Сценарный план урока литературы в 5 классе. Е. И. Носов. «Белый гусь»: основная мысль рассказа

Данный урок по своему типу является уроком внеклассного чтения. Его цель - углубить знания детей о творчестве нашего писателя-земляка Е.И.Носова и выявить основную мысль рассказа. На уроке проводится словарная работа, которая способствует расширению словарного запаса обучающихся и помогает понять яркий и образный  язык писателя. На уроке используются следующие методы обучения: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (фотог...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарный план урока литературы в 5 классе.

Учитель Мамзина Любовь Николаевна.

Тема: Е.И.Носов. «Белый гусь»: основная мысль рассказа.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Цели урока: выявить основную мысль рассказа; учить постигать тайны слова: улавливать детали, находить художественные средства выразительности; развивать навык выразительного, вдумчивого чтения, выборочного пересказа; развивать речь и мышление учащихся; воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому.

Планируемые результаты

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Метапредметные:

•регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять самоконтроль;

• познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; объяснять значение слов; умение делать обобщения, выводы;

•коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи.

Средства обучения: рассказ Е.И.Носова «Белый гусь», портрет писателя, фотография памятника Белому гусю в Курске, таблицы для словарной работы, листы самооценки, компьютер, проектор, экран.

Предварительные задания к уроку

  1. Прочитать рассказ «Белый гусь» Е.И.Носова.

  2. Подготовить выразительное чтение вступления (1-6 абзацы).

  3. Подготовить пересказ эпизодов:

А) «Гусь на плесе».

Б) «Гусь и бычок».

4. Подготовить выразительное чтение отрывка «Грозовая туча».

5. Нарисовать гуся (по желанию).

6. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из рассказа со слов « Все двенадцать пушистых «одуванчиков…» и до конца.

Эпиграф к уроку:

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев

Ход урока

  1. Организационный этап

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка располагает к хорошему и приятному общению.

2. Мотивация к учебной деятельности

- Давайте прочитаем эпиграф к уроку и постараемся понять, о чем в нем говорится.

Ответы детей: в нем говорится о силе любви.

- В конце урока мы вновь обратимся к словам И.С.Тургенева и постараемся понять, как они связаны с событиями, описанными в рассказе «Белый гусь».

3. Актуализация знаний и целеполагание

Слово учителя

- Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству нашего замечательного писателя-земляка Е.И.Носова.

Давайте вспомним, с какими рассказами Е.И.Носова мы уже познакомились на уроках литературы?

Ответы детей: «Тридцать зерен», «Хитрюга», «Как ворона на крыше заблудилась», «Зимородок», «Трудный хлеб».

- Каким человеком предстал перед вами писатель в этих рассказах?

Ответы детей: добрый, любящий животных, природу, заботливый…

- В центре нашего урока - рассказ Е.И.Носова «Белый гусь». Мы в ходе урока попробуем понять, в чем смысл этого небольшого рассказа, чему он может нас научить. А также мы постараемся понять образный язык писателя. У вас на партах есть таблица (см. Приложение к уроку), которая отразит словарную работу в течение урока. Вы должны будете заполнить ее примерами и сдать в конце урока.

4. «Открытие» обучающимися нового знания, реализация проекта

- Какие чувства вы испытывали, читая рассказ?

Ответы детей.

Чтение начала рассказа (6 первых абзацев)

Вначале - словарная работа

Кокарда - форменный знак на головном уборе.

Подойник - сосуд, в который стекает молоко при ручном доении.

Кулига (обл.) - луг у реки, туманные места.

- Что же вы узнали о гусе из вступления?

Ответы детей: гусь похож на адмирала.

- К какому художественному приему прибегнул писатель?

Ответы детей: это метафора. (Запись в таблицу).

- Давайте еще раз обратимся к тексту и докажем, что гусь действительно похож на «адмирала».

Дети найдут в тексте в качестве доказательства следующее:

  1. адмиральская походка, выправка, тон: «ходил важно», «никогда не бежал», «всегда высоко и неподвижно держал длинную шею», «издавал свой крик», что «в лугах у доярок тонко звенели подойники»;

  2. внешность: «белоснежный китель», «шишка на переносье походила на кокарду».

- Какие же средства художественной выразительности применил Е.Носов, чтобы так описать своего героя?

Ответы детей: метафоры, эпитеты, сравнения. (Запись в таблицу)

Вывод: автор - мастер слова. Он подбирает точные, выразительные слова, которые помогают нам увидеть, представить героя.

Работа с иллюстрациями детей.

- Кто из «художников» сумел более точно передать слово писателя?

Ответы детей.

Работа над эпизодами.

- Какие эпизоды рассказа вызвали у вас улыбку?

1)Пересказ эпизода «Гусь на плёсе».

Вначале - словарная работа.

Плёс - широкое водное пространство между островами.

Привада - корм для приманки зверей, рыб, птиц; место для ловли.

Тяжба - спор.

Кильватерный строй - ряд судов, идущих одно за другим по одной прямой линии.

Армада - большой военный флот.

Кукан - бечевка, на которую надевают под жабры и в рот пойманную рыбу.

2) Пересказ эпизода «Гусь и бычок».

- Как автор называет гуся в этих эпизодах? Адмиралом?

Ответы детей: нет, это «буйный папаша», «легкомысленная птица».

- Как вы еще могли бы назвать героя?

Ответы детей: задира, забияка, смельчак…

- А почему гусь себя ведет так буйно?

Ответы детей: потому что мать-гусыня погибла, а он теперь отвечает за жизнь двенадцати детей-гусят.

- Как автор называет гусят?

Ответы детей: «одуванчики».

- Как называется этот художественный прием?

Ответы детей: метафора. (Запись в таблицу).

- Где, по вашему мнению, кульминация в рассказе?

Ответы детей: появление тучи.

Чтение и анализ эпизода «Грозовая туча».

- Назовите художественные средства выразительности, которые помогают нам запечатлеть образ тучи.

Дети найдут в тексте следующие средства выразительности:

олицетворения: «наползла», «росла», «поднималась», «пожирала»;

метафора: «солнце бесследно исчезло в ее свинцовой утробе»;

сравнение: «тяжелой стеной».

- На кого похожа туча?

Ответы детей: хищник, чудовище.

- Видели ли вы подобное явление природы? Страшно вам было?

- А гусь испугался? Как он вел себя?

Читаем со слов «Белый гусь сидел…»

- Так ли вели себя другие птицы?

- Почему гусь не побежал спасаться?

Ответы детей: он не мог бросить своих детей: ведь они бы тогда погибли.

- Нравится ли вам здесь Белый гусь? На кого он похож?

Ответы детей: снова на «адмирала».

Учитель читает отрывок «Туча промчалась… сбегала струйка крови».

- Что же произошло на лугу?

Ответы детей: Белый гусь погиб.

- А стоило ли погибать?

Ответы детей: Да, стоило: ради спасения детей.

- Как мы можем охарактеризовать поступок Белого гуся?

Ответы детей: он совершил подвиг.

- Какие чувства вы испытывали, читая этот эпизод?

Ответы детей: боль, печаль…

- И снова на кого похож наш герой?

Ответы детей.

Учитель:

- Да, наш герой снова похож на адмирала. Он мужественно принял смерть. Он и в смерти прекрасен. Найдите и запишите в таблицу средства выразительности, с помощью которых автор описывает уже мертвого гуся.

Дети найдут в тексте следующие средства выразительности:

эпитеты: «могучие крылья», «немигающий глаз»;

олицетворение: «сбегала струйка крови».

- Наш любимец, Белый гусь, погиб, но только ли грусть в финале?

Заранее подготовленный ученик читает наизусть отрывок «Все двенадцать пушистых «одуванчиков»…» и до конца.

Ответы детей: это светлая грусть, так как остались жить дети-гусята. А ведь дети - это продолжение жизни.

  1. Этап обобщения с самопроверкой по эталону.

Учитель воспроизводит на экране таблицу, которая отражает лексическую работу на уроке, ученики вносят коррективы в свои таблицы.

Делаем вывод по проделанной словарной работе: Е.И.Носов - мастер слова. Читать его произведения - истинное наслаждение.

- Какова же основная мысль рассказа? Что хотел сказать нам автор?

Ответы детей: автор говорит нам о силе и величии родительской любви.

Учитель снова обращает внимание детей на эпиграф к уроку (слова И.С.Тургенева).

- Как он связан с основной мыслью рассказа Е.И.Носова?

Ответы детей: и Носов и Тургенев говорят о силе и величии любви.

Работа с фотографией памятника Белому гусю в Курске.

Фотография памятника воспроизведена на экране.

- Вы узнаете этот памятник?

- Это памятник Белому гусю. А появился он у нас в Курске в сентябре 2012 года. Установлен во дворе детской библиотеки на улице Карла Либкнехта. Скульптор - Юрий Киреев. Этот памятник - символ отцовства.

6. Рефлексия и самооценка.

- Какие чувства остались у вас от урока?

Обучающиеся оценивают свою деятельность, используя оценочные листы (см. Приложение).

7.Домашнее задание (вариативное):

  1. Напишите сочинение - рассуждение «Спасибо писателю Е.И. Носову».

  2. Напишите сочинение - рассуждение «Памятник какому еще литературному герою Е.И.Носова вы бы поставили? И почему?»



Приложение к уроку

Словарная работа (таблица для заполнения)

Средства художественной выразительности

Примеры

Метафоры

Сравнения

Олицетворения

Эпитеты

Лист самооценки

п⁄п



Вопросы

Выберите один из предложенных вариантов, отвечая на вопросы анкеты

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1.

Мне понравился урок


2.

Я справился со всеми заданиями , предложенными на уроке


3.

Я приобрел полезные знания на уроке


4.

Я хочу изучить дополнительную литературу по теме урока




© 2010-2022