Личностно ориентированный подход в преподавании литературы как средство развития творческих способностей и личности учащихся

Занятия по технологии развивающего обучения в форме творческих мастерских позволяют наиболее полно реализовать принципы личностно ориентированного образования, гуманизировать учебный процесс, формирует критическое и творческое мышление, развивает общеучебные умения, формирует готовность и способность учащихся использовать полученные знания и практические навыки в социуме. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих кач...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Троян Нина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Воеводская средняя общеобразовательная школа»,

Алтайский край, Россия

[email protected]

Аннотация. Занятия по технологии развивающего обучения в форме творческих мастерских позволяют наиболее полно реализовать принципы личностно ориентированного образования, гуманизировать учебный процесс, формирует критическое и творческое мышление, развивает общеучебные умения, формирует готовность и способность учащихся использовать полученные знания и практические навыки в социуме. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.

Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, творческая мастерская, метод развития творческого самочувствия, метод развития творческого самочувствия, метод самовыражения через литературное творчество , творческое общение с искусством, метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуре, метод развития ассоциативно-образного мышления, метод аналитического чтения, метод проектов.

Личностно ориентированный подход в преподавании литературы

как средство развития творческих способностей и личности учащихся

Динамичное развитие нашего общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро меняющемся социуме. Традиционный подход к образованию не содействует становлению неповторимой индивидуальности и творческого начала человека, так как предполагает нормативное мышление, стремление во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Это противоречие призвано разрешить использование личностно ориентированных технологий, которые воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике. Назначение личностно ориентированного подхода состоит в том, чтобы обеспечить и поддерживать в ребёнке процессы самопознания, саморазвития, самовоспитания и самореализации.

В моей работе ведущей является технология мастерских, пропагандируемая петербургскими педагогами, в частности, А. Окуневым, Э.Соколовой, Е. Галицких, И. Мухиной. Занятия по технологии развивающего обучения в форме творческих мастерских позволяют мне наиболее полно реализовать принципы личностно ориентированного образования. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях.

Применение творческих мастерских универсально, данная технология от­вечает требованиям непрерывности образовательного процесса в школе, так как, во-первых, охватывает урочную и внеурочную деятельность, во-вторых, мас­терские позволяют осуществлять позитивное взаимодействие всех субъектов об­разования и воспитания: ученик - учитель, ученик - ученик - учитель, ученик-родитель - учитель, родитель - учитель, учитель - учитель.

В моем педагогическом опыте присутствуют разные типы мастерских: мас­терские письма, проектные мастерские, мастерские конструирования, или по­строения знаний, мастерские интерпретации текста, мастерские ценностных ориентации, мастерские отношения.

Для меня, как словесника, очень важно передать духовный и культурный опыт предшествующих поколений. На уроках-мастерских серьезно и доверительно говорим о смысле жизни, о добре и зле, о чести и долге, о вере и безверии, о любви и прощении. Ученики усваивают вечные духовные ценности, которые помогут им не утратить нравственную и культурную опору: любовь к Родине, ответственность перед её прошлым, настоящим и будущим, бережное отношение к природе, любовь и милосердие к близким, уважение чести и достоинства других, стремление к самосовершенствованию через приобщение к искусству и культуре.

Уроки-мастерские - это уроки совместного мышления, партнерства, уроки свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. Мои ученики любят уроки за то, что можно рассуждать на философские темы, спорить, отстаивать свое мнение.

На уроках-мастерских каждый ребенок с первых минут включается в диалог. Даже во время выполнения индивидуального задания присутствует сотрудничество и сотворчество. Ученикам предлагается прочесть, дополнить свои записи, обменяться листочками, передать листок по кругу, а то и просто можно встать и подойти к любому участнику и посмотреть на его творческий процесс, дополнить свои записи понравившимся словом, образом. Это не списывание, это возможность сопоставить свои результаты с результатами другого, дать оценку своим достижениям, получить поддержку для дальнейшего самостоятельного творчества. И поэтому каждый этап мастерской заканчивается социализацией, то есть представлением того, что создано тобой, в паре, в группе.

Никто никогда не отказывался афишировать написанное, потому что всегда соблюдается уважение к чужому мнению, индивидуальному стилю мышления. Бывает так, что ребенок вначале прочитывает то, что услышал у других. Но в процессе работы, видя, как важно не «сколько», а «свое», начинает прислуши­ваться к себе, радоваться своему слову.

На мастерской каждый ребенок включен в деятельность, которая значима и для него самого, и для всех участников занятия. Никто на мастерской не боится ошибиться, во-первых, потому что творчество не бывает ошибочным, во-вто­рых, задания рассчитаны на личностный опыт, на нестандартность решения проблемы. В атмосфере уважения к ученику рождаются примеры удивительных чи­тательских открытий.

На творческих мастерских нет отстающих. На таких занятиях мной создаётся атмосфера духовной свободы, в которой все ощущают себя одинаково способными к восприятию и творчеству. Создавая ситуацию успеха, предоставляю ученику право выбора. Ученики имеют право работать в той или иной группе, выбирать тип задания. Это позволяет сохранить психическое здоровье ребенка, наиболее полно проявиться его природным дарованиям. Зная, что у ребенка хорошие вокальные способности, прошу спеть, если ребенок хорошо рисует, прошу нарисовать иллюстрации к произведению.

Мои уроки и мастерские по-другому выстраивают отношения к сочинениям. Сочинение традиционно воспринимается как неизбежное подведение итогов изученного. В конце занятия предлагаю "Поразмышляйте" вместо скучного "Напишите сочинение". После урока-спектакля "В гостиной Фамусова" ученица пишет сочинение в форме дневника от лица двух героев - Фамусова и Чацкого, показывая их отношения к одному и тому же событию и к одним и тем же действующим лицам. Вот и раскрытие темы "Век нынешний и век минувший". Без заученных фраз и книжных шаблонов. Все живо, правдиво, эмоционально.

В конце урока-мастерской легко рождаются строки творческих работ. Все, о чем будет писать ученик, уже прожито и прочувствовано, это становится частью духовного опыта ученика.

Всегда в классе делюсь радостью по поводу чьей-то творческой работы: прочту наиболее выразительные строки, отмечу собственные находки, ориги­нальность суждения, похвалю за стиль сочинения. Послесловие - это обратная связь. Я вижу не только результат работы своего ученика, но и оцениваю свою работу, выстраиваю дальнейшую деятельность с учетом прочитанного у моих учеников.

На занятиях в форме мастерских достижения ученика оцениваются и объективно, и субъективно. Здесь совсем не идет речь о предвзятом отношении учителя к ученику. Все дело - в особом подходе к ребенку. Во-первых, оценивается не только конечный результат. Так как на мастерской важен каждый этап, ребенок всегда имеет возможность получить хорошую или отличную оценку за тот этап творческой деятельности, на котором он был наиболее успешным. Во-вторых, оценивается собственный прогресс ребенка. Ученик без особого интереса читает стихи поэтов Серебряного века, а на мастерской пишет свои стихи. Всего четыре строчки, но каковы они по ценности и для него, и для меня, и для всех ребят!

Все, чему учится человек, должно быть применено в жизни, должно при­носить радость ему и пользу окружающим, то есть знания должны быть практи­чески и социально значимыми. На мастерской "Песнь о собаке" дети писали обращение к людям, призывая к гуманному отношению к "братьям нашим меньшим", рисовали памятник собаке, все это мы опубликовали в нашей школьной литературной газете "Три белых листа".

На мастерской «Под крышей дома своего» мы говорили о семье и семейных ценностях. Затем ученики изучали свою родословную, писали сочинения, оформляли семейные фотоальбомы, рисовали свою семью. Весь этот материал был представлен на выставке в сельской библиотеке, где каждый мог познакомиться с исследовательскими и творческими работами учеников.

После творческой мастерской «Светлое Христово Воскресение» семиклассники читали стихи, рассказывали о православных традициях младшим школьникам, устраивали выставку пасхальных яиц и открыток.

Побуждая учеников к рефлексии, т. е. к анализу собственного внутреннего состояния, осмыслению своего "я" в процессе познания, самооценке способов и результата деятельности, тем самым учу их видеть перспективу личностного роста. Уходя с мастерской, ученики продолжают мыслить, задавать себе вопро­сы. Они самостоятельно обращаются к литературе, находят доказательства, подтверждающие их суждения, приносят на урок книги, газетные и журнальные статьи, рассказывают о просмотренных телепередачах, предлагают их обсудить, выдвигают новые идеи.

Чтобы активизировать познавательную и творческую деятельность учеников, я применению методы, которые обеспечивают создание на уроках и мастерских личностно ориентированной ситуа­ции.

Метод развития творческого самочувствия включает в себя игры и элементы театрализации.

Ученику предлагается на определенное время перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами, и "пожить" таким образом в необходимых для их проявления обстоятельствах. Ученик, перевоплощаясь в своего персона­жа, пытается его понять, почувствовать, изучить, найти общее и разное со своим мироощущением, начинает думать как он, действовать как он, чувствовать как он, говорить от своего лица, опираясь на полученные знания о своем персонаже.

На использовании и реализации данного метода построены мои уроки-суды, уроки-спектакли, уроки-гостиные, уроки-ролевые игры, уроки-презентации и др.

В гостиной Серебряного века ученики погружаются в иную эпоху, выступая в роли поэтов К. Бальмонта, М. Цветаевой, И. Северянина, Н. Гумилева. Ученики заранее изучают интересные, с их точки зрения, события жизни и творчества и в диалоге на уроке рассказывают о них от лица поэтов. Их рассказ-диалог сопровождается чтением стихотворений и музыкальными произведени­ями.

В 8 классе после изучения комедии "Ревизор" я провожу урок в форме ролевой игры. Урок начинается моими словами: "Сегодня, господа, мы собрались для того, чтобы найти среди вас честное, благородное лицо". Ученикам предлагается возможность стать на время одним из героев комедии, которым бы­ли адресованы следующие вопросы:

- Есть ли у вас причины бояться ревизора из Петербурга?

- Какие меры вы хотите предпринять, чтобы ревизия сошла благополучно?

После знакомства с текстом комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" в 9 классе был проведен урок-спектакль "В гостиной Фамусова". Под звуки вальса Грибоедова я появилась в роли старухи Хлестовой, произнося её первую реплику.

Таким приемом я пользуюсь часто. Театрализованное начало дает настрой на дальнейший характер поведения учеников, их "перевоплощение" в героев произведения, их активное сотворчество в течение всего действа.

Метод самовыражения через литературное творчество предоставляет новые возможности для самораскрытия ребенка, позволяет укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал.

Ученики пишут сочинения в разных жанрах: дневник, письмо, эссе, мифы, поучения, сказки.

Предлагаю своим ученикам побыть писателем, поэтом, героем произведения.

На творческих мастерских, изучая повесть Пушкина "Станционный смотри­тель", мои ученики пишут письмо Дуне Выриной, покинувшей отца; при изуче­нии "Капитанской дочки" ученики получают задание написать письмо Андрею Петровичу Гринёва, узнавшему об аресте сына: «Императрица Екатерина II повелела сослать Петра Гринёва как «безнравственного и вредного негодяя», как государственного преступника в отдаленный край Сибири на вечное поселение. Сможете ли Вы убедить отца в невиновности сына?»

После изучения поэмы "Мертвые души" ученики пишут "новую главу". Во время посещения Чичиковым Коробочки нам становится известно, что по соседству с ней живут помещики: Бобров, Свиньин, Канапатьев, Харпакин, Трепакин, Плешаков. Эти герои являются внесюжетными, но благодаря твор­честву детей перед нами предстают характеры со своими жизненными установками, с определенным укладом жизни, времяпрепровождением. Идея развития образа уже заложена Гоголем в фамилии помещика, что и является отправной точкой для творчества. Используя тот же порядок и те же средства раскрытия образа (поместье, хозяйство, дом, кабинет, обед, торг), что и автор, ученики создают свои "литературные типы".

Пишут "продолжения" произведений: например, рассказа "Скворцы"(5 кл.), стихотворения М. Цветаевой "Тоска по родине" (11 кл.).

Творческое общение с искусством позволяет ученикам открыть особенности своих чувствований и переживаний. Музыка и живопись помогают выразить внутреннее состояние ребенка, которое он испытывает от знакомства с литературным произведением.

Произведения искусства помогают установить образно-смысловые связи с литературным произведением. Ученикам предлагается проиллюстрировать стра­ницы произведений, подбирая музыку, созвучную образу или событию в произведении.

Метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуре даёт возможность ученикам в особой духовной атмосфере проявить свои творческие способности.

На мастерской "Русской березке до земли поклон" ученики представляют самостоятельно собранный фольклорный материал о березе. Они сами удивляют­ся, сколько загадок, примет, песен сложил народ о березе, какую целительную силу имеет это чудо-дерево. Специально подготовленные ученики знакомят своих одноклассников с обрядом кумовства, с празднованием русальной недели, все вместе водят хоровод, участвуют в народных играх.

Дети приходят к пониманию, что береза - это и символ Родины, и символ девушки, и символ всего рода семейного. Так усваивает ребенок нравственные ценности своего народа.

Метод развития ассоциативно-образного мышления - один из ведущих в моей практике. Очень важно развивать воображение и творчество ученика через личностное чувствование и индивидуальное видение мира. На моих уроках дети выражают свои мысли и чувства при помощи слова, рисунка, графика, музыки, жеста и т д.

На этом методе основан первый этап любой творческой мастерской. Но и каждый урок я стараюсь начать с удивительного, неожиданного, впечатляюще­го, чтобы затронуть, зажечь, увлечь ребенка. Мастерская и урок могут начаться со звона колоколов, со звуков природы, с воспоминания о первых детских рисунках, с написания понравившейся мысли, фразы, с вопросов, которые бы они хотели задать себе, учителю, писателю...

В течение занятий я предлагаю задания, которые стимулируют ассоциативно-образное мышление: предлагаю представить себя любым предметом в гостиной Собакевича и рассказать о своем хозяине, составить словарь образов-символов по лирике А. Блока; назвать предметы, которые бы символизировали героев; передать внутренний мир героев при помощи цвета.

После изучения комедии Фонвизина "Недоросль" группам предлагается представить герб семьи Стародума и семейства Простаковых-Скотининых, на которых отразятся в виде символов жизненные ценности и устремления героев.

Метод аналитического чтения занимает важное место в развитии личности учащегося, позволяет ему полностью реализоваться как читателю. Внимательное и вдумчивое чтение - это творческий процесс, который позволяет исследовать и выстраивать свою личность, перенимать культурные ценности и духовный опыт русской литературы. Метод аналитического чтения позволяет освоить приемы читательской и художественной интерпретации.

Руководить процессом постижения литературного произведения помогает опережающее задание в форме проблемного вопроса, системы вопросов, таблиц. При изучении комедии Фонвизина "Недоросль" предлагается выписать «своевременные мысли», которые не потеряли актуальность и в наши дни.

Внимание к художественному тексту формируется при сопоставлении сцены литературного произведения и экранизации, сцены спектакля. После премьеры фильма "Мастер и Маргарита" ученикам был задан вопрос: "Что отсутствует в сцене полета Маргариты?" Их ответ: "Плачущий ребенок". Сами они приходят к выводу, что сцена, когда Маргарита успокаивает проснувшегося ребенка и отказывается от мести, - это и ключ к характеру Маргариты, и ключ к пониманию проблемы добра и зла в романе. Но от этой сцены отказывается режиссер. Ученики убеждаются в том, чтобы постичь мысль писателя, нужно вдумчиво прочитать произведение.

Метод проектов предусматривает развитие любознательности учеников, самостоятель­ности и инициативности; если дети работают в группе, то развивается умение сотрудничать, формируются коммуникативные навыки. Школьники учатся самостоятельно составлять план исследователь­ской работы, изучать источники информации, творчески подходить к решению проблемы, к выбору способов деятельности.

На занятии по теме "Художественные особенности лирики А.А. Фета" в 11 классе ученикам предлагается проблема: "В чем причина неоднозначного восприятия лирики Фета его современниками?". Каждая группа получает индивидуальную тему исследования. Проблема акцентируется при помощи противоположных суждений Д.И.Писарева и Н.Г.Чернышевского: «…Со временем продадут его пудами для оклеивания комнат под обои и для завёртывания сальных свечей, мещерского сыра и копчёной рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы» - «Кто не любит его, тот не имеет поэтического вкуса». Промежуточные результаты работы групп обсуждаются и анализируются за "круглым столом".

Итогом проекта становятся "поэтические сборники", которые предва­ряются самостоятельно написанной литературоведческой статьей о своем пони­мании творчества поэта, в подтверждение написанного ученики представляют ряд программных, на их взгляд, стихотворений поэта, особо творчески одарен­ные ученики оформляют "сборники" собственными иллюстрациями, для презен­тации своего "сборника" подбирают музыку.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературный анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

При изучении творчества С. А. Есенина в 11 классе ученикам было предложено принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта «Адресаты любовной лирики С.Есенина».

Литературоведы работали с биографической литературой, подбирали стихотворения, выстраивали литературный сценарий.

Художники и оформители подбирали видеоряд. Аниматоры создавали слайд-фильм, претворяя замысел литературоведов и художников, внося свое видение данной проблемы через фоновые рисунки, размещение материала на слайде, приемы анимации.

Чтецы находили нужную интонацию, выбирали темп и громкость чтения, чтобы передать достоверно внутреннее состояние лирического героя.

Музыкальные редакторы записывали и включали в проект песни на стихи С.Есенина, музыкальные фрагменты из произведений классики.

Работая над мультимедийными проектами, ученики начинают воспринимать литературу не как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства, школьники вступают в общение с творцами этого искусства на равных правах сотворчества, взаимопроникновения.

Использование технологии развивающего обучения в форме творческих мастерских с применением перечисленных методов позволяет гуманизировать учебный процесс и достичь успеха в обучении, формирует критическое и творческое мышление, развивает общеучебные умения, формирует готовность и способность учащихся использовать полученные знания и практические навыки в социуме.


© 2010-2022