Урок – размышление по рассказу Ю. В. Бондарева «Простите нас!»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ…»

Урок - размышление по рассказу Ю. В. Бондарева «Простите нас!»

Видеоклип на песню Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя» - 2 минуты (Приложение№1)

Слово учителя: У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. «Быть или не быть?»… Промолчать или ответить? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать? Сбавь шаг… Остановись. Не сбился ли с пути… Не забыл ли о тех, перед кем ты вечный должник? Вопросы, вопросы, вопросы… сегодня мы зададим их себе, друг другу и автору рассказа «Простите нас!» Юрию Васильевичу Бондареву. (Презентация - 1 слайд)

Сообщение ученика «Странички биографии Бондарева» - 2 минуты (Приложение№2), (Презентация - 2-3 слайды)

Слово учителя: Хочу лишь добавить, что многие произведения Ю. Бондарева экранизированы, в том числе и рассказ «Простите нас!». Композиционно он не сложен, но простота, как это часто бывает в русской литературе, обманчива.

- Назовите главных героев рассказа?

- Кто такой Сафонов? В какой период жизни мы его видим?

Работа 1 группы (Презентация - 4 слайд)

авторская характеристика:

- известный конструктор, возвращающийся из санатория, где отдыхал после сложной зимней работы - ему уже за сорок - самоуспокоенный - благополучный - немного уставший от известности и, как нам показалось, от жизни

(Презентация - 5 слайд)

- Какие события происходят с Павлом Георгиевичем всего за один день, день, который заставил задуматься о многом, многое переосмыслить?

Работа 2 группы

«внешние события»

  1. Встреча с городом детства

  2. В домике Витьки Снегирёва, друга детства

  3. Посещение матери Веры, любимой девушки

  4. У старенькой учительницы

«внутренние события»

Слово учителя: после слайда - 5

- Какие чувства охватили Сафонова, когда он оказался в городе детства? Какие звуки, запахи его окружают? (работа с текстом рассказа).

- Что такое дом для Сафонова? Что такое дом для человека? (место, где жили его родители, где прошли лучшие годы: детство, юность, это его друзья, первая любовь).

- Что почувствовал Сафонов, когда увидел, что уже нет его низенького глинобитного дома? (обратить внимание на лексические повторы, усиливающие горечь, боль от утраты).

- Герою показалось, что его жестоко обманули. Кто обманул? (никто, так сложилась жизнь, остался без родителей, дома, друзей).

- Найдите ключевые фразы, определяющие «внутренние события» героя. (Презентация - 5 слайд)

«внешние события»

  1. Встреча с городом детства

  2. В домике Витьки Снегирёва, друга детства

  3. Посещение матери Веры, любимой девушки

  4. У старенькой учительницы

«внутренние события»

  1. «…почувствовал себя экскурсантом в этом городе»

  2. «едкое чувство горечи и какого-то обмана»

  3. «тоскливо, одиноко, досадно… будто ограбленный»

  4. «стыд, ненависть к себе… непроходящее чувство вины»

- «Куда идти?» … Вопрос, который задаёт себе герой, приобретает символическое звучание. (Презентация - 6- 7 -8 слайды).

Слово учителя: « И вдруг в проёме улиц Павел Георгиевич увидел свою школу, она стояла, как и тогда…». Обратившись к тексту, ответьте на вопрос, как отозвалась в душе Сафонова эта встреча, почему, заметив огонёк, зашёл к старой учительнице? (вспомнил, что был её любимцем, что детство прошло рядом с этим человеком, обрадовался возможности узнать что-то о своих школьных товарищах, тем самым загладить душевную пустоту и, возможно, исправить ошибки…)

Инсценирование: (Приложение№3)

Слово учителя: вы обратили внимание на то, что Мария Петровна не договаривает начатых фраз? Как называется такой приём речи? Зачем используется автором? (умолчание, эмоционально воздействует на читателя, передавая состояние старенькой учительницы - обращение к тексту рассказа).

- А что ещё помогает Бондареву эмоционально воздействовать на читателя, что помогает передать тревожное состояние души уже Сафонова? (словесный образ предметов, интерьера, внешность Марии Петровны).

Слово учителя: Л. Н. Толстой считал, глаза «зеркало - зеркало души». Как вы думаете, что мог увидеть Сафонов в глазах учительницы, если бы она не отвела взгляда? (горечь, боль, обиду, страдание, ведь ученики - это часть её самой, её жизни).

- Какую оценку выставляет учительница своему ученику? («плохо», что забыл, не помнит, предал идеалы юности, дружбы, любви).

Слово учителя: Мария Петровна преподносит Сафонову, взрослому, известному человеку, урок нравственности. Именно проснувшаяся совесть героя заставляет его переоценить свою жизнь, сделать правильный выбор. Да, вину перед Верой, любимой девушкой, не исправить, с Витькой они одинаково виноваты: оба не поддержали дружбы. Но Мария Петровна все годы помнит его, думает о нём, гордится им (докажите текстом - книга по самолётостроению) А он забыл её!

- Можно ли что-то ещё исправить? Докажите текстом.

Вывод делает 1 группа: (Презентация - 9 слайд): Сафонов не был плохим человеком, но встреча со старенькой учительницей обнажила в нём равнодушие к близким людям, к людям, которые вложили в него частицу души.

Слово учителя: Давайте вместе подумаем над главными вопросами, которые задаёт нам Ю. В. Бондарев в рассказе «Простите нас!», над вопросами, которые мы сами обязаны задавать как можно чаще (Презентация - 10 слайд).

Заключение: На фоне музыки (Приложение № 10) звучит «Молитва».

Домашнее задание.





















































© 2010-2022