- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Круглый стол «Русский язык – язык межнационального общения»
Круглый стол «Русский язык – язык межнационального общения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Остроухова Т.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №8"
357390, Ставропольский край Предгорный район станица Суворовская
улица Карла Маркса дом 312 а
Круглый стол
«Русский язык -
язык
межнационального общения»
Организатор:
Т.В. Остроухова -
учитель русского языка и литературы
ноября 2015 год
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.
Общение может проводиться в форме
-
классного собрания
-
воспитательного часа (час классного руководителя)
-
экскурсии
-
тематической лекции
-
беседа (этическая, нравственная)
-
диспуты
-
встречи с интересными людьми
-
викторины по различным областям знаний
-
дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут
быть дискуссии по заданной теме)
-
КВНы;
-
интерактивные игры;
-
игры путешествия;
-
театральные премьеры;
-
психологические игры и тренинги;
-
читательские конференции.
Итак, час классного руководителя (классный час) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час выполняет функции:
-
просветительскую
-
ориентирующую
-
направляющую
-
формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
При подготовке классного часа необходимо четко следовать методике организации и проведения классного часа.
-
Определение темы и задач классного часа
-
Определение времени и места проведения классного часа
-
Определение ключевых моментов классного часа и разработка плана подготовки и проведения классного часа (подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме, составить план (сценарий) проведения классного часа)
-
Определение участников подготовки и проведения классного часа (дать задание ученикам для предварительной подготовки к классному часу (если это предусмотрено планом), определить степень целесообразности участия педагогов или родителей)
-
Анализ его результативности.
Советы по организации классного часа.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Организация и проведение классного собрания
Классное собрание является важной формой работы классного руководителя с учениками (проводится примерно раз в четверть).
Классное собрание является наивысшим органом самоуправления в классном коллективе. Назначение этого органа - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем возникающих в организации деятельности класса.
Тематика классных собраний зависит от проблем, возникающих в классе.
Классное собрание выполняет две основные функции: стимулирующую и организующую. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание:
-
распределяет поручения;
-
избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива;
-
слушает доклады учеников о выполнении поручений
В 5 классе собрания следует проводить с целью выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем, возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно должно занимать 15-25 минут.
В 6 классе сфера деятельности собраний значительно расширяется: обсуждаются вопросы об участии класса в общешкольных мероприятиях, спортивных соревнованиях, дежурстве по школе.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение подготовке и проведению классных собраний в 5-7 классах, полностью оправдываются в старших классах.
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
Главным назначением нравственного классного часа является:
-
нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
-
изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
-
критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
-
развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Организация и проведение психологических игр и тренингов
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга - внутренний и внешний - так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге - 8-10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам, и письменно указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.
Организация и проведение тематического классного часа
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:
Дискуссионные формы:
- дистпут;
- дискуссия;
Метод проведения: группа делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу;
Результат: ученики вовлекаются в обсуждение различных проблем, учатся выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения;
- беседа;
Метод проведения: студенты рассуждают на заданную тему;
Результат: студенты учится формировать и высказывать свое мнение;
- конференция;
Результат: Учат обучающихся серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией;
- круглый стол;
Метод проведения: нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после можно провести неформальное обсуждение темы всей группой;
Результат: формирование личностной зрелости обучающихся;
- вечер вопросов и ответов;
Метод проведения: Преподаватель и обучающиеся задают друг другу любые интересующие их вопросы;
Результат: Развитие отношений внутри коллектива, открытость, что помогает решать возникающие проблемы;
- встреча с приглашенными людьми;
- лекция;
- лекторий
Метод проведения: лекцию читает классный руководитель, после лекции учащиеся обсуждают её;
Результат: Лекция и её обсуждение стимулируют учащихся проявлять интерес к подаваемой информации;
- аукцион.
Формы состязательного характера:
- конкурс
- викторина
- путешествие
- КВН
- эстафета полезных дел
- смотр
- парад
- презентация
- турнир
- олимпиада.
Творческие формы:
- фестиваль
- выставка
- устный журнал
- живая газета
- творческий труд
Метод проведения: класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой;
Результат: Происходит общение внутри группы, развивается мышление, умение работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала;
- представление (проектов)
- юморина
- спектакль
- концерт
- ярмарка;
Игровые формы:
- ролевые игры
Метод проведения: коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего обучающие её обсуждают, анализируют и делают выводы;
- сюжетные игры
- интеллектуальные (казино, морской бой)
- игры - катастрофы;
Формы психологического просвещения:
- тренинг
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Результат: Обучают детей правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев;
- исследование;
Подвижные формы:
- веселые старты
- малая олимпиада
- олимпиада
- день... (атлетики, здоровья и т.д.)
Формы работы вне школы:
- экскурсия
Виды экскурсий: автобусные; пешеходные; автобусно-пешеходные; музейные; посещение предприятий
Результат: Позволяет полезно организовать детский досуг; формируются сознание, эстетическая культура, наблюдательность, любознательность, убеждённость в правильности выбора специальности,
- поход
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Организация и проведение информационного классного часа
Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно - политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
-
Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
-
Информационный час должен быть мобильным
-
Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
-
Информация в обзоре должна быть беспристрастной
-
Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
информационный ринг;
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
пресс - конференция;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
дискуссии;
путешествие во времени (история создания газет и журналов);
рекламная акция.
Организация и проведение читательской конференции
Конференции используются в воспитательной работе с целью подведения итогов в изучении какой-то области знаний или социальных проблем.
Конференции могут быть научно-исследовательскими, урочными, читательскими. Современная школа в большей степени использует научно - исследовательские или научно - практические конференции.
Основная цель читательских конференций - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.
Читательские конференции уместно использовать в работе с учащимися 5-9 классов.
Перед читательской конференцией желательно провести анкетирование учащихся, которое позволит определить литературные пристрастия учащихся:
Методика подготовки к читательской конференции:
-
Определение темы читательской конференций.
-
Согласование сроков проведения читательской конференции с будущими участниками конференции (учащимися, педагогами, библиотекарем)
-
Определение вопросов, которые будут обсуждаться в ходе конференции.
-
Определение проблем, связанных с содержанием художественного произведения или творчеством писателя.
-
Просмотр спектаклей, выставок, фильмов, музеев, имеющих отношение к теме конференции.
-
Организация встреч с людьми, которые имеют отношение к конференции.
-
Поиск необходимых материалов в библиотеках, работа с документами и источниками, библиографией.
-
Распределение учащихся по группам для подготовки к конференции с учетом интересов и желания учащихся.
-
Промежуточное обсуждение с группами промежуточных результатов по подготовке к конференции.
-
Обсуждение результатов конференции и участия всех учащихся в ее проведении.
Формы проведения читательских конференций.
турнир литературных героев,
театр миниатюр,
литературный ринг,
литературная гостиная писателя,
праздник встречи с любимой книгой,
литературная встреча.
Организация и проведение викторины
Викторина - это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов из различных областей знаний: наука, техника, искусство, литература, музыка.
Правила проведения викторин:
Тема викторины должна быть актуальной.
Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.
В викторинах всегда должны быть победители.
Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно-воспитательном процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Подготовка досугового внеклассного мероприятия
Подготовительная работа перед посещением театра:
Изучение истории театров, их роли и влияние на судьбы людей.
Встречи с театральными деятелями, актерами.
Беседа «Театральное произведение и его автор».
Интерактивная игра «Театральный этикет».
Классный час «Актеры и роли».
«Театральная афиша» - игра - путешествие.
Анализ посещения театральной премьеры в классе.
Тематика экскурсий
Памятные места города, мимо которых мы проходим каждый день.
Если бы камни могли говорить...
Улицы, от названия которых становится теплей.
История храмов моего города.
Памятники старины и современности.
Люди, творившие историю.
Экономические гиганты моей страны.
Тайны природы и ее открытия.
Научные учреждения и их роль в жизни страны.
Музей приглашает в гости.
Сокровища театральных музеев.
Профессии наших родителей.
Мир растений моей земли.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
Развитию интеллектуальной сферы учащихся, их самопознанию и самоактуализации могут служить следующие формы работы со школьниками:
-интеллектуальные марафоны;
-дни интеллектуального творчества;
-защита интеллектуальных проектов;
-экскурсии в ВУЗы, НИИ и исследовательские лаборатории;
-встречи с учеными, изобретателями;
-интеллектуальные ринги и викторины;
-заседание клубов интеллектуалов;
-интеллектуальные олимпийские игры;
-школа интеллектуального развития.
Формы работы по преодолению вредных привычек учащихся
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:
просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
встречи со специалистами, изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях,
тематические викторины, устные журналы, создание антирекламных роликов по проблеме, конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа, конкурсы рекламных щитов по данной проблеме, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
нравственные классные часы; интерактивные игры;
пресс-конференции, брифинги по данной теме.
Необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятий по профилактике вредных привычек:
Мероприятия должны соблюдать время и место. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
Мероприятия такого рода должны быть очень искренни ми и максимально откровенными со стороны взрослого.
Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
Такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий, поисков.
Итак, час классного руководителя (классный час) - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.