Конспект урока по русскому языку на темуУпотребление глаголов в речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Восемнадцатое января

Классная работа

Употребление глаголов в речи (слайд 1)

Цель:Добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки глагола;

  2. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи; расширять словарный запас учащихся;

  3. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с восклицательным и вопросительным знаками

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа, комментированное письмо

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний (слайд 2)

Ход урока

І.Вводно-мотивационный момент.

Приветствую Вас, друзья!

Улыбнитесь друг другу веселей!

Я желаю всем успехов и добра,

А теперь урок начать пора!

Психологический тренинг. Назвать своё имя и черту своего характера по первой букве имени.

II. Проверка д/з. Упр.

Взаимопроверка (учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют правильность выполнения дом. задания, затем оценивают работы карандашом)

III. Актуализация знаний: (слайд 3)

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.

(Глагол)

Вопрос классу: - Что такое глагол?

2. О каких предметах идет речь?(слайд 4)

Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)

Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку. (Заяц)

Не похож на человечка,
но имеет он сердечко,
и работе круглый год
он сердечко отдает.
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
он раскрасил мне альбом.
(Карандаш)

Что вам помогло отгадать загадки?

(Глаголы, которые означают действие предмета.)

3.(слайд 5)

Он эн…ргичен, мног…лик
- Глагол.
Он действовать пр..вык.
Необходим он -
Вот в чём соль.
Я гов…рю, ему
Глаголь! (А. Татьяничева.)

Как автор характеризует глаголы?

Как вы понимаете выражение "Вот в чём соль?:"( Вот в чём главный смысл.)

И в чём же эта "соль" (суть, смысл)? (Глагол необходим).

Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? - вопросы сегодняшнего урока.

Тема урока: "Употребление глаголов в речи".(слайд 6)

Слова А. Татьяничевой возьмем в качестве эпиграфа к уроку.

IV.Выполнение тренировочного упражнения:

Выборочный диктант: выпишите глаголы из данного стихотворения(слайд 7)

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря…

- Определите спряжение, вид и время глаголов(слайд 8).

V.Физминутка(слайд 10)

А к спряжению второму,

Чтобы долго не мудрить,

Мы относим все глаголы,

Что кончаются на -ИТЬ.

Составляют исключенье 2 глагола

БРИТЬ-СТЕЛИТЬ,

Только к первому спряжению

Мы должны их относить.

VI. Упражнение по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Диалог:

Мальчик спросил у друга :
-Ты победишь в олимпиаде?
-Да ,я ,конечно, побе…

Как правильно сказать?(слайд 11)

- Да, некоторые глаголы не употребляются в первом лице ед.ч. Вот некоторые из них: победить, убедить, дерзить, пылесосить. Однако ситуация не безвыходная. Как можно сказать?

2. Извинение.( Слайд 12)

Очень часто можно услышать:
«Извиняюсь»

Человек ,который просит извинения у другого, сам себя извиняет

Слово извиняюсь- это возвратный глагол,

который обозначает действие ,направленное

на себя.

Правильно сказать: «Извини или извините».

3.Как сказать лучше? Слайд 13

Как правильно сказать?
Автобус приехал или автобус
пришёл.

- Правильным будет второй вариант.

Ездят только люди. О транспорте не принято говорить «приехал». Говорят: «Автобус пришёл».

- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данное задание?

Для того, чтобы правильно говорить и употреблять глаголы в нужной форме.

VII.Тренировочное упражнение: графически объясните написание слов. Слайд 14:

  1. Чудная картина,
    Как ты мне р…дна:
    Белая равнина,
    Полная луна,
    Свет с небес высоких,
    И бл…стящий снег,
    И саней д…леких
    Од…нокий бег. (А.Фет)

  2. (На) дворе гуля…т (не) погодь2,
    Ноч(?) стоит темным (темна),
    И совою пучеглазою
    Из(за) туч(?) гл…дит луна.
    (Под) окошком ветви яблони
    Так и ходят ходуном,
    И березка (с)дубом шепч…тся2,
    Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)

VIII.Словарная работа (слайд 16)

Олицетворение- глагол, употребленный в переносном значении, который переносит действие живого существа на другие предметы.

IX. Сравнительный анализ текстов.

Прочитайте тексты.(Слайд 18)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)

( Слайд 19)

На дворе гуляет непогодь,
Ночь стоит темным -темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном.

(П. Комаров)

- Определите стиль речи. (Художественный)

Наша задача - определить роль глаголов в этих текстах.

1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Словарная работа(слайд 21).

Пейзаж * лат.пейз - страна, вид, местность заимствовано из фр.яз. (багаж, этаж, вернисаж, мираж)

- Подберите однокоренные слова, сделайте морфемный разбор всех записанных слов.

4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение - неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение - подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

X. Закрепление материала.

1). Устная работа (интерактивная доска).

- Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А. Пушкин)(слайд 24)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз - воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов)(слайд 25)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)(слайд 26)

2.) Редактирование (используем интерактивную доску).

1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2). На каждого члена кружка "Юный техник" падает по пять - шесть моделей.

- Почему данные предложения вызывают смех?

- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

- В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).

XI. Работа по словообразованию (слайд 27)

Как лук без земли вырастить?

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

XII. Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы ("Метель разбушевалась", "Снег идет"; "Снегопад", "В заснеженном царстве"; "Проказы старухи зимы")( Слайд 28)

Рефлексия:

Всё понятно было на уроке - карточка с восклицательным знаком,остались вопросы в конце урока - карточка с вопросительным знаком.(слайд 29)

© 2010-2022