильно строить беседу и излагать мысли.

Педагог: Вот этому мы сегодня будем учиться. И тема нашего сегодняшнего занятия : «Учимся брать интервью» (Слайд 3)

3. Значение слова интервью. (слайд 4)

Педагог: Сейчас мы найдем в Толковом словаре значение слова «интервью» (уч-ся зачитывают значение).

Педагог: А сейчас я предлагаю вам познакомиться с новыми словами по нашей теме: «интервьюер», «интервьюировать», «респондент»

Попробуйте определить значение данных слов, можно советоваться в группе

- Чтобы лучше понять особенности интервью, сравним его со статьей. Давайте вспомним

- Что такое статья? (Статья - популярный газетный жанр. Небольшое по объему сообщение для печатных СМИ)

-А теперь, заполним таблицу, состоящую из 3 колонок.

(Обучающиеся в тетрадях заполняют таблицу)

Статья

Интервью

1. Изложение фактов события ведется:

от имени журналиста;

от имени человека, которого интервьюируют, т.к. он имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист.

2. Факты оцениваются:

автором текста;

людьми, с которыми ведется беседа.

3. Позиция журналиста:

журналист пересказывает факты;

участвует в совместном творчестве, т.к. своими вопросами может менять направление и тон беседы

4. Используемые стили речи

публицистический стиль;

преобладает разговорный стиль.

3. Языковые особенности интервью (Слайд 5)

- обязательность диалогической речи;

- сообщение о месте, времени, проблематике беседы (Мы беседуем с … в(на) … о…), иногда и характеристика собеседника (иначе говоря интервьюируемого);

- наличие вопросительных предложений;

- обращения;

- приветствия и прощания, слова благодарности, извинения;

- личные местоимения 1-го и 2-го лица;

- слова-ответы (да, нет);

- вводные слова (конечно, разумеется, безусловно).

А теперь попробуем разобраться в структуре интервью (Слайд 6)

I.Вступление- журналист представляет своего собеседника или просит его представителя.

II. Основная часть- беседа журналиста с человеком, у которого берется интервью.

III. Заключительная часть- журналист просит гостя рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания. благодарит за беседу.

Этапы подготовки и проведения интервью

На доске таблички, расположите их по порядку.

Педагог: А, теперь я предлагаю обсудить в группах и найти ответ на вопрос, какую работу включает в себя каждый этап.

1 группа обуч-ся рассказывает о 1 этапе (Подготовка).

2 группа обуч-ся рассказывает о 2 этапе (Беседа).

3 группа обуч-ся рассказывает о 3 этапе (Написание материала).

Сформулируйте, какими качествами должны или не должны обладать журналист, берущий интервью

Коммуникабельный;

Тактичный

Образованный

Обладающий выразительной речью, богатым словарным запасом

Мобильный

собранный

  1. Практическая работа. (работа всей группой)

Интервью у учителя

  1. Рефлексия (В форме интервью)

«Сегодня состоялось очередное занятие кружка «Школьная газета», и мне хотелось бы узнать мнение ребят по результативности этого занятия.

- Вам понравилось сегодняшняя наша встреча? Как вы себя чувствовали, ощущали?

- считаете ли вы сегодняшнее занятие полезным для вас? Чем?

-Что вы узнали сегодня нового?

-Чему научились?

Большое спасибо за плодотворную работу, результатом которой будет очередной выпуск нашей школьной газеты. Мы обязательно поместим туда интервью, которое мы взяли сегодня у….. А также члены нашего кружка, главный редактор Ефремова Елизавета и Болдырева Мария присутствуют на Всероссийском фестивале «Птенец-2014», и мы обязательно возьмем у них интервью для нашей газеты.

Приложение


Как проводить интервью


«Каков вопрос - таков ответ» - в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Запомните, что самое главное для вас - это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является официальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы. Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном. Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем. Так что не волнуйтесь, если тема вашего интервью вам кажется сложной (К примеру, вам поручили взять интервью для школьной газеты у тренера футбольной команды или руководителя балетного кружка, а вы не являетесь поклонником ни футбола, ни балета). Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше - если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике - о его профессиональных достижениях, планах. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы. К примеру: "Я знаю, что ваша футбольная команда заняла в прошлом сезоне 1 место. Надеетесь ли вы на победу в этом сезоне?" Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени. Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.

Общение - это искусство

Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору. Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях - вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распространенный жест - кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы. Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют "обратной связью". Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но к сожалению, установить обратную связь не так просто.

Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:
• Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
• Говорите четко и разборчиво.
• Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д)
• Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.

Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.

Трудные собеседники


Представьте себе ситуацию: в самый разгар интервью ваш собеседник вдруг встает и говорит, что разговор закончен, или «комментариев не будет». Возможно, ему не понравилась ваша реакция на свои ответы (он почувствовал в вас оппонента), а может быть, его возмутила ваша неосведомленность в предмете разговора или самое простое объяснение - он устал и вообще не любит давать интервью. Заставить собеседника отвечать на ваши вопросы в этой ситуации невозможно, и у вас единственный выход - попытаться найти к нему подход. Не показывайте своей растерянности (или негодования). Быстро проанализируйте, какой момент вашего разговора мог вызвать неудовольствие вашего собеседника и постарайтесь смягчить его. Возможно, что вас неправильно поняли. В ряде случаев вам ничего не останется, как вежливо попрощаться и поискать другого собеседника. В журналисткой профессии нужно быть готовым к любым ситуациям.

Иногда журналисту приходится общаться с личностью довольно неприятной, к примеру, с человеком, подозреваемом в изнасиловании, с террористом или представителем «мафии». Как вести разговор с таким собеседником? Прежде всего, уважительно, как с человеческой личностью. Понятно, что в этом случае вам придется дополнительно проверить полученную информацию и тщательно профильтровать ее.

В журналистской практике часты случаи столкновений с «трудными» в общении людьми. К примеру, это могут быть снобы (звезды шоу-бизнеса, известные политики и т.п), которые преисполнены самолюбования и в процессе вашего разговора открыто подчеркивают свое неуважительное отношение к журналистам, в том числе и к вам. Что тут посоветовать? Придерживайтесь уважительной манеры общения, ни в коем случае не раздражайтесь. Спокойный, взвешенный разговор с таким «героем», умение быстро найти доводы на его возможные нападки, во-первых, позволит вам все-таки получить нужную информацию, а во-вторых, в какой-то момент может изменить настрой вашего собеседника (он невольно начнет вас уважать).

Помните, что иногда вы сами можете спровоцировать напряженную ситуацию в ходе интервью. Поэтому следите за тем, чтобы
- не задавать вопросы прокурорским тоном.
- не продолжать разговор на темы, которые неприятны вашему собеседнику
- разговаривая с очевидцами катастроф и трагедий, старайтесь не останавливаться на деталях, если вы видите, что это тяжело для ваших собеседников.

Отправляясь на интервью…
• Не забудьте захватить с собой ручку и блокнот. Блокнот будет выглядеть солиднее, чем разрозненные листочки бумаги. Если у вас есть диктофон - это замечательно. Но мы советуем вам тщательно проверить его записывающие свойтсва. Случаи, когда диктофон по непонятной причине не записывал интервью, довольно распространенны.
• Позаботьтесь о том, чтобы не опоздать на встречу. Лучше придите на 10 минут раньше и просмотрите свои вопросы.
• Не полагайтесь на свою память - запишите все вопросы в блокноте. Предсказать ход разговора заранее невозможно. Будьте готовы к тому, что в процессе беседы у вас появятся дополнительные вопросы. Не стесняйтесь спрашивать. Запомните, что чем больше информации вы получите, тем интереснее и глубже может оказаться ваш материал.
• Постарайтесь овладеть искусством писать в блокноте" не глядя". Ваша задача - смотреть в глаза своему собеседнику. Если вы не расслышали какое-то название или фамилию, уточните. Попросите вашего собеседника записать в вашем блокноте все сложные аббревиатуры.
• Хороший прием - спросить напоследок, не хочет ли собеседник что-то добавить к вашему разговору. Уходя, не забудьте его поблагодарить за интервью.
• Для «завершающего контакта» можете поинтересоваться, где вы сможете получить дополнительный материал на данную тему.


Умеете ли вы задавать вопросы?


Успех или неуспех любого интервью зависит от качества подготовки журналиста, изучения им темы, и конечно, от вопросов, которые он задает. Вопросы всегда нужно продумывать заранее, но при этом быть готовым к импровизации в ходе беседы.

Вот какие рекомендации даются в руководствах по профессиональному интервьюированию:
• Начинать беседу нужно с вопросов общих, несложных.
• Не стоит задавать два вопроса в одном. Запутанный вопрос вызовет неопределенный ответ вашего собеседника
• Вопросы должны быть лаконичными и ясными. Не стоит пространно объяснять своему собеседнику, что вы имеете в виду. Подчеркнутая демонстрация своей эрудиции со стороны журналиста, как правило, неприятно действует на собеседника.
• Если ваша задача - написать проблемное интервью, или интервью-зарисовку, не задавайте вопросы , за которыми могут последовать односложные ответы «да» или «нет». Чтобы добиться развернутых ответов, задавайте вопросы типа «как это случилось?» «почему, по вашему мнению, это произошло?» и т.д.
• Если вы видите, что ваш собеседник уклоняется от ответа, попробуйте перефразировать ваш вопрос.
• Задавайте вопросы в соответствии с логикой беседы. Не перебивайте направление мысли вашего собеседника.
• Не задавайте противоречивых вопросов (опровергающих то, что ваш собеседник сказал раньше). Это может привести к тому, что ваше интервью закончится раньше, чем вы рассчитываете.

Помните, что задача журналиста - «дирижировать» беседой. Если ваш собеседник начинает уходить от сути вопроса и длинно размышлять на другие темы, будьте готовы к тому, чтобы мягко перебить его и вернуть беседу в нужное русло. Как это сделать? Среди ведущих репортеров есть настоящие мастера красивых перебивок, которые могут остановить пространные рассуждения собеседника, не вызвав при этом его раздражения или обиды. Один из распространенных приемов - дать понять своему собеседнику, что вы с ним полностью согласны : покажите это мимикой, жестом, уловите паузу, чтобы вставить свой комментарий типа «вы это очень верно подметили, а каково ваше отношение в связи с этим к...»

Кстати, знаете ли вы, что существует около десяти видов вопросов? Например, прямые («Назовите Ваши хобби»), непрямые («Чем Вы занимаетесь в свободное время), открытые («Чем был обусловлен выбор профессии?»), закрытые («Физика - это хобби или профессия?»), основные и контрольные ( на ходу проверяющие информацию), зондирующие и наводящие, нейтральные и подсказывающие и т.д. Остановимся, к примеру, на подсказывающих вопросах. Вы можете выразить искреннее сомнение (не в ответе собеседника, а в сути вопроса): «вы полагаете, это сработает?». Можете договорить начатую собеседником фразу (особенно если он испытывает затруднения с ее формулировкой). Последний прием (если вы действительно уловили мысль своего собеседника и хорошо ее выразили в словах), как правило, очень удачно отражается на дальнейшем ходе вашей беседы. Собеседник остается довольным, что вы его правильно понимаете, и будет более охотно отвечать на остальные вопросы.

Общий совет: ведите вашу беседу так, чтобы она была интересна и вам, и вашему собеседнику.





Интервью с учителем...

Она умна, активна и заразительно оптимистична. Она всегда в движении. Её любят ученики, уважают коллеги, Ею восхищаются окружающие. Но главное Её достижение - это умение вдохновлять своих воспитанников на множество полезных дел. _________________________(ФИО)- Учитель с большой буквы, и она любезно согласилась дать нам интервью. (ФИО) о жизни, школе и о себе или о том, что значит быть «учителем» в наше время…

- (Имя Отчество) Вы как всегда прекрасно выглядите, на Вас хотят быть похожими многие из Ваших учеников. У Вас есть секрет молодости? Поделитесь с нами.

- (продолжите пожалуйста фразу) Когда вы сами учились в школе, то вы были…

- (Имя Отчество) почему стали учителем, что способствовало выбору?

- Хотелось ли когда-нибудь бросить всё и проявить себя в совершенно другой сфере деятельности?

- А вам есть чему поучиться у своих воспитанников?

- О чем вы думаете, идя в школу?

- Какие качества вы цените в ученике?

- Ваше жизненное кредо?

- От чего в жизни устаёте больше всего?

- Какие изменения в себе вы наблюдаете с возрастом… в плане духовном, конечно?

- Среди учителей существует конкуренция?

- А чувство зависти вам знакомо?

- Почему в учительской среде преобладают женщины?

- Ваша мечта?

-А если бы у вас была возможность узнать своё будущее, вы бы решились на это?



© 2010-2022