Выступление на методическом объединении Формирование интереса к предмету - одна из важнейших составных частей обучения (из опыта работы)

Одним из ведущих современных подходов к обучению является гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса. Суть этого подхода к преподаванию русского языка можно выразить словами Ф.И. Буслаева, который считал, что учить русскому языку – «значит развивать духовные способности учащегося». А К. Д. Ушинский отмечал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка»… Иными словами, на уроках русского языка мы должны воспитывать языковую лич...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Федоровская основная общеобразовательная школа»


Ломакина Н.С., учитель русского языка (из опыта работы)


«Формирование интереса к предмету - одна из важнейших составных частей обучения».

Одним из ведущих современных подходов к обучению является гуманитаризация и гуманизация образовательного процесса. Суть этого подхода к преподаванию русского языка можно выразить словами Ф.И. Буслаева, который считал, что учить русскому языку - «значит развивать духовные способности учащегося». А К. Д. Ушинский отмечал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка»… Иными словами, на уроках русского языка мы должны воспитывать языковую личность с ценностным взглядом на язык.

Несколько лет назад академик Н.Д. Никандров в книге «Воспитание ценностей: российский вариант» охарактеризовал набор наиболее значимых ценностей современной России. Это: жизнь и здоровье людей, ценность семьи, ценности образования и культуры, патриотизма, любви к Родине. Однако в этой системе не названо отношение к родному языку, понимание его роли, сущности, те языковые идеалы, которые являются характеристикой личности и, как представляется, должны быть признаны одной из ценностных ориентаций. Осознание языка как ценности россиянина включает в себя, наверное, прежде всего отношение к языку как национальному достоянию, осознание значимости его в жизни народа.

Тут возникает противоречие: с одной стороны - необходимость формирования ценности русского языка, а с другой - нежелание овладевать системой, совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

Так, например, учащимися не всего осознаётся роль языка в будущей трудовой деятельности. На вопрос «Кем ты хочешь быть и нужно ли знание русского языка для твоей будущей профессии?» многие отвечают категорично: «Нет», другие дают неопределённые ответы, третьи признают необходимость хорошего владения родным языком в их будущей трудовой деятельности, но таких меньшинство. Как учебный предмет «Русский язык» редко называют в числе любимых, а его изучение связывают, прежде всего, с изучением правил и исключений. Кроме того, всем нам известно негативное влияние средств массовой информации. Известно, что исконно русские слова потоком уходят из лексикона современной молодёжи, всё больше и больше слов иностранного происхождения приживаются в нашей речи.

Разрешать это противоречие в первую очередь, конечно же, необходимо на федеральном уровне, что и происходит в последние годы, и, естественно, нам, учителям русского языка. Создание интереса к предмету - это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания русского языка.

Интерес, т.е. «отношение личности к предмету как к чему-то для неё ценному, привлекательному» (Энциклопедический словарь), влияет на то, в какой степени целеустремлённо, целенаправленно, увлечённо приобретают школьники знания. Как увлечь учеников уроками русского языка? Ведь каждому учителю хочется, чтобы его предмет стал любимым учениками, чтобы они увлечённо работали и осознанно усваивали материал. И разные учителя достигают этого разными путями и средствами. В одних случаях решающую роль играет личность учителя, создаваемая им в классе атмосфера дружелюбия, взаимопомощи, уважения к ученику. В других же на первое место выходит логика проведения уроков, благодаря которой ученик понимает, почему важно изучать данный материал, зачем ему предлагается выполнить то или иное задание, как применить рассматриваемое правило, где и когда пригодятся полученные знания и приобретённые умения.

Я на собственном опыте убедилась, что часто происходит не творческое усвоение ребятами нового теоретического материала, а механическое его зазубривание, которое держится в детской памяти недолго. Между тем даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у детей положительную мотивацию к изучению русского языка.

Чтобы стимулировать творческие поиски, использую нестандартное начало урока. Часто (особенно в 5-6кл.) в начале урока провожу словарный (слуховой, зрительный) диктант. Положительное в таком начале урока то, что все дети сразу включаются в учебную работу. Использую в начале урока пятиминутные «разминки». Это своеобразные «разминки» для развития сообразительности. В течение 5 минут нужно решить задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимыми объяснениями. Естественно, что отбор материала связан с задачами урока (данного или повтор. изуч.). В 8-9 классах почти на каждом уроке провожу синтаксические пятиминутки. Они помогают развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, внимание к языку, наблюдательность. У школьников развивается вкус к языку, красивой, образной и грамотной речи. Получив (или выбрав) карточку с предложением, ребята выполняют самые различные задания. Секрет синтаксической пятиминутки - в системе её проведения. Ребята привыкают к яркому слову, красивой речи, внимательному отношению к предложению. И даже временные рамки - это достоинство: пятиминутка не может наскучить. Она призвана ввести учеников в урок, закрепить недавно пройденное и напомнить давно изученное. Такая работа даёт положительный результат. Ребята на экзамене по русскому языку (устно) никогда не боятся разбора предложения и делают его хорошо и уверенно.

Часто на уроках использую не совсем стандартные виды работ. Они создаются за счёт комбинирования известных заданий, привлечения оригинального материала, постановки «неожиданных» вопросов. При изучении темы «Синтаксис и пунктуация» использую различные задания по схемам: составь предложения, соответствующие схемам; расскажи об обособлении по схеме; составь схемы только СПП; прочитай схему и т.д.

Разновидностью работы со схемами являются графические диктанты. Провожу их следующим образом. Диктую предложение, а ученики записывают его схему; записывают только схему однородных членов; читаю стихотворение, ученики выбирают нужное предложение, записывают его номер и рядом схему; при работе над сложноподчиненными предложениями часто провожу цифровые диктанты; при работе над темой «Род несклоняемых имен существительных», «Односоставные предложения» - буквенный диктант. Такие виды работ активизируют учеников, они затрагивают проблемы готовности учащихся, их интереса и учебной деятельности по русскому языку. Кроме графических и цифровых диктантов, провожу словарные диктанты с элементами игры: словарный диктант с помощью игры «Зоркий глаз», словарный диктант с помощью игры «По щучьему велению», словарный диктант на основе загадок по теме «Правописание гласных после шипящих и ц».

Труднейшими проблемами сегодняшнего дня остаются проблемы облегчения усвоения нового, воспитание и поддержание интереса к предмету особенно в старших классах. Как запомнить огромный теоретический материал, как сделать так, чтобы учение не было мучением? Я приучаю ребят кодировать огромный материал в виде опорных карточек. Так ребята легче запоминают новое, лучше понимают, некоторые придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. На первых порах я разрешаю пользоваться опорной карточкой даже у доски; постепенно, по мере запоминания правила, учащиеся от карточки отказываются, но у них всегда есть возможность при необходимости заглянуть в свою карточку. Я считаю, что опорные карточки - это не игра и не самоцель, это одна из форм работы, дающая хорошие результаты; ученику они помогают запомнить материал с наименьшими затратами труда, что окрасит учение постоянной радостью открытий.

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьёзный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. На своих уроках русского языка я также использую игру, ввожу игру в определенную часть урока в соответствии с его задачами. Игры-упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор. Разные дидактические игры-упражнения я использую при изучении темы «Лексика и фразеология». ( «Угадай слово по лексическому значению», «Найди лишнее», «Исправь ошибки»). На уроках по словообразованию тоже использую элементы игры и занимательности: «Собери слово», «Разбери слово».

Как ни странно, но ребята 8-9 классов тоже любят играть. Так, в 9 классе после изучения темы «Сложноподчиненные предложения» я предлагаю поиграть в «Синтаксическое лото». При изучении темы «Обособленные члены предложения» - «Подумай и ответь», при изучении видов односоставных предложений - «Будь внимателен». Подобные игры всегда вызывают оживление и интерес.

Мне всегда хочется сделать интересными уроки обобщения и повторения материала после изучения какой-либо объёмной темы, поэтому стараюсь проводить эти уроки нестандартно. В моей методической копилке есть уроки-путешествия, уроки в форме деловой игры, уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-практикумы. Такие уроки заставляют учеников быть активными участниками на протяжении всего урока, учат думать, анализировать, обобщать, работать совместно.

Надо признать, что работа по формированию интереса школьников к урокам русского языка трудоёмкая. Для достижения цели учитель должен много изучить дополнительной литературы, суметь донести её до учащихся, разбудить интерес к данному вопросу. Я, считаю, что моя работа даёт положительные результаты. У ребят есть интерес к русскому языку, каждый год выпускники выбирают его для сдачи на итоговой аттестации, при поступлении в другие учебные заведения сдают русский язык на «хорошо»и «отлично», на уроках чувствуют себя комфортно (это показало анкетирование), в 2006-2007 уч. году 11 учащихся посещали элективные курсы по русскому языку; удовлетворены отношениями с учителем 100%; по итогам областной аттестации в 2006 - 2007 уч. году - уровень усвоения учащимися основных знаний, умений, навыков по русскому языку - 100%.

Ежегодно принимаем участие в районных конкурсах сочинений и творческих работ.


© 2010-2022