- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конмпект урока по русскому языку
Конмпект урока по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ажикенова Л.В. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»
Кош-Агачский район
Республика Алтай
Урок
русского языка
в 6 классе по теме
«Удивительное имя прилагательное»
Ажикенова Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Цели урока: систематизировать знания об имени прилагательном как о части речи;
повторить признаки имен прилагательных;
развивать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными ;
наблюдать за ролью прилагательных в художественном тексте;
развитие связной речи, творческого мышления, уважительного отношения к предмету и друг к другу.
Тип урока: урок закрепления знаний, полученных в 4 классе.
Форма урока: урок-творчество (ГСО, дети работают в 2х группах, лидеры
оценивают работу всех членов группы)
Средства обучения: двусторонние карточки с изображением разных времен года,
карточки с загадками, карточки с изображением сказочных
героев, музыка Л.И Чайковского «Времена года».
Ход урока.
Психологическое погружение в тему урока на фоне музыки Л.И Чайковского «Времена года»
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Закройте глаза. Представьте холодный, но солнечный зимний день. Мороз пощипывает ваши щечки, и от этого немного холодно, но очень приятно, приятно от легкого прикосновения морозца к вашим щечкам. Посмотрите вокруг: снег начинает таять, появляются проталины, и вот-вот побегут ручейки. На деревьях набухают почки, а на ветках чирикают первые птицы. А сейчас совсем стало жарко, вода в реке Чуя теплая, как приятно утолить жажду и искупаться в этой чудесной речке.
Смотрите, летят листья с деревьев, они напоминают кораблики, которые собираются в далекие страны. Эти листья ковром устилают дорожки, напоминая нам о приходе золотой осени. Откройте глаза.
-Ребята, какие картины плыли перед вашими глазами, о чем вы вспомнили, что представили?
-Какое время года больше любите, почему?
Внимание на доску (на доске прикреплены черно-белые картинки с изображением разных времен года)
Зима Весна Лето
Лес, одетый на проталинах в лесу Лес, одетый в пышный
В снежный наряд. видны подснежники. зеленый наряд.
Осень - с деревьев падают желтые, красные листья, птицы улетают в теплые края.
-Что изображено на рисунках? Интересны ли вам эти картинки? Почему?
(Не интересны, нет в них цвета, яркости. Учитель переворачивает картинки с красочным изображением этих же рисунков).
-Скажите, с помощью чего мы смогли бы «оживить картинки» и придать им красоты? (нужны имена прилагательные, которые могли бы украсить картинки)
Запись темы урока «Это привлекательное имя прилагательное»
2. Работа в группах
Записать имена прилагательные к зиме и осени.
записать имена прилагательные к лету и осени.
(зима- белоснежная, чудесная…, весна- яркая, солнечная…, лето- зеленое, пышное…, осень- золотая, желтая, красная…)
3. Беседа об имени прилагательном.
-Что вам известно об этой части речи? Какие признаки прилагательных знаете?
-Какую роль в предложении выполняет имя прилагательное?
Учитель читает стихотворение, записанное на доске.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт.
-Скажите, о каком времени года и о какой одежде идет речь в стихотворении?
-Может ли у природы быть одежда? (да, но в переносном смысле).
Задание: выписать прилагательные с именами существительными, определить род, число, падеж имен прилагательных. Дети читают и выписывают прилагательные.
-Как будете определять род, число, падеж? (по главному слову-имени существительному, имена прилагательные согласуются с именами существительными).
-Какую роль играют имена прилагательные в этом отрывке? (украшают существительные)
Заполнение схемы.
прилагательное
уточняет
украшает
Прилагательные, которые украшают предметы, называются эпитетами.
Словарь- запись слова эпитет. Эпитет-это образное, художественное определение, выраженное именем прилагательным.
Физминутка Игра «Кто есть кто?»
(каждой группе было дано домашнее задание: составить портрет сказочного героя и нарисовать его рисунок). С группы выходят по одному ученику и читают описание, используя прилагательные, ученики с другой группы должны угадать, о ком идет речь. В конце показывается рисунок сказочного героя).
Примерные портреты Мальвины, Буратино, Золушки, Бабы-Яги.
4. Закрепление материала
Работа с учебником. (учебник Русский язык, авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова).
П. 102, стр.224, упр. 566. Вставить в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Определите род, число, падеж имен прилагательных. (1 группа)
Шляпка гриба, покрытая_______кожицей, держится на ______ножке. Снизу шляпка затянута_______плёнкой. Когда её уберешь, откроется нижняя_______сторона шляпки.
Слова для справок: темно-коричневый, крепкий, белый, желтоватый.
Упр.567 Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березку? Спишите, подчеркните имена прилагательные, обозначьте род, число, падеж. Найдите и подчеркните эпитеты. (2 группа)
Берёза
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
(А.А. Прокофьев)
Творческий диктант
1 группа. Продолжить синонимический ряд, используя имена прилагательные.
Какие бывают осенью дожди?
-слепые, грибные…
2 группа. Представьте, что вы дождь не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие силу дождя.
-стучит, шуршит…
5. Подведение итогов. Оценивание.
-Ребята, расскажите, что нового узнали на уроке? (роль прилагательных в речи: уточняют, украшают, что такое эпитеты)
-Расскажите об основных признаках имен прилагательных и о роли в предложении.
За работу в классе оценивают лидеры групп.
6. Домашнее задание.
1гр. Упр.570, стр.226 Письменно ответьте на вопросы. Разберите записанные предложения по членам.
-Какие люди вам особенно нравятся?
-О ком из своих товарищей вы можете сказать: честный, добрый, умный…
2гр. Записать загадки о животных, используя имена прилагательные. Отгадки по желанию можно нарисовать.
Спасибо за урок.