Обучение сжатому изложению в 9 классе

На этом уроке девятиклассники учатся писать сжатое изложение по тексту В.А. Сухомлинского.На этапе первичного чтения текста учащиеся определяют проблему текста, его тему, идею и структуру.На этапе вторичного чтения определяют микротемы текста, учатся записывать их кратко на основе обобщения, исключения, упрощения. На этапе моделирования сжатого изложения учатся соединять содержание микротем в тексте. В конце урока учащиеся приходят к выводу, что статья В.А. Сухомлинского имеет воспитательное зна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Обучение сжатому изложению в 9 классе».

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

  • знать:

-понятие «микротема»;

- способы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

-особенности построения текста- рассуждения;

  • понимать:

-смысл определений: тема текста, идея, ключевые слова, микротема,абзац;

- как работают способы сжатия текста;

  • уметь:

- адекватно понимать текст;

-определять микротемы;

- передавать основное содержание текста в соответствии с нормами

русского языка;

- применять способы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

Оборудование: текст для прослушивания, портрет В. Сухомлинского.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

  2. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем писать сжатое изложение по тексту В.А.Сухомлинского.

В.А.Сухомлинский(1918-1980) - педагог, который всю свою жизнь посвятил школе. Он работал учителем русского и украинского языков, учителем начальных классов, преподавал литературу, был завучем. Одним из главных направлений в своей работе считал воспитание. Одна из его книг так и называется «О воспитании». Считал главной задачей- «сделать детей добрыми, честными и порядочными».


  1. Первичное чтение текста.

-Какую проблему затрагивает В.А. Сухомлинский? (морально- нравственную).

1. Определение темы текста.

-Как определить тему? (По началу текста, по ключевым словам; предложения 1-3).

-Объясните значение словосочетания «человеческая сущность» . (Внутреннее

содержание человека).

- О чем этот текст? (Текст о внутренней культуре человека).

2. Определение идеи текста.

- Какую мысль выражает Сухомлинский? (Хорошие манеры являются проявлением

внутренней культуры человека и доброго, любезного отношения к окружающим

людям).

3.Этап определения структуры текста.

-Определите стиль и тип речи.(Публицистический стиль, тип речи- рассуждение).

-Назовите композиционные части такого текста.(Тезис, доказательство, вывод).

-Назовите основное содержание каждой.(По тексту).


  1. Вторичное чтение текста.

1.Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

-Определите количество абзацев в тексте по количеству интонационных пауз читающего.(5). Пронумеруйте их.

-Как определить микротемы текста? (По ключевым словам и предложениям).

-Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме? ( Без основных предложений невозможно раскрыть тему и идею текста, дополнительные имеют пояснительное значение).

-Как записать микротему кратко?(Содержащие подробности, детали, описательные

элементы в дополнительных предложения можно опустить или сформулировать

кратко, на основе обобщения).

- Какими еще приемами сжатия будете пользоваться? (Исключение, упрощение).

-Запишите микротемы кратко.

1 абзац- 1 микротема:

Мы часто желаем друг другу добра, этим выражаем свою человеческую

сущность. Умение относиться к окружающим по- доброму- это не только

показатель этической культуры, но и результат внутренней работы духа.

(Словарная работа: этика- совокупность норм поведения).

2 абзац- 2 микротема:

Мы говорим друг другу: здравствуйте. Не сказать этого слова- значит показать

дремучее моральное невежество.

(Словарная работа в контексте: дремучий- полный;

моральный -внутренний, душевный;

невежество- некультурность).

3 абзац- 3 микротема:

Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо. Благодарить - значит дарить

добро,«спасибо»- желать доброму добра. Все дело в сердечной чуткости, в

умении отвечать на добро движениями своей души.

(Словарная работа: сердечная чуткость-отзывчивость, сочувственность;

движение души- внутреннее побуждение).

4 абзац- 4 микротема:

В слове «пожалуйста» заключается наше уважение к достоинству человека.

Человек должен иметь достоинство, чтобы обращаться к другому человеку с

уважением.

(Словарная работа: порыв души- сильное проявление чувств).

5 абзац- 5 микротема:

Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных

пороков. Чтобы уберечься от него, надо овладеть соучастием, сочувствием,

состраданием.

(Словарная работа: порок- недостаток;

соучастие- совместное участие;

сочувствие- отзывчивое, участливое отношение;

сострадание- сочувствие, жалость).

Этап моделирования сжатого изложения.

-Как соединить содержание микротем в тексте? (Использовать лексические(повтор, однокоренные слова, синонимы) и лексико-грамматические(местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы) средства соединения частей текста.

-Снимите нумерацию абзацев- микротем. Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

  1. Написание изложения.

Мы часто желаем друг другу добра, этим выражаем свою человеческую сущность. Умение относиться к окружающим по- доброму- это не только показатель этической культуры, но и результат внутренней работы духа.

Мы говорим друг другу: здравствуйте. Не сказать этого слова- значит показать

дремучее моральное невежество.

Еще мы говорим: благодарю, спасибо. Благодарить - значит дарить добро, «спасибо»- желать доброму добра. Все дело в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души.

В слове «пожалуйста» заключается наше уважение к достоинству человека. Человек должен иметь достоинство, чтобы обращаться к другому с уважением.

Равнодушие к нуждающимся в помощи - один из опаснейших пороков. Чтобы уберечься от него, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием.


  1. Итог урока.

Статья Сухомлинского имеет воспитательное значение. Применив способы сжатия текста, у нас получилась, своего рода, памятка: «Каким нужно быть, и как себя вести с окружающими».

(1)Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю добра и счастья. (2)Это не просто выражение вежливости. (3)В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. (4)Умение чувствовать, умение видеть по- доброму окружающих тебя людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

(5)Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья. (6)В этих словах заключается глубокий моральный смысл; в них - сама сущность прикосновения души к душе. 8)Не сказать человеку «здравствуйте»- значит показать дремучее моральное невежество.

(9)Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо. (10)Благодарить - значит дарить добро, творить благо. (11)В слове «спасибо», ставшем формулой человеческих взаимоотношений с незапамятных времен, выражается наше пожелание, чтобы доброму к людям человеку всегда сопутствовало добро. (12)Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души.

(13)Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. (14)В этом простом слове, способном производить чудесное воздействие, заключается наше уважение к достоинству человека, почитание в нем его самостоятельности, независимости, доброй воли. (15)Человек должен иметь достоинство, чтобы обращаться к другому человеку с уважением, и в то же время он должен уметь откликаться на «пожалуйста»: просьба- это порыв души.

(16)Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных пороков. (17)Быть равнодушным- значит, по существу, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. (18)Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, сочувствием, состраданием и в то же время высокой принципиальностью и требовательностью, непримиримостью к злу, умением отличить безобидные человеческие слабости от пороков, уродующих душу.

(По В. Сухомлинскому)


© 2010-2022