- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Решетняк З.Г. |
Дата | 28.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование здоровьесберегающих технологий
в учебно-воспитательном процессе
Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и способы применения их на уроке представлены в таблице.
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Применение
Обстановка и гигиенические условия в классе
Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
Соответствует нормам СанПиН
Количество видов учебной деятельности
Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение письменных заданий, анализ произведений, списывание и т.д.
Присутствуют все виды деятельности
Количество видов преподавания
Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.
Применяю все виды преподавания
Наличие и место методов, способствующих активизации
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Применяю различные методы работы
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Присутствуют на каждом уроке
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Присутствуют на каждом уроке
Психологический климат на уроке
Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик- ученик (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие).
Взаимоотношения на уроке комфортные, психологический климат благоприятный, работа проходит в атмосфере сотрудничества
Эмоциональные разрядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Применяются на каждом уроке
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Момент наступления утомления и снижения учебной активности.
Смена видов деятельности позволяет предупреждать утомление
Анализ научно-методической литературы и практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
Правило 1. Правильная организация урока с учетом всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Правило 2. Использование всех каналов восприятия с учетом типов функциональной организации полушарий мозга (аудиальное, визуальное, кинестетическое).
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся (учет биоритмологического оптимума работоспособности школьников в течение учебного дня, в дни учебной недели; учет возрастных особенностей детей).
Правило 4. Учет интенсивности умственной деятельности при организации урока (три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности).
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
-
5-25-я минута - 80%;
-
25-35-я минута - 60-40%;
-
35040-я минута - 10%.
Все эти правила применяю в организации учебной деятельности учащихся.
Психолого-педагогические технологии здоровьясбережения также применяются в моей педагогической деятельности. Для снятия эмеционального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания. Это способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам. Этому же способствует и комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, системно-деятельностного подхода, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии, которые являются основными в моей деятельности.