- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме А. С. Пушкин. У Лукоморья. .. с применением технологии коммуникативного развития учащихся
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме А. С. Пушкин. У Лукоморья. .. с применением технологии коммуникативного развития учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Яковчук Г.И. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
13
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г. КРАСНОПЕРЕКОПСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
на тему : А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)
( применением технологии коммуникативного развития учащихся)
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№1»
Яковчук Галина Иосифовна
2014
г.Красноперекопск
Технологическая карта по уроку литературы в 5 -А классе Яковчук Г.И.
Тема: А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»(отрывок)
Тип: урок «открытия» новых знаний
Задачи:
-
- сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст
-
- способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;
-
- способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать информацию и делать выводы;
-
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;
-
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
Планируемые результаты
Предметные:
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;
- умение анализировать литературное произведение;
- создавать устные монологические высказывания.
Метапредметные:
- целеполагание и планирование своей деятельности;
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;
- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;
-умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности
- умение строить речевые высказывания
Личностные:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- воспитание чувства любви к Отечеству;
- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;
- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).
Межпредметные связи: история, ИЗО, культуроведение
Ресурсы урока:
Информационно-методические:
-
учебник литературы, методическое пособие, рабочая тетрадь к учебнику
-
портрет автора,
-
аудиохрестоматия по литературе 5 класса.
-
карточки со словами, таблица (раздаточный материал),
Материально-технические:
-
компьютер,
-
презентация.
Предварительное задание к уроку: 5 учащихся готовят сообщения на темы:
-
Детство А.С.Пушкина.
-
Образование А.С.Пушкина.
-
Вступление в литературно-театральное сообщество «Зеленая лампа».
-
Семья.
Содержание деятельности ученика
Содержание деятельности учителя
Мотивация познавательной деятельности
Приветствуют учителя и слушают эпиграф.
Формулируют интерпретацию
высказывания А.С.Пушкина:
-
Приветствует учеников и читает эпиграф к уроку: ( слайд 1, 2)
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть украдкой,
На песни грешные мои.
А.С.Пушкин
- Как вы понимаете смысл высказывания А.С.Пушкина? (Л)
Актуализация познавательной деятельности
Учащиеся строят предположения и делают вывод: эпиграфа недостаточно для точного ответа.
Определяют связь между словами на карточках:
сказка кот Леший дорожки царевна волк
Возможны разные варианты: сказка о царевне, волк на дорожке, Леший у кота, сказка про кота, волк и царевна и т.д.
- В эпиграфе поэт говорит о произведении, в котором будет описано много материалов из прошлого
- В произведении, которое называется поэма «Руслан и Людмила»
- Достаточно ли эпиграфа к уроку, чтобы понять, какова его тема? (Р)
- Для того чтобы понять, как связан эпиграф с темой нашего урока, обратимся к карточкам на ваших столах. Слова, написанные на них, служат разгадкой к определению темы нашего урока. (Р)
- Найдите в парах найти связь между словами. Ответить можно в виде словосочетания. (К)
- Работа в парах завершена. Поблагодарите друг друга за работу! (К)
- Как связан эпиграф со словами, данными вам? (Р)
- В каком произведении А.С.Пушкина повествуется о Лешем, царевне, коте?(Р)
Определение темы и постановка целей урока
-Изучение отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
Учащиеся формулируют цели урока:
- узнать об истории создания поэмы,
- уметь определять тему и идею произведения,
- развивать навыки анализа произведения.
- Сформулируйте тему урока. (Р)
- Исходя из эпиграфа и темы урока, определите цели, поставленные сегодня на уроке. Можно начать со слов:
- узнать…
- уметь…
- развивать… (Р)
Организация познавательной деятельности
-
Составьте вопросы на основе сообщений одноклассников.
Карточка № 1.
№
Вопрос
Ответ
Оценка (+)
1
Где родился А.С.Пушкин?
2
Как звали бабушку по матери А.С.Пушкина?
3
В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?
4
В каком году стихотворения юного поэта были впервые опубликованы?
5
В какое литературно-театральное сообщество вступает А.С.Пушкин после окончания лицея?
-Серый волк, царевна, Баба Яга, кот ученый, Леший, русалка, избушка на курьих ножках, 30 морских витязей и их дядька, царь Кощей
-…
-Чудеса, которые там происходят
V. Словарная работа.
-Соедините линией слова и их определения.
Карточка № 2.
Слово
Значение
Оценка (+)
Лукоморье
Поэма
витязь
пленяет
видение
крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала
излучина морского берега
призрак, привидение
воин, богатырь
берет в плен
Учащиеся сверяют ответы с эталоном на доске и оценивают свою работу.
VI. Выразительное чтение части пролога от начал до слов «…налево - сказку говорит».
- читает 1 хорошо читающий ученик
VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.
Дол -
-дядька -
-тужить
-Как известно, А.И.Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», ставшее для А.С.Пушкина источником творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. Киевские князья постоянно вели войны с лукоморскими половцами. «Слово о полку Игореве» и русские летописные своды конкретно указывают имена ханов и местность, где в 11-12 веках кочевали половцы, то есть Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Таким образом, излучин между нижним течением Днепра и Азовским морем и была историческим лукоморьем, воспетым Пушкиным.
-мимоходом -
-эпитеты: неведомых дорожках, невиданных зверей, из вод ясных
VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».
IX. Работа со статьей учебника
-чтение статьи «Рифма»
X. Работа с иллюстрациями
-рассказывают об иллюстрациях Н.А. Рамазанова , Г.Г.Гагарина, К.В.Изенберга, Р.Л.Белоусова, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, И.Я.Бибилин
-Обсуждение иллюстраций.
XI. Рефлексия. (Р)
Учащиеся называют цели, которых достигли.
-
Работа по таблице. Выступления учащихся.
- Для того чтобы достигнуть целей урока, нам необходимо больше узнать об авторе и об истории создания произведения. Ваши одноклассники подготовили сообщения на эти темы. Но здесь вам необходимо не просто слушать, но и самим выступить в роли учителя, составив по одному вопросу к каждому выступлению одноклассников. (П, Р)
- Молодцы! Теперь обменяйтесь карточками со своим другом по парте. Устно ответив на вопросы, запишите ответы в третью колонку. (П, К)
- Снова обменяйтесь карточками. Оцените ответы друг друга, поставив плюсы в четвертой колонке. Поблагодарите друг друга за работу! (Р, К)
Физкультминутка.
IV .Прослушивание выразительного чтения отрывка в электронном приложении.
- «Руслан и Людмила» - оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями и бытовыми фрагментами. Сюжет поэмы - сказочный, в нем все дышит молодостью и здоровьем. «Руслан и Людмила»-это поэма, в которую тесным образом вплетены сказочные мотивы. «У Лукоморья дуб зеленый…» - вступление к поэме «Руслан и Людмила».( слайда 3-8)
-Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?
-Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи.
-Что вам запомнилось более всего в этих сказках?
V. Словарная работа. (П,Р)
-Какие слова из пролога вам были не совсем понятны?
-Соотнесите слова из левого столбика и значение из правого.
- Проверьте себя. Внимание на доску. Оцените свою работу, поставив плюс, если ответ является верным.(Р)
VI. Выразительное чтение части пролога от начала до слов «…налево - сказку говорит».
-
VII. Беседа с учащимися по тексту стихотворения.(П,Р)( слайд 9-12)
-Объясните значение слов: дол, дядька, тужить.
-Какой картиной начинается пролог? Как вы ее себе представляете?
-Что послужило поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и Людмиле»?
-Что явилось источником для поэта при создании сюжета о сказочном дубе?
-Объясните значение слов: мимоходом, пленять.
-Выпиши эпитеты и определите, с какой целью использовал их автор. В каких произведениях встречаются такие эпитеты?
-Объясните значение родственных слов. Найдите в них общий корень.
-Укажите чередование гласных и согласных звуков: злато, позолота, позлащенный, золотить, золотой; брег, побережье, прибрежный.
-Используя словарь синонимов, продолжите синонимические ряды:
А)…кот ученый все ходит…; идет на право; леший бродит; ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой;
б)…песнь заводит; сказку говорит; сказку эту поведаю теперь я свету…
-Чем объясняется, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в обычной речи: дол, видений, брег, чредой? Какой становится нарисованная поэтом картина?
VIII. Выразительное чтение части пролога от слов «Там чудеса…» до слов «Там русский дух…там Русью пахнет!».
( слайд 13-15)
IX. Работа со статьей учебника
--Найдите рифмы во вступлении к «Руслану и Людмиле».
X. Работа с иллюстрациями.
-ваши одноклассники подготовили материал по иллюстрациям к прологу «Руслан и Людмила», приглашаем вас на заочную экскурсию
- Обратите внимание на доску. Используя новые слова, определите, что или кого изображает каждая иллюстрация. (П,Р)
-сравните картины… и ….. Как художники нарисовали данный эпизод? В чем сходство? В чем различие?
XI. Рефлексия. (Р)
- Вернитесь к целям урока. Каких целей урока вы достигли?
Я узнал (а)…
Я научился(ась)…
Я могу рассказать другу о …
Подведение итогов
-Автор восхищается историей своей страны
-Картины пролога проникнуты чувством единства русского духа, воплощенного в сказках
-Автор проводит читателя через все, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Смеясь и делая нестрашными все «ужасы», он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой.
- Как относится автор к изображаемому?
- Какое значение приобретает восклицание: «Там русский дух…там Русью пахнет!»
- Какой смысл приобретают финальные строчки пролога?(Р, Л)
Домашнее задание
-
Выучить наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Дополнительное задание: -рассказ об иллюстрациях Н.А. Рамазанова , Г.Г.Гагарина, К.В.Изенберга, Р.Л.Белоусова, И.Н.Крамской, В.М.Васнецов, И.Я.Бибилин
Приложение
Карточка № 1.
№
Вопрос
Ответ
Оценка (+)
1
Где родился А.С.Пушкин?
2
Как звали бабушку по матери А.С.Пушкина?
3
В каком учебном заведении учился А.С.Пушкин?
4
В каком году стихотворения юного поэта были впервые опубликованы?
5
В какое литературно-театральное сообщество вступает А.С.Пушкин после окончания лицея?
Карточка № 2.
Слово
Значение
Оценка (+)
Лукоморье
Поэма
витязь
пленяет
видение
крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала
излучина морского берега
призрак, привидение
воин, богатырь
берет в плен