Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса

Занятия литературным краеведением являются неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения. Знакомство с произведениями писателей-земляков помогают раскрывать красоту окружающей природы, убеждают школьников беречь  её богатство. Краеведческие знания формируют интерес к поискам нового, способствует развитию творческой мысли,воспитывают активного читателя-книголюба.Они увлекают, захватывают человека, вносят в его жизнь радость приобщения к неизвестному. Оренбургский край уни...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Уртазымская средняя общеобразовательная школа »

Принято Согласовано Утверждаю

на педагогическом совете заместитель директор МАОУ

директора по УР «Уртазымская СОШ»

Протокол №_____ от МАОУ «Уртазымская СОШ» _____/_Костина О.В./

«____»________2014г. ________/Ефимова Е.В../ Приказ №_____ от

«____»________2014г. «____»_______ 2014г.


Рабочая программа

по литературному краеведению

«Оренбургский край в русской литературе и фольклоре»

5 класс





Учитель: Алимова Тамара Ивановна












2014 - 2015 учебный год










Пояснительная записка

Программа по литературному краеведению для учащихся 5 класса составлена на основе хрестоматии по литературному краеведению для учащихся 5-8 классов «Оренбургский край

в русской литературе и фольклоре» (составители: А.Г.Прокофьева и В.Ю.Прокофьева), рекомендованной управлением образования администрации Оренбургской области в качестве программы регионального компонента литературного образования учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ.

На изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю) согласно регионального базисного учебного плана, утвержденного МО Оренбургской области (приказ №01-21/1063 от 13.08.2014)

Занятия литературным краеведением являются важным источником патриотического воспитания, расширения жизненного опыта, развития плодотворного творческого мышления учащихся.

Книги писателей - земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей - земляков убеждает школьников беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глубокое патриотическое убеждение. Природа

нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и

писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова.

Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активного читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать человека, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геополитического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного переплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.

Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.

Цель данного курса:

-выявить процесс влияния творчества писателей-земляков на сознание современного школьника;

-познакомить учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.

Задачи:

- изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;

- собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;

- через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о

родном крае;

- помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.

- воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Воспитание у школьников активного отношения к жизнедеятельности людей, к общественной жизни, к познавательной деятельности, развитие интереса к присвоению разносторонних знаний приобретают особую значимость для общества.

Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение.

На этой основе формируется субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества и другим людям и, наконец, к самому себе.

В ходе проведения занятий по литературному краеведению необходимо решить следующие проблемы:

* соответствие краеведческой работы целям современного воспитания;

* воспитывающее и развивающее влияние творчества поэтов-земляков на современного школьника;

*воспитывающее и развивающее влияние творчества русских писателей на Оренбургский край;

* выявление связи и взаимовлияния истории края, его заселения, жизни и быта оренбуржцев с оренбургским фольклором.

Многими поэтами воспеты Кавказ, Крым, изображены Сибирь, Поволжье. Не менее важен для русских писателей Урал, Оренбургский край. Природа оренбургских мест воспета

Г. Р. Державиным, М. В. Авдеевым,

С. Т. Аксаковым, В. П. Правдухиным,

А. С. Пушкиным, В. П. Кудряшевым,

В. И Далем, А. П. Крюковым и др.





Учебно-тематический план


№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

2

Оренбургский фольклор

3

3

Из этнографических заметок фольклориста А.П.Кузнецова, сделанных в начале xx века

1

4

Литературные сказки

4

5

Из русской поэзии XX века

6

6

Природа Оренбургского края в русской литературе

9

7

Из лирики современных оренбургских поэтов

1

8

Оренбуржцы, их жизнь, занятия, быт и нравы

2

9

Творчество земляков

3

10

«Тебя я воспою…»По страницам периодических изданий

4

11

Итоговое занятие

1

ИТОГО:

35 часов

Содержание изучаемого курса

Вводное занятие

Раздел №1. Оренбургский фольклор.

Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Оренбургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским;

Актуализация знаний прошлого в современном мире.

Раздел №2. Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XX века.

Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографический очерк» «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание;

Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей.

Раздел №3. Литературные сказки.

Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями;

Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок.

Раздел №4. Из русской поэзии XX века.

Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.

Раздел №5. Природа Оренбургского края в русской литературе.

Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация материалов, значение нововведений в литературу;

Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок.

Раздел №6. Из лирики современных оренбургских поэтов

Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.

Раздел №7. Оренбуржцы, их жизнь, занятия, быт и нравы.

Раздел №8. Творчество земляков.

Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.

Раздел №9. «Тебя я воспою…»

Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в периодических изданиях Оренбургского края.

Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

Подведение итогов работы.

Предполагаемые результаты:

- расширение круга знаний и умений учащихся по тематике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике.

- содержание данного курса литературного краеведения направлено на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.

Данный курс является безоценочным.

Список литературы


  1. Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. - Оренбургское литературное агентство - Оренбург, 2003г.

  1. М.Ларионов «Здесь памяти моей просторно».


  1. Литературно-художественный альманах «Орь».


  1. Периодическое издание «Степной маяк».


© 2010-2022