Разработка урока русского языка Правописание не с причастиями ( 7 класс)

Методическая разработка по теме “Правописание не с причастиями” Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного подхода. В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме  ” Правописание не с причастиями .”  Урок разработан с использованием технологий системно – деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что ученик 7 класса поставлен в условия, где он должен научиться мыслить самостоятельно,  п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка

Учитель Соловьёва Людмила Ивановна

Тема «Правописание не с причастиями»

Цель: познакомить учащихся с правильным написанием НЕ с причастиями.

Задачи: 1) закрепить умение написания НЕ с причастиями;

2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;

3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.

Тип урока: изучения нового материала

Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, частично-поисковый, метод критического мышления.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная.

Технологии: компьютерная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

УМК под редакцией С.И. Львовой - Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. С.И.Львова, В.В.львов, -М.: Мнемозина, 2012

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.










п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Методы, формы

Время

1.

Организационный

Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.


Создать положительную эмоциональную атмосферу

Словесный метод

1 мин.

2

Актуализация субъективных знаний учащихся

Подготовка к изучению нового материала

Проведём орфографическую разминку: устно объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи в данных словосочетаниях:

невысокое дерево; не выполнил работу; не глубокая, а мелкая река; не у кого спросить; неистовая буря

Орфографическая разминка


Подготовить к восприятию новой темы

Практический метод

3 мин.



Значение какого слова вызывает у вас затруднение?

Неистовая






Как вы понимаете значение слова неистовый?

Словарная работа. Учащиеся отвечают, используя толковый словарь

Обогащение словарного запаса учащихся


1мин



Назовите правило написания Не с какими частями речи вы знаете?

Называют части речи



1 мин



Какой частью речи является слово неистовствующий?

(Не)истовствующий (на слайде)






Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

написание не с причастиями






Это и будет тема нашего урока «Правописание Не с причастиями»

Делают записи в тетрадях






При изучении данной темы какие задачи нужно решить?

1. Познакомиться с условием выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

2. Научиться применять правило на практике.

Развитие умения определять цели своей деятельности


1 мин

3.

Изучение нового материала

Проведём исследование с целью выявления условий, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.

1. Для выяснения причин слитного и раздельного написания не с причастиями разделимся на 3 группы.

2. Каждой группе предлагается проанализировать языковой материал.

3. Сделать вывод о написании не с причастиями.

4. Заполнить кластер по изучаемой теме в ходе обсуждения.

Примечание. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.

Работа в 3 группах: заполнение кластера.

Распределение обязанностей в группе


Групповая работа

Кластерный подход.





Практическая работа. Исследование

Ученики анализируют словосочетания и предложения:

1 группа

Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.

Подсказка: сравните

Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.

Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.

Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.

Подсказка: сравните

Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.

2 группа

В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.

Подсказка: сравните

В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.

3 группа

Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.

Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.

Подсказка: сравните

Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.

Формирование навыков исследовательской деятельности

Групповая форма работы. Исследовательская деятельность.

5 мин.




Обсуждение итогов исследовательской работы

Развитие умения выделять главное


2 мин.



1. Назовите цель вашего исследования.

2. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.

3. Сравните свои выводы с правилом учебника

1. Определение условий слитного и раздельного написания не с причастиями.

2. Формулируют правило правописания НЕ с причастиями.

3. Чтение правила из учебника.


Частично-поисковый метод





Выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника

Развитие умения делать выводы


1 мин.



Обратимся к слову «неистовствующий». Объясните его написание, составьте с этим словом предложение (устно)



Словесный метод

1мин

4

Проверка первичного усвоения


Объяснительный диктант

Не раскатывающийся, а глухо рокочущий гром, невспаханное поле, не приученный к порядку ребенок, недомогающий ученик, несделанная работа, окно не закрыто.

Обучение аргументированному письму

Коллективная форма работы

4 мин.




Вывод:



1 мин.




Самостоятельная работа. Работа с учебником.

Упр. 256

1. Списать, объяснить условия выбора.

2. Выписать слова с раздельным написанием.

3.Индивидуальное задание ( упр.257)


Обучение самостоятельной деятельности

Самостоятельная работа

Работа с учебником

Дифференцированный подход

Индивидуальный подход

5 мин.



Проверка (в том числе и индивидуального задания)

Назовите слова, которые пишутся с НЕ раздельно.

Назовите слова, которые с НЕ пишутся слитно.


Развитие навыков самопроверки


4 мин.




Вывод:



1 мин.



Послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?»

Работа с текстом

Обучение частичному анализу текста





Легенда о хризантеме. Читает учитель.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не)желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распутившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

Аудирование

Аудирование с целью извлечения необходимой информации


1 мин.



Так каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?

Анализ текста

Нужно быть искренним, не желающим зла людям



1 мин.



Встретили ли вы в тексте незнакомые слова?

В тексте: эликсир - чудодейственный, волшебный напиток






Об этом чудодейственном цветке есть еще одна легенда, с которой вы познакомитесь самостоятельно и выполните предложенное задание.

Читают задание к тексту легенды






По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________ силы преданию, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.

Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.


Выполняют задание, обсуждают в парах

Научиться употреблять причастия с Не в речи

Работа в парах

5мин




Вывод:



1мин

5

Домашнее задание

Выучить правило




1 мин.

6

Подведение итогов урока

Подведём итоги.

- что узнали нового на уроке?


Учащиеся озвучивают кластер «Правописание НЕ с причастиями»


Репродуктивный метод

1 мин.

7

Рефлексия

1. Какое задание на уроке было наиболее интересным?

2. Какое задание оказалось самым трудным?

- Эти трудности мы разрешим на следующем уроке

- У вас на партах цветок хризантемы! Он останется вам на память!

Вы молодцы! Будьте всегда искренними, добрыми и отзывчивыми.




2 мин.


© 2010-2022