Статья Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

   Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску. При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виды обучающих диктантов

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

(Тихонович Ольга Федоровна,учитель русского языка и литературы специальных коррекционных классов 8 вида. МБОУ «Боградская СОШ»)

Виды обучающих диктантов: словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, письмо по памяти, предупредительные, объяснительные, свободные. В конце каждой темы проводится контрольный диктант. Если в тексте диктанта встречаются слова на еще не изученные правила, их следует выписывать на доску.

При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Выясняет, что непонятно. Далее он диктует текст по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение должно быть достаточно громким и внятным, но не подсказывающим. Темп чтения - равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Ученики следят по тетрадям, проверяя написанное. Далее выполняется задание к тексту.

Выборочные диктанты позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания (выдели корень, укажи род, падеж и т.п.). Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

Зрительные диктанты основаны на зрительном восприятии текста. Текст записывается на доске, школьники анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку сами проверяют текст.

Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, знаки препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи текст открывают, дети сличают свои записи с написанным на доске. Такой вид диктантов развивает память и орфографическую зоркость.

Особенность предупредительного диктанта состоит в том, что ошибки как бы предупреждаются до записи текста. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Школьники воспринимают текст на слух, выделяю трудные в орфографическом отношении слова, и решают, как следует их писать. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

При проведении объяснительного диктанта объяснение трудных слов дается после записи. Он проводится, когда учащиеся достаточно хорошо усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

В процессе творческих диктантов учащиеся практикуются в замене одних грамматических форм другими (ед. ч. вместо мн. ч. и т.п.) или упражняются в умение вставлять в текст какую либо грамматическую категорию (прилаг., сущ., и т.п.). Последний вид работы требует предварительной подготовки.

Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Текст не читается целиком. Учитель диктует каждую часть два раза, затем учащиеся пишут так, как запомнили. Учитель напоминает им, что желательно сохранить в тексте слова с изучаемой орфограммой. Свободный диктант проводят перед контрольным, когда изучаемый материал достаточно хорошо усвоен. После того, как учитель прочитает часть диктанта, состоящую из 3 - 4 предложений, он предлагает детям пересказать отрывок. Данный вид диктантов способствует не только совершенствованию навыков грамотного письма, но и развитию речи.

^ 21. Словарная работа на уроках русского языка

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты.

^ Методы работы над правописанием трудных слов

Учитель записывает слово, подлежащее изучению на доске.

Вставка слова в классное наборное полотно.

Чтение слова учителем.

Объяснение значения слова (учителем или детьми).

Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).

Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом, подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом).

Запись слова в орфографический словарик.

Задание на дом - выучить написание слова.

Включение слова в разнообразные виды устных и письменных работ и упражнений.

^ Виды словарных работ

Загадки (ответы загадок являются словарными словами).

Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).

Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).

Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).

Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)

Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).

Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).

Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

по родам;

по числам;

по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

с непроверяемой и проверяемой гласной;

одушевленные или неодушевленные предметы;

по тематике - «Город» и «Деревня»;

по частям речи;

с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.

Выписать из данных слов:

слова, состоящие из двух, трех слогов;

слова с Й;

слова с шипящими.

Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей - птицы).

Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).

Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).

Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.

Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.

Подбор однокоренных слов.

Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

Разбор слов по составу.

Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

Заменить одним слово (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

Письмо по памяти.

Самодиктант и взаимопроверка.

Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).

Перфокарты, перфоконверты.

Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).

Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.

Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить……...).

От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.

^ 22. Предупреждение ошибок и работа над ошибками

на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Предупреждение ошибок

Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:

соотнесение орфограммы с определенным правилом;

звуковой анализ слова;

четкое проговаривание слов;

условно-графическая запись слова;

составление слов из разрезной азбуки;

запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;

использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;

применение правил с обязательным объяснением;

написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);

соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);

повторение диктуемых слов и предложений учителем;

четкое или распевное проговаривание слов учителем;

осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся.

^ Работа над ошибками

Эффективность работы над ошибками зависит от:

систематичности ее проведения;

от разнообразия видов упражнений

от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности

от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.

Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:

исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;

анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;

организация специального урока работы над ошибками.

План урока работы над ошибками:

Сообщение о результатах письменной работы.

Коллективный анализ типичных ошибок класса.

Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.

Самостоятельная работа над ошибками.

Задание на дом.

Подведение итогов урока.

^ 23. Дидактические игры

на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Используя игру по правилам, количество условий игры должно ограничено двумя - тремя, т.к. умственно отсталым детям трудно усвоить большое количество правил игры. Учителю следует помогать во время игры тем детям, которым трудно запомнить принцип игры. По окончании игры следует выявить победителя и поощрить его. Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.

В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Игры могут быть с предметами - использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи - фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому-либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно - печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

^ 24. Ошибки,

допускаемые умственно отсталыми учащимися при письме

Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:

пропуски букв и слогов (трва - трава, кродил - крокодил, пинес - принес);

перестановки букв и слогов (онко - окно, звял - взял, пеперисал - переписал, натуспила - наступила);

недописывание букв и слогов (красны - красный, лопат - лопата, набухл - набухли);

наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава - трава, катоарые - которые, бабабушка - бабушка, клюкиква - клюква);

искажение слова (наотух - на охоту, хабаб - храбрый, мчуки - щеки, спеки - с пенька);

слитное написание слов и их произвольное деление (нас тупила - наступила, виситиастие - висит на стене, у стала - устала);

неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером);

замена одной буквы на другую (зуки - жуки, панка - банка, тельпан - тюльпан, шапаги - сапоги);

нарушение смягчения согласных (васелки - васильки, смали - смяли, кон - конь).

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

аграмматизмы (Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки);

слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане, при летели, в зела, подороге).

^ 25. Классификация ошибок

связной письменной речи умственно отсталых школьников

Неречевые ошибки:

композиционные (структурные): нарушение последовательности изложения;

логические (смысловые): пропуск необходимых слов, фактов, эпизодов; привнесения, не связанные с темой высказывания;

нарушение причинно-следственной зависимости изложенных фактов.

Речевые ошибки:

неточное употребление слов;

использование просторечных и диалектных слов;

употребление лишних слов;

нарушение порядка слов в предложении;

наличие речевых штампов.

Грамматические ошибки:

в структуре слова (в словообразовании, формообразовании существительного, прилагательного, местоимения, глагола);

в структуре словосочетания (в согласовании, управлении, в том числе и в использовании предлогов);

в структуре предложения (нарушение границ предложения, связи между подлежащим и сказуемым, ошибки в построении предложений с однородными членами, в сложном предложении, в предложении с прямой речью).

Орфографические ошибки:

письмо по правилу;

слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей, написание слов с большой и маленькой буквы, перенос слов, графическое сокращение слов.

26. План разбора художественного произведения

^ Подготовка к чтению и словарная работа:

обращение к прошлому опыту учащихся;

беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или диафильмом;

создание проблемной ситуации;

использование музыки;

предварительное составление рассказа с опорой на тему и иллюстрацию;

словарная работа (2-3 слова в начальной школе, 4-5 слов в старшей, разбор новых, непонятных слов).

Чтение текста учителем.

Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).

Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).

Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.

Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.

Деление текста на части и озаглавливание частей.

Пересказ прочитанного (возможные варианты):

по цепочке;

с эстафетой;

от другого лица;

по иллюстрации или серии иллюстраций;

по картинному плану к абзацам, к каждому предложению;

краткий пересказ;

выборочный;

полный;

пересказ по картинно-символическому плану;

пересказ по вопросам;

творческий пересказ.

Работа над характеристикой действующих лиц.

Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):

сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы;

сравниваются характеры героев;

сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произведениях или в одном;

выявление общей идеи;

работа с пословицами, загадками.

^ 27. Виды работы над текстом

на уроке чтения

Чтение всего текста (по заданию учителя).

Чтение, деление на части. Составление плана.

Чтение по готовому плану.

Чтение, после чтения пересказывание.

Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу.

Чтение вполголоса.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Чтение, ответы на вопросы.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 - 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 - 55 слов в минуту).

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

Чтение, подборка звукового оформления «фильма».

Беседа с сопровождением выборочного текста.

Нахождение в тексте 3 (5, 7...) выводов.

Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

Установление путем чтения причинно-следственных связей.

Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

Чтение по ролям.

Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

«Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме ___чн____ , ____жи____ и т. д.

Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

Нахождение в рассказе самого длинного слова.

Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).

Чтение, пометка непонятных слов.

Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

Чтение слов, к которым даны сноски.

Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.

Комбинированное чтение (учитель - учащиеся хором).

^ 28. Используемая литература:

Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике.- М.: Учпедгиз, 1961

Еременко И.Г. Материалы исследования процесса обучения во вспомогательной школе, ч.1.- Киев.,1968.

Егорова Т.Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.:Педагогика,1973

Жук Т.В. Понимание оценки умственно отсталыми учащимися, // Дефектология. 1983 .№1. -с.23

Золотнякова А.С., Комарова Э.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии, -М.: Просвещение,1986.

Зимина Н.Н. Словарная работа на уроках природоведения и географии в речевой школе //Дефектология: 1977. №5. с. 49

Зорина О.Г. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы// Дефектология: 1992.№1.- с. 98

Кириллова А.Г. Некоторые вопросы профориентационной работы во вспомогательной школе//Дефектология: 1985.№6.- с. 38

Ликин B.C. Самостоятельная работа учащихся вспомогательной школы на уроках географии как средство повышения осознанности знаний //Дефектология.1974.№3.- с. 42

Луценко B.C. Исследование эффективности использования словесных методов при обучении умственно отсталых старшеклассников//Дефектология //1979.№3.- с. 31

Луценко B.C. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации //Дефектология.1981.№6.- с. 39

Лиепиня СВ. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Дефектология.1977.№5.- с. 20

Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития// Дефектология.1977.№3.- с. 18

Никитина М.П. Некоторые приемы работы по восполнению пробелов в знаниях учащихся старших классов вспомогательной школы //Дефектология.1976.№6.- с. 31 "Обучение и воспитание умственно отсталых школьников",/Межвузовский сборник научных трудов

Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж Шиф, В. Петровой, Т. Головиной. - М.: Педагогика, 1980 Иркутского госпединститута. -Иркутск, 1989

Проценко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом //Дефектология.1992.№2-3.- с. 2б

Пороцкая Т.Н. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1970

Пинский Б.И. Коррекция недостатков психического развития умственно отсталых школьников в процессе трудового обучения//Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Шиф Ж.И.-М.: Педагогика. 1972. -с.78

Синев В.Н., Капустин А.И. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах //Дефектология.197б.№1.- с. 52

Синев В.Н. Индуктивные и дедуктивные умозаключения учащихся вспомогательной школы//Дефектология.1973,№3.- с. 32

Синев В.Н. Использование учащимися вспомогательной школы логических методов установления причин явлений//Дефектология.1974,№6.- с. 21

Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.- с. 25

Торшина Л.Г. Роль сюжетных картинок в усвоении содержания литературных текстов учащихся младших классов вспомогательной школы//Дефектология.1985.№3.- с. 40

Торшина Л.Г. Работа с умственно отсталыми школьниками над содержанием рассказа при наличии сюжетных картинок//Дефектология.1990.- с. 42

Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроках естествознания во вспомогательной школе//

© 2010-2022